Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Семеновым Р.В, государственным советником РФ 2 класса, май 2021)
1. Возврат электронной площадкой заявки на участие в закупке отдельных видов товаров (работ, услуг), в отношении участников которой Постановлением N 99 установлены дополнительные требования, правомерен, поскольку подача заявок осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Общество обратилось в Федеральную антимонопольную службу с заявлением на неправомерные действия оператора электронной площадки, на сайте которого заказчиком проводилась закупка на выполнение на выполнение работ по сносу (демонтажу) зданий, строений, сооружений, в следствии чего заявитель был лишен возможности принять участие в указанной закупке.
Данные обстоятельства в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе явились основанием для проведения внеплановой проверки.
Как следует из материалов проверки, учитывая объект закупки в извещении об аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с приложением N 1 Постановления N 99. Следовательно, подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок в ходе осуществления внеплановой проверки установлено, что на момент срока окончания подачи заявок на участие в аукционе общество не аккредитовано по требуемому пункту приложения N 1 Постановления N 99.
Учитывая изложенное, при таких обстоятельствах, в соответствии с частью 1 статьи 66 Закона о контрактной системе у общества отсутствовала возможность подачи заявки.
Таким образом, действия электронной площадки соответствуют Закону о контрактной системе, а довод заявителя признан не нашедшим своего подтверждения.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 21.04.2021 N 21/44/99/63 (полный текст изготовлен 26.04.2021).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 31.03.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - бюджет города, КБК - ***;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.04.2021;
6) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 8 участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 09.04.2021;
9) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 5 участников Аукциона, заявки которых признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и Закону о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложение о цене контракта в размере *** рубля.
Согласно доводу Заявителя, Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:
1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 Закона о контрактной системе, при направлении таких документов (или их копий).
Согласно части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.04.2021 в 09:00.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком в извещении об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.6 приложения N 1 Постановления Правительства N 99.
При этом представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что на момент срока окончания подачи заявок на участие в Аукционе Заявитель не аккредитован по пункту 2.6 приложения N 1 Постановления Правительства N 99, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 66 Закона о контрактной системе у Заявителя отсутствовала возможность подачи заявки.
Кроме того, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил материалы, согласно которым Заявителем 07.04.2021 подана заявка на аккредитацию по пункту 2.6 приложения N 1 Постановления Правительства N 99, при этом Оператором электронной площадки в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе Заявитель аккредитован 09.04.2021.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 05.04.2021 N 303/21, Комиссия решила:
Признать довод ООО "***" не нашедшим своего подтверждения.
2. Требования порядка оценки по критерию "Квалификация", предъявляемые к минимальной стоимости контрактов/договоров, а также к их дате заключения, является ненадлежащими.
ФАС России в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе на основании обращения общества проведена внеплановая проверка действий субъекта контроля при проведении закупки на строительство учебного учреждения.
Как следует из обращения, общество утверждало, что субъектами контроля ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателям "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация".
Напомним, в соответствии с части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Таким образом, устанавливаемый субъектами контроля в закупочной документации порядок оценки должен обеспечивать возможность определить закупочной комиссии заказчика лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, и, как следствие, определить такого участника победителем.
Между тем, как следует из материалов проверки, согласно конкурсной документации по указанному показателю критерия "Квалификация" предусмотрен порядок оценки, согласно которому конкурсная комиссия оценивает контракты (договоры) участника конкурса, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), заключенных и исполненных в полном объеме за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе с ценой каждого такого контракта (договора) не менее 50% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится Конкурс (стоимость в рублях).
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок пришла к выводу о том, что требования порядка оценки конкурсной документации, предъявляемые к минимальной стоимости контрактов/договоров, а также к их дате заключения является ненадлежащими, поскольку не позволяют выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 19.04.2021 N 21/44/99/56 (полный текст изготовлен 22.04.2021).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом установивших порядок оценки заявок участников закупки по показателям ""Общее количество исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа 15.04.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращение в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.04.2021.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 16.03.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - средства бюджета города, КБК - ***;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.04.2021;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, которые допущены до участия в Конкурсе и признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано ООО "***" с предложением о цене контракта - *** рублей.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия N 1.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с положениями Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия N 1 предусмотрен порядок оценки, согласно которому Конкурсная комиссия оценивает контракты (договоры) участника Конкурса, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), заключенных и исполненных в полном объеме за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе с ценой каждого такого контракта (договора) не менее 50% начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится Конкурс (стоимость в рублях).
Комиссия, изучив указанный порядок оценки приходит к выводу о том, что требования порядка оценки Конкурсной документации, предъявляемые к минимальной стоимости контрактов/договоров, а также к их дате заключения является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Кроме того, требования порядка оценки по Показателю N 1 Критерия N 1 о том, что оценке подлежат исключительно контракты/договоры, которые исполнены за последние 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, могут привести к ограничению количества участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 05.04.2021 N 303/21, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 19.04.2021 по делу N 21/44/99/56 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
3. Проектная документация подлежит размещению в Единой информационной системе в сфере закупок в полном объеме.
ФАС России поступило обращение общества, в числе прочего которым утверждалось, что вопреки требований пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в составе размещенного файла с проектно-сметной документацией не размещены часть смет, что послужило основанием в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе для проведения внеплановой проверки.
Напомним, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства документация о закупке должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 33 Закона о контрактной системе.
Как установлено Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок, проектная документация на объект в ЕИС размещена в полном объеме, обратного обществом не приведено.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 13.04.2021 N 21/44/99/55 (полный текст изготовлен 13.04.2021).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установивших в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1);
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в составе Конкурсной документации неправомерно не размещена в ЕИС, в том числе, смета на устройство шпунтового ограждения.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 12.04.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 13.04.2021.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 12.03.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 031 391 841, 09 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 19.04.2021;
1.1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям N 1 Критерия N 1, поскольку в рамках данного показателя не подлежат оценке гражданско-правовые договоры, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27.2 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является, в том числе, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Критерий "Цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги" - 60%, коэффициент значимости равен 0,6;
2) Критерий N 1 - 40%, коэффициент значимости равен 0,4.
Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит, в том числе Показатель N 1, в рамках которого "под успешным выполнением работ понимаются исполненные контракты (договоры), заключенные в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" или Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (по каждому исполненному контракту/договору) подтверждается следующими документами:
- копия (копии) ранее полностью (по суммам актов) исполненного (исполненных) контракта/договора (контрактов/договоров), по успешному выполнению работ;
- копия(и) акта(ов) сдачи-приемки выполненных работ, подтверждающего(их) исполнение контракта/договора в полном объеме.
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями.
Под работами сопоставимого объема понимается выполнение работ по исполненному контракту/договору стоимость которого составляет не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который, проводится закупка. Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту/договору".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанные требования порядка оценки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.
Вместе с тем Заявитель явку представителей на заседании Комиссии не обеспечил, а также в составе обращения не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.
1.2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия N 1, поскольку в рамках данного показателя установлена минимальная стоимость контрактов, предоставляемых к оценке.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу о том, что установление в порядке оценки Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия N 1 минимальной стоимости контрактов, а именно стоимости контракта (договора) не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, а также не соответствует пункту 27.2 Правил.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным Заказчиком требованиям.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, положениями Конкурсной документации, объектом закупки является выполнение работ по строительству здания государственного бюджетного учреждения здравоохранения по адресу: ***.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что на объект "Строительство здания государственного бюджетного учреждения здравоохранения по адресу: ***" получено положительное заключение государственной экспертизы N *** от 31.12.2019.
При этом на заседании Комиссии установлено, что проектная документация в ЕИС размещена в полном объеме.
На основании изложенного, и учитывая, что Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
3. Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит, в том числе, Показатель N 1, в рамках которого оценивается: "суммарный объём выполненных работ, исчисляемых в рублях успешно исполненных контрактов (договоров), сопоставимого характера и объема за последние 2 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке (в которых участник закупки выступает генеральным подрядчиком)".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что требование порядка оценки по Показателю N 1 Критерия N 1 об оценке исключительно контрактов, которые исполнены за последние 2 года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, по мнению Комиссии могут привести к ограничению количества участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
Кроме того, порядком оценки Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: копии документов, предоставляемых в рамках оценки по Показателю N 1 Критерия N 1, должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе, дополнительными соглашениями.
Комиссия, изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия N 1, поскольку отсутствие вышеуказанных приложений к исполненному контракту/договору, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
С учетом изложенного, в случае если проектная документация содержит указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя, в документации о закупке с целью соблюдения положений Закона о контрактной системе необходимо установить условие о возможности использования эквивалентного товара.
На заседании Комиссии установлено, что согласно локальному сметному расчету N 03-01-04, размещенному в ЕИС, в рамках исполнения контракта необходимо, в том числе установить "Элемент термостатический марки BROEN BALLOTHERM давлением 1,0 МПа (10 кгс/см2): исполнение SRH, с резьбовым присоединением М 30х1,5".
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация не содержит условие о возможности использования эквивалентного товара при выполнении работ.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 05.04.2021 N 303/21, Комиссия решила:
1. Признать довод обращения ООО "***" в части установления ненадлежащим образом порядка оценки Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия N 1 нашедшим свое подтверждение.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 13.04.2021 по делу N 21/44/99/55 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор практики проведения внеплановых проверок при закупках по 44-ФЗ (май 2021 г.).
Возврат электронной площадкой заявки, если Правительством установлены дополнительные требования к опыту участников, правомерен, поскольку подача заявок осуществляется только участниками закупки, электронные документы которых размещены в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Требования порядка оценки по критерию "Квалификация", предъявляемые к минимальной стоимости контрактов/договоров, а также к их дате заключения, является ненадлежащими.
Проектная документация подлежит размещению в ЕИС в полном объеме.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Семеновым Р.В., государственным советником РФ 2 класса) - Специально для Системы ГАРАНТ, май 2021
Текст обзора опубликован не был