Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
от 5 июня 2020 г. N 49
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита в главном управлении по взаимодействию с федеральными территориальными органами Рязанской области
1. Общие положения
1.1. Внутренний финансовый аудит в главном управлении по взаимодействию с федеральными территориальными органами Рязанской области (далее - главное управление) является деятельностью по формированию и предоставлению начальнику главного управления:
1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий главного управления, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
1.2. Внутренний финансовый аудит осуществляется во исполнение требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и осуществляется в целях:
1) оценки надежности внутреннего процесса главного управления, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также внутренним актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
3) повышения качества финансового менеджмента.
1.3. Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное должностное лицо главного управления, назначаемое приказом начальника главного управления (далее - уполномоченное должностное лицо). При необходимости может быть создана аудиторская группа, состоящая из уполномоченного должностного лица и привлеченных к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц главного управления и (или) экспертов. Уполномоченное должностное лицо подчиняется непосредственно и исключительно начальнику главного управления.
1.4. Объектом внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетных процедур главного управления.
2. Принципы внутреннего финансового аудита
2.1. Деятельность уполномоченного должностного лица и членов аудиторской группы основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
2.2. Принцип законности выражается в строгом и полном соблюдении законодательства Российской Федерации, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и внутренние акты главного управления.
2.3. Принцип функциональной независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности уполномоченного должностного лица беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.
2.4. Принцип объективности выражается в беспристрастности, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода, при планировании и проведении аудиторских мероприятий, а также при формировании заключений и годовой отчетности о результатах деятельности уполномоченного должностного лица.
2.5. Принцип компетентности выражается в применении уполномоченным должностным лицом совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.
2.6. Принцип профессионального скептицизма подразумевает критическую оценку обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств и направлен на минимизацию возможности упустить из виду подозрительные обстоятельства, сделать неоправданные обобщения при подготовке выводов, использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
2.7. Принцип системности заключается в том, что при планировании и проведении аудиторских мероприятий бюджетные и коррупционные риски периодически анализируются по всем бюджетным процедурам.
2.8. Принцип эффективности означает, что планирование и проведение аудиторских мероприятий должно быть основано на необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита и обеспечения полноты заключения о результатах проведения аудиторского мероприятия путем использования заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов.
2.9. Принцип ответственности означает, что уполномоченное должностное лицо несет ответственность перед руководителем главного управления за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи осуществления внутреннего финансового аудита.
2.10. Принцип стандартизации означает, что внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также внутренними актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
3. Задачи внутреннего финансового аудита
3.1. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в главном управлении, а также подготовки предложений по его организации деятельность уполномоченного должностного лица должна быть направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) установление достаточности и актуальности правовых актов и документов главного управления, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения) и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
б) выявление избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
в) изучение наличия прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного управления, в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;
г) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий, требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры;
д) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры;
е) изучение совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольных действий и их результатов, в том числе анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), в целях определения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;
ж) оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
з) формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:
минимизации бюджетных рисков при выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
обеспечения отсутствия и (или) существенного снижения числа нарушений и (или) недостатков, а также устранения их причин и условий;
достижения главным управлением значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3.2. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также внутренним актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, деятельность уполномоченного должностного лица должна быть направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) изучение порядка формирования (актуализации) актов субъекта учета, устанавливающих в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику субъекта учета (документы учетной политики), а также подтверждение соответствия указанных актов субъекта учета требованиям единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
б) подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделения субъектов бюджетных процедур правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
в) определение данных бюджетного учета и (или) бюджетной отчетности, включая показатели бюджетной отчетности, и используемых в их отношении методов внутреннего финансового аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) искажения бюджетной отчетности;
г) формирование суждения уполномоченного должностного лица о достоверности бюджетной отчетности, подготовленное с учетом положений пункта 65 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" и в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) бюджетных средств (индивидуальной бюджетной отчетности), а также соблюдения главным администратором бюджетных средств порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;
д) формирование предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур по предотвращению нарушений и недостатков при отражении в бюджетном учете и (или) бюджетной отчетности информации, в том числе отклонений, существенных ошибок и искажений, а также по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета.
3.3. В целях повышения качества финансового менеджмента деятельность субъекта внутреннего финансового аудита должна быть направлена на решение, в частности, следующих задач:
а) определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, и формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения;
б) оценка исполнения бюджетных полномочий главного управления во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, в целях формирования и представления предложений о повышении качества финансового менеджмента;
в) оценка результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;
г) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию информационного взаимодействия между субъектами бюджетных процедур при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, а также по повышению квалификации субъектов бюджетных процедур, проведению их профессиональной подготовки;
д) оценка результативности и экономности использования бюджетных средств главным управлением, в том числе путем формирования уполномоченным должностным лицом суждения о:
полноте обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;
своевременности доведения и полноте распределения бюджетных ассигнований, а также о полноте обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;
качестве обоснований изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
соответствии объемов осуществленных кассовых расходов прогнозным показателям кассового планирования;
уровне достижения значений показателей результата выполнения мероприятий (при наличии);
обоснованности объектов закупок, в том числе обоснованности объема финансового обеспечения для осуществления закупки, сроков (периодичности) осуществления планируемых закупок, а также начальных (максимальных) цен контрактов;
обоснованности выбора способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с целью достижения экономии бюджетных средств;
равномерности принятия и исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий в течение финансового года;
обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации для достижения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение;
обоснованности показателей государственного (муниципального) задания на оказание (выполнение) государственных (муниципальных) услуг (работ) исходя из объема государственных (муниципальных) услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;
наличии, объеме и структуре дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
4. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении внутреннего финансового аудита
4.1. Уполномоченное должностное лицо, члены аудиторской группы при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий имеют право:
получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и (или) устной форме;
получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами главного управления к используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;
осуществлять профессиональное развитие путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита;
получать от юридических лиц (организаций), которым переданы отдельные полномочия, необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, а также доступ к их прикладным программным средствам и информационным ресурсам в случае, если органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления (их территориальные органы, подведомственные казенные учреждения) и государственные корпорации, являющиеся главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, передали свои отдельные полномочия, в том числе бюджетные полномочия, полномочия государственного (муниципального) заказчика и полномочия, указанные в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Запрос и получение вышеуказанных сведений осуществляется в порядке взаимодействия между передающим отдельные полномочия и принимающим эти полномочия юридическим лицом (организацией) в части предоставления информации об осуществлении переданных полномочий, установленном договором (соглашением) о передаче полномочий и (или) решением о передаче полномочий;
руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями профессионального стандарта "Внутренний аудитор" в части положений, не урегулированных установленными Министерством финансов Российской Федерации федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также внутренними актами главного управления, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита.
4.2. Руководитель аудиторской группы (в случаях, если аудиторская группа не создавалась, - уполномоченное должностное лицо), помимо указанных в п. 4.1 прав, имеет право:
подписывать и направлять запросы субъектам бюджетных процедур о представлении документов и фактических данных, информации, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита;
обсуждать с субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений главного управления, вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе результаты проведения аудиторского мероприятия, отраженные в заключении;
подготавливать и представлять на согласование уполномоченному должностному лицу предложения по программе аудиторского мероприятия, в том числе по ее изменению (в случае если руководитель аудиторской группы не является уполномоченным должностным лицом).
4.3. Уполномоченное должностное лицо, помимо указанных в пунктах 4.1 и 4.2 прав, имеет право:
подписывать и направлять обращения к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимой для проведения аудиторского мероприятия;
привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностное лицо (работника) главного управления и (или) эксперта, а также включать привлеченных лиц в состав аудиторской группы;
определять членов аудиторской группы и назначать руководителя аудиторской группы в целях проведения аудиторского мероприятия;
по результатам проведенной оценки бюджетных рисков вносить изменения в программу аудиторского мероприятия (за исключением изменения срока проведения аудиторского мероприятия в части даты его окончания);
обсуждать с начальником главного управления вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;
подготавливать и направлять начальнику главного управления предложения о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, а также предложения о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
подготавливать предложения, касающиеся организации внутреннего финансового контроля, в том числе предложения об организации и осуществлении контрольных действий;
подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов главного управления, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры.
4.4. Уполномоченное должностное лицо, члены аудиторской группы обязаны:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и внутренние акты главного управления;
соблюдать положения статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
своевременно сообщать начальнику главного управления о нарушениях уполномоченным должностным лицом, членами аудиторской группы принципов внутреннего финансового аудита, о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений;
использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программами этих мероприятий, в том числе по решению руководителя аудиторской группы выполнять отдельные задания и подготавливать аналитические записки в рамках аудиторского мероприятия;
обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;
обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
принимать участие в подготовке заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
4.5. Руководитель аудиторской группы (в случаях, если аудиторская группа не создавалась, - уполномоченное должностное лицо), помимо исполнения указанных в пункте 4.4 обязанностей, обязан:
проводить анализ документов и фактических данных, информации, связанных с объектом внутреннего финансового аудита, в целях планирования и проведения аудиторского мероприятия;
по результатам проведенной оценки бюджетных рисков осуществлять планирование аудиторского мероприятия и формировать программу аудиторского мероприятия, а также представлять ее на утверждение уполномоченному должностному лицу (кроме случаев, когда аудиторское мероприятие проводится уполномоченным должностным лицом единолично);
обеспечивать выполнение программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств;
обеспечивать подготовку заключения;
направлять субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного управления, программу аудиторского мероприятия, а также проект заключения и (или) заключение;
подготавливать материалы, необходимые для рассмотрения письменных возражений и предложений, полученных от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного управления, и по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии).
4.6. Уполномоченное должностное лицо, помимо исполнения указанных в пунктах 4.4 и 4.5 обязанностей, обязан:
планировать свою деятельность, в том числе в части проведения аудиторских мероприятий;
представлять на утверждение начальнику главного управления план проведения аудиторских мероприятий;
обеспечивать выполнение плана проведения аудиторских мероприятий;
утверждать программы аудиторских мероприятий;
самостоятельно проводить аудиторское мероприятие в случае, если не принято решение о создании аудиторской группы;
рассматривать письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного управления, по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии);
подписывать заключения, осуществляя контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и представлять заключения начальнику главного управления;
представлять начальнику главного управления годовую отчетность о результатах деятельности по осуществлению внутреннего финансового аудита за отчетный год;
обеспечивать проведение мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков по форме, приведенной в Приложении N 4;
принимать необходимые меры по предотвращению и (или) устранению нарушений принципов внутреннего финансового аудита, личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, со стороны членов аудиторской группы;
своевременно сообщать начальнику главного управления о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений.
4.7. Субъекты бюджетных процедур имеют право:
ознакомиться с программой аудиторского мероприятия;
получать разъяснения у членов аудиторской группы по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;
получать информацию о результатах проведения аудиторского мероприятия (проект заключения, заключение);
представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
4.8. Субъекты бюджетных процедур обязаны:
оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков;
выполнять законные требования руководителя и членов аудиторской группы;
по результатам проведения аудиторских мероприятий реализовывать меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков (при необходимости);
осуществлять в присутствии членов аудиторской группы (уполномоченного должностного лица) бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, в случае, если аудиторское мероприятие проводится методом наблюдения и (или) инспектирования.
5. Проведение аудиторских проверок
5.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита.
5.2. Аудиторская проверка проводится в соответствии с программой аудиторской проверки с применением следующих возможных методов аудита:
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и (или) недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах;
инспектирования, представляющего собой изучение материальных активов и (или) документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета, либо выполнение членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом самостоятельных расчетов;
запроса, представляющего собой обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия;
подтверждения, представляющего собой процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у членов аудиторской группы или уполномоченного должностного лица;
наблюдения, представляющего собой изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
мониторинга процедур внутреннего финансового контроля, представляющего собой регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
5.3. Составление плана внутреннего финансового аудита производится уполномоченным должностным лицом в срок до 20 декабря года, предшествующего планируемому.
5.4. План представляет собой перечень аудиторских мероприятий в количестве не менее двух, по результатам которых можно будет подтвердить достоверность бюджетной отчетности и правильности ведения бюджетного учета, проведение которых предусмотрено в очередном финансовом году.
По каждому аудиторскому мероприятию в плане указывается тема аудиторского мероприятия, объект аудита, проверяемый период, срок проведения и ответственные исполнители.
5.5. Для проведения аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо вправе создавать аудиторскую группу и назначает ее руководителя.
5.6. Руководитель аудиторской группы (уполномоченное должностное лицо) разрабатывает программу аудиторского мероприятия, которая должна содержать:
- основание аудиторского мероприятия;
- сроки проведения аудиторского мероприятия, его тема, цели;
- перечень объектов аудиторского мероприятия, значимость (уровень) бюджетных рисков;
- перечень вопросов, подлежащих изучению;
- применяемые методы внутреннего финансового аудита;
- Ф.И.О. членов аудиторской группы;
- Ф.И.О. и подпись руководителя аудиторской группы;
- Ф.И.О. и подпись уполномоченного должностного лица;
- дата утверждения программы.
5.7. Форма Плана внутреннего финансового аудита и Программы аудита приведены в Приложениях N 1 и N 2 к настоящему Положению.
5.8. План и Программа внутреннего финансового аудита утверждается начальником главного управления.
5.9. Изменения в план внутреннего финансового аудита вносятся по инициативе уполномоченного должностного лица и утверждаются руководителем главного управления.
5.10. Уполномоченное должностное лицо обеспечивает ознакомление руководителей структурных подразделений главного управления с планом внутреннего финансового аудита в течение трех дней с момента его утверждения.
5.11. По решению начальника главного управления могут проводиться внеплановые проверки. Решение о внеплановой проверке оформляется приказом главного управления, в котором указывается тема, объект, цели и сроки аудита.
5.12. Для сбора, анализа и оценки информации о бюджетных рисках в главном управлении уполномоченным должностным лицом ведется реестр бюджетных рисков (Приложение N 4). В нем указывают наименование операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (объекта риска) и следующие сведения о риске:
- описание;
- владелец;
- оценка значимости (уровня);
- оценка вероятности;
- оценка степени влияния;
- описание последствий;
- описание причин;
- меры по предупреждению или минимизации (устранению). Эти меры указываются, если их возможно и целесообразно принять.
Риски в реестре ранжируются от наиболее значимого к наименее значимому. Деление зависит от оценки вероятности риска и степени его влияния.
Вероятность и степень влияния оценивается как высокая, средняя или низкая.
Таким образом, риск будет считаться значимым, если хотя бы один из таких критериев высокий либо если и вероятность, и степень влияния средние.
Вероятность оценивают как степень возможности наступления событий, которые негативно повлияют на результат выполнения бюджетной процедуры. Степень определяют с учетом причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетных рисков, в том числе информации о результатах:
- оценки надежности внутреннего финансового контроля главного управления;
- мониторинга качества финансового менеджмента, включая мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий главного управления, также качества управления активами и осуществления закупок на государственные (муниципальные) нужды;
- контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля.
Для оценки степени влияния определяют уровень потенциального негативного воздействия события на результаты выполнения бюджетной процедуры по одному или нескольким из следующих показателей:
- отклонения от целевых показателей качества финансового менеджмента, характеризующих качество исполнения бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок для государственных (муниципальных) нужд;
- искажение бюджетной отчетности;
- потенциальный ущерб публично-правовому образованию;
- отклонения от целевых значений государственных (муниципальных) программ;
- санкции, налагаемые в случае возникновения нарушений;
- потенциальное негативное воздействие на репутацию главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Реестр бюджетных рисков актуализируется уполномоченным должностным лицом ежегодно перед составлением плана внутреннего финансового аудита с учетом результатов аудиторских мероприятий.
6. Реализация результатов внутреннего финансового аудита
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.5. По результатам каждого аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы (уполномоченное должностное лицо), составляет заключение, которое утверждается уполномоченным должностным лицом. В заключении отражаются:
- выявленные нарушения и недостатки (по возможности в стоимостной оценке);
- вновь выявленные бюджетные риски, не включенные в реестр бюджетных рисков главного управления;
- предложения и рекомендации по коррекции выявленных нарушений и недостатков, минимизации (устранению) бюджетных рисков, организации и осуществлению ВФК, повышению качества финансового менеджмента;
- фамилию с инициалами, должность и подпись уполномоченного должностного лица и руководителя аудиторской группы (если есть), членов аудиторской группы;
- дату оформления заключения.
Одновременно с проектом заключения составляется проект плана мероприятий по результатам аудита.
Заключение и план мероприятий по результатам аудита составляются в 2 экземплярах. Форма заключения и форма плана мероприятий по результатам аудита приведена в Приложениях N 3 и N 4 соответственно.
5.6. Руководитель аудиторской группы в течение 3 дней после составления направляет проект заключения и проект мероприятий по результатам аудита уполномоченному должностному лицу для согласования. В течение 5 рабочих дней после согласования проект заключения и проект мероприятий по результатам аудита направляются с сопроводительной служебной запиской для ознакомления руководителям структурных подразделений главного управления, в отношении которых проводилось аудиторское мероприятие.
5.7. Руководитель структурного подразделения главного управления в течение 10 рабочих дней знакомится с проектом заключения и проектом плана мероприятий по результатам аудита и по истечении вышеуказанного срока возвращает один экземпляр проекта заключения с отметкой об ознакомлении и приложением возражений и предложений, если таковые имеются.
5.8. Уполномоченное должностное лицо и аудиторская группа в течение 5 рабочих дней рассматривают возражения и предложения руководителей структурных подразделений главного управления, в отношении которых проводилось аудиторское мероприятие, при необходимости вносят изменения в проекты заключения и плана мероприятий по результатам аудита. Затем заключение и план мероприятий по результатам аудита подписывается уполномоченным должностным лицом и членам аудиторской группы и направляется начальнику главного управления.
5.9. Начальник главного управления, рассмотрев заключение и план мероприятий по результатам аудита, принимает одно (несколько) из следующих решений:
- о необходимости реализовать аудиторские выводы, предложения и рекомендации. В этом случае утверждается план мероприятий по результатам аудита;
- недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- привлечении виновных должностных лиц к материальной или дисциплинарной ответственности и проведении служебных проверок;
- направлении материалов в орган государственного (муниципального) финконтроля или правоохранительные органы (если есть признаки неустранимых нарушений).
5.10. Копии заключения и утвержденного плана мероприятий по результатам аудита в течение 3 рабочих дней со дня утверждения направляются руководителям структурных подразделений, в отношении которых проводилось аудиторское мероприятие.
5.11. Уполномоченное должностное лицо контролирует выполнение плана мероприятий по результатам аудита путем:
- получения от субъектов бюджетных процедур информации о выполнении плана мероприятий и ее анализа, в том числе выявления причины невыполнения указанного плана;
- оценки действия субъектов бюджетных процедур по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе проведения дополнительных внеплановых аудиторских проверок;
- подготовки и представления начальнику главного управления доклада о результатах мониторинга плана мероприятий.
5.12. Уполномоченное должностное лицо представляет начальнику главного управления годовую отчетность о результатах деятельности по внутреннему финансовому аудиту за отчетный год не позднее 2 февраля года, следующего за отчетным. Форма годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита приведена в Приложении N 5.
<< Назад |
Приложение >> N 1. План внутреннего финансового аудита |
|
Содержание Приказ Главного управления по взаимодействию с федеральными территориальными органами Рязанской области от 5 июня 2020 г.... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.