Сроки действия обязательств по договорам
страхования и перестрахования
Понятия "срок действия обязательств" и "срок исполнения обязательств" существенно различаются. Срок исполнения обязательств означает время, по истечении которого должник предоставляет исполнение кредитору. Такой срок может быть четко определен в договоре в виде конкретной даты либо исчисляться с момента наступления определенных юридических фактов или с момента предъявления требования кредитором. Срок же действия обязательств представляет собой период, в течение которого кредитор готов нести свои обязательства. При заключении договоров страхования и перестрахования эти понятия необходимо четко различать в силу следующих причин:
1) последствия реализовавшейся опасности (страхового риска), предусмотренной договором страхования, подчас могут проявиться не сразу, а через месяцы, годы или даже десятилетия;
2) расследование событий, которые имеют хотя бы внешние признаки страхового случая, может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет (авиационные катастрофы, крупные промышленные аварии и т.д.);
3) как правило, указываются относительно непродолжительные сроки исполнения обязательств, тогда как сроки действия обязательств всегда имеют достаточно длительный характер;
4) срок действия страхового обязательства определяет возможность формирования специальных страховых резервов - резерва произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ), и резерва заявленных, но неурегулированных убытков (РЗНУ), а срок исполнения обязательств на формирование резервов не сказывается;
5) длительность сроков действия страхового обязательства и, напротив, краткосрочность исполнения обязательства по страховой выплате представляют собой важные факторы качества страховой услуги. Сближение же этих сроков означает снижение качества услуги.
В настоящее время нет единого подхода к регулированию сроков действия страхового обязательства как основного вида обязательств по договорам страхования и перестрахования. Встречаются следующие варианты:
1) жесткое ограничение по времени срока действия страхового обязательства после окончания срока действия договора страхования или перестрахования (скажем, в пределах срока исковой давности по спорам, связанным с исполнением договоров имущественного страхования, - 2 года, договоров личного страхования - 3 года);
2) ограничение времени несения обязательств, но уже произвольными сроками, например, 3 года или 5 лет по истечении срока действия договора;
3) не ограниченное по времени действие обязательств (либо ограничение срока их действия моментом надлежащего исполнения, что, строго говоря, одно и то же).
Сторонники первого варианта аргументируют свою позицию тем, что сам законодатель ограничил срок принудительного исполнения обязательств сторон страховой сделки двумя или тремя годами. К тому же в течение такого срока реализуется абсолютное большинство всех требований страхователей. Сторонники второй точки зрения исходят из своих представлений о достаточности времени для завершения всех взаиморасчетов по сделке.
К сожалению, данные варианты нельзя считать оптимальными. Срок принудительного исполнения обязательства через суд (срок исковой давности) и срок добровольного несения обязательства - отнюдь не одно и то же. Когда между сторонами страховой или перестраховочной сделки возникают споры или даже конфликты, суду сложно через продолжительный период времени установить истину, и чем больше времени проходит с момента наступления того или иного юридического факта, тем вероятнее опасность вынесения ошибочного решения. Чтобы уменьшить эту опасность и сделать гражданский оборот более динамичным, государство вводит ограниченные давностные сроки. Хотя, на наш взгляд, при современном развитии техники фиксации, передачи и хранения информации такие ограничения становятся все менее обоснованными. Установление более длительных, но произвольно ограниченных сроков действия обязательств фактически приводит, пусть и несколько реже, к тем же последствиям.
По нашему мнению, единственно правильный подход - когда страховщик и перестраховщик не ограничивают действия своих обязательств никакими сроками. Только в этом случае можно в достаточной степени защитить имущественные интересы страхователей и перестрахователей, сделать страховую и перестраховочную услуги по-настоящему качественными. Такая концепция полностью соответствует и базовой конструкции соотношения сроков действия договоров и обязательств по ним, установленной российским гражданским законодательством. Законодатель в виде общего правила установил, что прекращение договора не влечет за собой прекращения обязательств сторон по нему. Напротив, для того чтобы окончание срока действия договора привело к прекращению обязательств сторон по данной сделке, они должны специально предусмотреть такие последствия в договоре (п. 3 ст. 425 ГК РФ).
Гражданское право также исходит из основополагающего принципа прекращения обязательств их надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК РФ). Исключения из этого правила могут устанавливаться ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (п. 1 ст. 407 ГК РФ). Поскольку ни ГК РФ, ни иные законодательные и правовые акты сроки действия обязательств страховщиков и перестраховщиков не ограничивают, достаточно просто не предусматривать иного в договорах страхования и перестрахования.
Что происходит со сроками действия обязательств при их частичном исполнении? Если кредитор принимает частичное исполнение, то в исполненной части обязательства прекращаются, но продолжают действовать в неисполненной части.
Возможно ли прекращение страхового обязательства новацией долга или отступным? Подчас страховщик или перестраховщик, не располагая необходимой суммой денег для страховой выплаты, готов предложить в порядке новации долга передачу, скажем, своих векселей либо в порядке отступного - передачу контрагенту какого-либо имущества или ценных бумаг. Эту ситуацию следует отличать от той, в которой страховщик в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27.11.92 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела) компенсирует ущерб страхователя предоставлением ему имущества, аналогичного утраченному объекту страхования, например, вместо угнанной автомашины предлагает передать в собственность страхователю или выгодоприобретателю автомашину такой же марки. Об отступном можно говорить лишь в том случае, когда страхователю предлагается иное имущество, нежели утраченный объект страхования.
По нашему мнению, страховые обязательства не могут прекращаться ни новацией долга, ни отступным, так как согласно п. 3 ст. 10 Закона об организации страхового дела страховая выплата представляет собой денежную сумму, установленную федеральным законом и (или) договором страхования и перестрахования и выплачиваемую страховщиком страхователю, а перестраховщиком - передающей риск стороне при наступлении страхового случая. Из этого правила сделано единственное исключение, о котором уже шла речь. Таким образом, условия договора страхования или перестрахования либо иного соглашения между сторонами страховой или перестраховочной сделки о прекращении страхового обязательства новацией долга или отступным не соответствуют императивным нормам закона и являются ничтожными. В то же время, на наш взгляд, возможно корректное решение этой проблемы - когда стороны не изменяют характер страховой выплаты, а параллельно заключают договор купли-продажи соответствующего имущества и производят зачет встречных однородных (денежных) требований, сроки которых наступили, - страховой выплаты и цены договора купли-продажи.
Препятствий к прекращению страхового обязательства зачетом нет, так как характер страховой выплаты как денежной суммы не изменяется. Прекращение страхового обязательства зачетом, по нашему мнению, возможно на любые встречные денежные обязательства: по встречному обязательству об уплате страховой премии, по встречным страховым выплатам, когда две страховые компании застраховали свое имущество друг у друга, а по договорам перестрахования - и по встречным обязательствам по уплате перестраховочной премии, и по встречным страховым выплатам, и по встречной выплате тантьемы (доли в прибыли перестраховщика, уплачиваемой в соответствии с условиями сделки перестрахователю). При этом допускается зачет обязательств не только по одному договору страхования или перестрахования, но и по разным договорам или даже группам договоров.
Что касается сроков действия обязательства страхователя или перестрахователя по уплате премии, то их режим во многом схож с правовым режимом страховых выплат. В п. 1 ст. 11 Закона об организации страхового дела установлено, что страховая премия уплачивается страхователем в валюте Российской Федерации или в случаях, предусмотренных валютным законодательством, - в иностранной валюте, т.е. всегда в денежной форме. Поэтому нельзя прекратить данное обязательство, просто передав страховщику или перестраховщику какое-то имущество (отступное). В то же время, на наш взгляд, нет препятствий к тому, чтобы эти обязательства могли прекращаться новацией долга, но новые обязательства тоже должны носить денежный характер. Так, вполне законна операция, когда страхователь выдает страховщику вексель в порядке новации своего долга по уплате страховой премии. Фактически это означает отсрочку уплаты страховой премии, что не противоречит законодательству (п. 1 ст. 957 ГК РФ), а сроки такой отсрочки определяют сами участники сделки исходя из свободы договора. Обязательство об уплате страховой премии может быть прекращено зачетом встречного требования о страховой выплате, о страховой премии (когда два страховщика застраховали друг у друга свое имущество либо заключили между собой договор).
Сроки действия иных обязательств сторон по договорам страхования или перестрахования могут иметь определенную специфику. Так, обязательства страхователя об уведомлении страховщика о произошедшем страховом случае могут действовать очень непродолжительный период времени - не более нескольких дней, иначе такие обязательства теряют всякий смысл. В договорах перестрахования срок действия подобного обязательства может быть более длительным. Например, в некоторых договорах облигаторного перестрахования встречаются оговорки, в силу которых перестраховщик освобождается от обязанности по страховой выплате, если извещения о страховых событиях не были направлены ему в течение нескольких месяцев. Указанное обязательство не может прекращаться ни зачетом, ни новацией долга, ни отступным.
Такой же жесткий режим имеют сроки действия обязательства страхователя и перестрахователя об извещении контрагентов о значительном изменении существенных обстоятельств страхования. Срок действия такого обязательства не может быть длительным, так как согласно п. 1 ст. 959 ГК РФ должник обязан исполнить это обязательство незамедлительно после того, как оно стало ему известно. Здесь также неприменимы предусмотренные законодательством способы прекращения обязательства, кроме его надлежащего исполнения. Есть все основания говорить о том, что сроки действия информационных обязательств передающей риск стороны совпадают со сроками их исполнения.
Срок действия обязательства перестрахователя по предоставлению перестраховщику возможности ознакомления с документами, относящимися к договору перестрахования, как нам представляется, должен быть достаточно длительным - до нескольких лет либо вообще до истечения сроков хранения у перестрахователя соответствующей документации, установленных законодательством и его внутренними документами. Но эти сроки должны оканчиваться в момент, когда между участниками сделки возник судебный спор.
С. Дедиков,
Московское перестраховочное общество
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 37, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71