Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 5 марта 2021 года.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Позднякова В.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой В.А.,
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению МКУ ГО Заречный "Управление муниципального заказа" (ОГРН 1136683002906 ИНН 6683005330, 624251, Свердловская область, г. Заречный, ул. Невского, д. 3)
к Федеральной антимонопольной службе (125993, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА САДОВАЯ-КУДРИНСКАЯ, ДОМ 11, ОГРН: 1047796269663, Дата присвоения ОГРН: 19.04.2004, ИНН: 7703516539)
3-и лица: ООО "РТС Тендер" (121151, ГОРОД МОСКВА, НАБЕРЕЖНАЯ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО, ДОМ 23А, ЭТАЖ 25 ПОМЕЩЕНИЕ N 1, ОГРН: 1027739521666,
Дата присвоения ОГРН: 10.11.2002, ИНН: 7710357167),
ООО "БЛ ЭНЕРГО" (129626, ГОРОД МОСКВА, ПЕРЕУЛОК 1-Й РИЖСКИЙ, ДОМ 6, СТРОЕНИЕ 2, ПОМЕЩЕНИЕ 13, ОГРН: 1197746729531, Дата присвоения ОГРН: 16.12.2019, ИНН: 9717088809),
МКУ ГО Заречный "Дирекция единого заказчика" (624251, ОБЛАСТЬ СВЕРДЛОВСКАЯ, ГОРОД ЗАРЕЧНЫЙ, УЛИЦА ЛЕРМОНТОВА, ДОМ 29А, ОГРН: 1026600833720, Дата присвоения ОГРН: 21.10.2002, ИНН: 6609009339)
об оспаривании решения N 20/44/105/1301 от 30.07.2020 в части выявления в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения п. 3, 4 ст. 14, п. 8 ст. 32, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
при участии:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - Эминова В.Г. (дов. от 15.05.2020 N ИА/40334/20, диплом)
от третьих лиц: ООО "БЛ ЭНЕРГО" - Путилина В.Ю. (дов. от 17.11.2020, диплом),
ООО "РТС Тендер", МКУ ГО Заречный "Дирекция единого заказчика" - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
МКУ ГО Заречный "Управление муниципального заказа" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к ФАС России об оспаривании решения N 20/44/105/1301 от 30.07.2020 в части выявления в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения п. 3, 4 ст. 14, п. 8 ст. 32, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В обоснование заявленных требований, заявитель указывает, что решение контрольного органа в части выявленных нарушений п. 3, 4 ст. 14, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не соответствует закону, иному нормативному правовому акту, нарушает права и законные интересы заказчика и уполномоченного органа при осуществлении ими законной деятельности, а также возлагают на них обязанности, не соответствующие закону.
ФАС России представлен письменный отзыв на заявление, в котором просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку оспариваемое Решение не нарушает прав и законных интересов Заявителя и не препятствуют его экономической деятельности, следовательно, отсутствует обязательное условие для признания Решения недействительным.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения заявленных требований.
МКУ ГО Заречный "Управление муниципального заказа", ООО "РТС Тендер", МКУ городского округа Заречный "Управление муниципального заказа", извещенные надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ о времени и месте проведения судебного заседания, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение представителя заинтересованного лица, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд признает заявление не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Срок для обращения в суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, решением Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - ФАС, контрольный орган) от 30.07.2020 по делу N 20/44/105/1301 поступившая в контрольный орган жалоба была признана частично обоснованной - в действиях заказчика, уполномоченного органа были выявлены нарушения п. 3, 4 ст. 14, п. 8 ч. 1 ст. 54.3, п. 8 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Муниципальным казенным учреждением городского округа Заречный "Управление муниципального заказа" (далее - уполномоченный орган) 17.07.2020 было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0862300039620000183 на заключение энергосервисного контракта на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории городского округа Заречный, заказчиком которого является Муниципальное казенное учреждение городского округа Заречный "Дирекция единого заказчика" (далее - заказчик).
Жалоба подана на действия заказчика, выраженные в отсутствии установления ограничений допуска товара, установлении ненадлежащего порядка оценки заявок участников, относительно требований к опыту участника, а также установлении некоторых технических требований, несоответствующих требованиями действующего законодательства.
Контрольным органом жалоба признана обоснованной в части отсутствия установления ограничения допуска товара, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что не соответствует требованиям п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок на участие, что не соответствует п. 8 ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и нарушает п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Кроме того, в результате проведения внеплановой проверки, проводимой в результате поступления жалобы, выявлено нарушение п. 8 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в действиях уполномоченного органа, выраженное в размещении разъяснения положений конкурсной документации без указания предмета запроса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 17.07.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 77 237 521,15 рубль;
4) источник финансирования - Бюджет ГО Заречный;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.08.2020.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В конкурсной документации не применены ограничения на допуск радио- технической продукции, происходящей из иностранных государств, установленные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878);
2. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема" (Показатель N 1) нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Критерий N 2);
3. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены технические требования к поставляемому товару.
В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки ФАС России приняла решение, которым жалоба признана обоснованной в части неприменения ограничений, установленных Постановлением N 878, установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки по Критерию N 2 порядка оценки.
В действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 3, 4 статьи 14, пункта 8 части 1 статьи 54.3, части 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Уполномоченному органу, Заказчику, Оператору электронной выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не применены ограничения на допуск радиотехнической продукции, происходящей из иностранных государств, установленные в соответствии с Постановлением N 878.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является оказание услуг по выполнению мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения (далее - Энергосервисный контракт).
В рамках Энергосервисного контракта необходимо в том числе демонтировать существующие светильники и поставить, смонтировать энергосберегающие светодиодные светильники.
При этом в соответствии с приложением N 2 к энергосервисному контракту установлена обязанность выполнить на Объекте энергосервиса Энергосберегающие мероприятия.
Приложением к техническому заданию Конкурсной документации установлены требования к техническим характеристикам товаров "Уличный светодиодный светильник. Тип 1", "Уличный светодиодный светильник. Тип 2".
На заседании Комиссии установлено, что товары "Уличный светодиодный светильник. Тип 1", "Уличный светодиодный светильник. Тип 2"
ОКПД 27.40.39.113 включен в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр), установленный в соответствии с Постановлением N 878.
При этом, пунктом 5.1. проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено следующее: "Все оборудование, отделимые и неотделимые улучшения, установленные Исполнителем, передаются заказчику по Акту приема-передачи (Приложение N 13) с приложением локального сметного расчета, акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета-фактуры в срок, установленный п. 3.1.8 Контракта". Кроем того, пунктом 5.1. технического задания установлено следующее: Целью при реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергоресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов Заказчика является проведение следующих мероприятий:
- провести энергетическое обследование;
- добиться снижения потребления электрической энергии при эксплуатации объектов Заказчика.
Размер экономии электрической энергии, за весь срок действия Контракта, должен быть не от начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет: в денежном выражении не менее - ( руб. коп.), в натуральном выражении не менее - кВт*ч;
- выполнить мероприятия в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов-изготовителей оборудования;
- заменить существующие осветительные приборы (ОП) на светодиодные в количестве 1 880 шт.;
- заменить существующие опоры освещения на новые в количестве 38 шт.;
- заменить существующие линии уличного (наружного) освещения на СИП в количестве 22 020 м;
- заменить существующие приборы учета э/э на шкафы уличного освещения с системой сбора данных в количестве 92 шт.;
- разработать схемы расположения и подключения электрооборудования и сетей уличного освещения на территории городского округа Заречный;
- обеспечить качество оказываемых услуг (выполняемых работ) в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СНиП), государственными стандартами Российской Федерации в области строительства и капитального ремонта (ГОСТ), правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и иными действующими нормами, и техническими условиями.
Также пунктом 5.2. установлено что проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов Заказчика, включают в себя замену существующих осветительных приборов уличного (наружного) освещения на светодиодные (энергоэффективные) в местах их установки.
Кроме того, пунктом 3.1.8 проекта контракта установлено что оборудование, отделимые и неотделимые улучшения на объектах имущества Заказчика, произведенные Исполнителем в ходе осуществления ЭЭМ, передаются в собственность Заказчика не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня их совершения по Акту приема-передачи (Приложение N 13) с приложением локального сметного расчета, акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета-фактуры.
Таким образом, в рамках указанных мероприятий исполнитель по контракту осуществляет оказание услуг с использованием товара, а именно светодиодных светильников.
Необходимо отметить, что энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на объектах наружного (уличного) освещения достигается исключительно за счёт мероприятий по замене светодиодных светильников. Таким образом, по результатам выполнения контракта надлежащим образом Истец обязан принять светодиодные светильники в соответствии с нормами Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
С учетом изложенного, ФАС России пришла к выводу, что в рамках закупки услуг с использованием товара, в том числе при выполнении мероприятий в рамках Энергосервисоного контракта, фактически осуществляется поставка товара, передаваемого в собственность Заказчику, что подразумевает необходимость применение ограничений, установленных Постановлением N 878.
С учетом изложенного, ФАС России пришла к выводу, что в рамках закупки услуг с использованием товара, в том числе при выполнении мероприятий в рамках Энергосервисоного контракта, фактически осуществляется поставка товара, передаваемого в собственность Заказчику, что подразумевает необходимость применение ограничений, установленных Постановлением N 878.
Вместе с тем, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлено ограничений, предусмотренных Постановлением N 878.
Кроме того, довод Заявителя о том, что в Реестре не содержится сведений о данных видах радиоэлектронной продукции является несостоятельным поскольку в случае такого отсутствия заказчиком в соответствии с пунктом 5 Постановления N 878 необходимо установить, обоснование невозможности соблюдения ограничения на до-пуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки. Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно соответствуют следующим условиям (далее - Условия):
содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр);
не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции".
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N 126н (далее - Требования).
Таким образом, при проведении указанных закупок заказчикам необходимо устанавливать в извещении о проведении закупки и документации о закупке условия допуска в соответствии с Постановлением N 878 (или размещать в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанного ограничения) и преференции в соответствии с Приказом N 126н.
В случае неприменения Постановления N 878 в связи с тем, что участники закупки не соответствуют Условиям (например, не предоставили номер реестровой записи из Реестра), применяются преференции в соответствии с Приказом N 126н.
Кроме того, суд обращает внимание на недопустимость применения заказчиками противоречивых требований к техническим характеристикам осветительного оборудования, а также установления заказчиком требований к техническим характеристикам, которые приводят к ограничению количества участников закупки.
Заказчик самостоятельно определяет способ закупки с учетом положений Закона о контрактной системе (электронный аукцион или открытый конкурс в электронной форме)".
Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия N 2.
Согласно части 1 статьи 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Конкурсной документацией установлен порядок оценки заявок.
Согласно Конкурсной документации Критерий N 2 содержит Показатель N 1, под которым понимаются услуги, работы, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (экономия электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного освещения. Цена каждого энергосервисного контракта (договора) должна оставлять не менее 40% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится данный открытый конкурс в электронной форме.
Оценка заявок (предложений) по данному критерию осуществляется по 100- балльной шкале оценки энергосервисных контрактов, которые должны одновременно соответствовать всем следующим условиям:
Энергосервисный контракт (договор) не расторгнут на дату размещения на официальном сайте http://zakupki.gov.ru извещения о проведении настоящего конкурса. Обязательства Участника закупки по оказанию услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности должны быть исполнены в полном объеме.
Предметом контракта (договора) является оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации уличного (наружного) освещения.
Энергосервисный контракт (договор) заключен в период с 2013 г. по 2019 г.
На заседании Комиссии установлено, что согласно Конкурсной документации, в рамках Показателя N 1 Критерия N 2 Конкурсной комиссией будут оцениваться исключительно энергосервисные контракты.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 2, поскольку по указанному показателю не подлежат оценке контракты, в том числе связанные с поставкой светильного оборудования, применяемого при оказании энергосберегающих услуг.
Кроме того, Заказчиком установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения:
- наличие от 1 до 2 (включительно) контрактов (договоров) - 20 баллов
- наличие от 3 до 4 (включительно) контрактов (договоров) - 40 баллов наличие от 5 до 6 (включительно) контрактов (договоров) - 60 баллов наличие от 7 до 8 (включительно) контрактов (договоров) - 80 баллов наличие 9 и более контрактов (договоров) - 100 баллов отсутствие контрактов (договоров) - 0 баллов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанный порядок присвоения баллов свидетельствует об отсутствии пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений, что не соответствует Закону о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия N 2, не соответствуют части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках данного показателя оценке подлежат только государственные/муниципальные Энергосервисные контракты, а также государственные/муниципальные контракты или договоры поставки осветительного оборудования для целей реализации государственных/муниципальных Энергосервисные контрактов.
Однако по результатам конкурса заключается Энергосервисный контракт, в рамках которого исполнитель за свой счет реализует энергосберегающие мероприятия на объекте заказчика, то есть осуществляет поставку товаров, выполняет строительно-монтажные (а при необходимости и проектные) работы, в результате чего уменьшается потребление энергетических ресурсов. Экономия потребления энергетических ресурсов не является самостоятельным видом работы/услуги, а является следствием реализации энергосберегающих мероприятий.
Следовательно, сопоставимость опыта должна определяться исходя из характера поставки/работ, осуществляемой/выполняемых в рамках энергосберегающих мероприятий.
По показателю в качестве опыта сопоставимого характера должны учитываться любые контракты на поставку товаров/выполнение работ, аналогичных поставляемым/выполняемым в рамках энергосберегающих мероприятий.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Критериям N 1,2, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, в случае проведения открытого конкурса в электронной форме, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий "Квалификация участников закупки" (далее - "Квалификация участников закупки").
Подпунктом "б" пункта 27 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" могут быть, в том числе следующие показатели: "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - "Опыт участника закупки"), "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" (далее - "МТР") и "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (далее - "Трудовые ресурсы").
Таким образом, в случае установления в порядке оценки заявок документации о закупке показателя "Опыт участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки", для целей оценки и присвоения баллов в документации о закупке необходимо устанавливать следующие показатели, а именно: наличие опыта реализации энергосервисных контрактов и контрактов, связанных с поставкой и монтажом осветительного оборудования, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов. При этом величина значимости таких показателей должна быть одинаковой.
Кроме того, в случае установления в порядке оценки заявок документации о закупке показателей "МТР" и "Трудовые ресурсы", для целей оценки и присвоения баллов по указанным показателям в документации о закупке необходимо устанавливать значение привлекаемых материально-технических ресурсов и трудовых ресурсов в количестве, необходимом для выполнения работ (оказания услуг) в рамках исполнения контракта".
Таким образом, оспариваемое решение ФАС России N 20/44/105/1301 от 30.07.2020 является законным и соответствует ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не могут нарушать права и законные интересы заявителя.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 71, 75, 110, 167-170, 176, 199-201 АПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований - отказать в полном объеме.
Проверено на соответствие ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья |
В.Д. Поздняков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 марта 2021 г. N А40-214120/20-93-1534
Текст решения опубликован не был