Письмо Банка России от 11 июля 2019 г. N 12-4-5/4572
Вопрос
Банк просит дать разъяснения в целях надлежащего исполнения Указания N 4936-У 1 по следующим вопросам
Вопрос 1.
В отношении показателя "Основание совершения операции" (Таблица 3.2, строка 24): сведения о каком документе следует указывать для кодов вида операции 1003 и 1004?
Вопрос 2.
Возникает ли у Банка обязанность представлять сведения о лице:
фактически подписавшем распоряжение на проведение операции, но не являющимся единоличным исполнительным органом;
фактически подписавшем документ - основание для проведения платежа (например, лицо, подписавшее договор займа), но не являющимся лицом, фактически подписавшим распоряжение на проведение операции и не являющимся единоличным исполнительным органом.
В случае, если такая обязанность возникает, то в каком показателе такие сведения должны быть отражены?
Вопрос 3.
В отношении показателя "Тип единоличного исполнительного органа" (Таблица 2.9.1, строка 1): какое значение должен принять данный показатель (<1> или <2>) в случае, если единоличным исполнительным органом является индивидуальный предприниматель?
Вопрос 4.
В отношении показателя "Адрес места приема (выдачи) наличных денежных средств, авторизации ЭСП" (Таблица 2.14, строка 2): в случае, если прием (выдача) наличных денежных средств производится оператором по переводу денежных средств, обслуживающим плательщика (получателя), то какое значение должен принять данный показатель?
Вопрос 5.
В отношении показателя "Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания" для индивидуального предпринимателя (Таблица 2.10, строка 20): просим подтвердить вывод Банка о том, что в данном показателе указывается адрес места жительства (регистрации) или места пребывания физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
Вопрос 6.
В отношении показателя "Код признака необычной операции" (Таблица 3.2, строка 17): просим уточнить иные случаи, при которых может указываться код вида необычной операции.
Вопрос 7.
В отношении показателя "Вид перевода денежных средств" (Таблица 3.2, строка 42): просим подтвердить вывод Банка о том, что данный показатель может принимать следующие значения для каждой отдельной (самостоятельной) операции:
<1> - для операций по безналичному списанию денежных средств с банковского счета клиента;
<1> - для операций по безналичному зачислению денежных средств на банковский счет клиента;
<2> - для операций по выдаче наличных денежных средств с банковского счета клиента получателю средств - физическому лицу 2;
<4> - для операций по внесению наличных денежных средств по распоряжению клиента - физического лица 3 на банковский счет получателя средств;
<5> - для операций приема наличных денежных средств по распоряжению клиента - физического лица (без открытия банковского счета);
<5> - для операций выдачи наличных денежных средств клиенту - физическому лицу (без открытия банковского счета).
Одновременно, ввиду отсутствия в настоящее время разъяснений/рекомендаций Банка России в отношении применения Указания N 4936-У, у Банка возникает вопрос относительно актуальности позиции Банка России и его территориальных подразделений, содержащейся в Информационных письмах Банка России, в том числе в Информационном письме от 31.03.2011 N 18, а также в адресных ответах применительно к содержанию сведений и информации, включаемых в показатели.
Также просим уточнить, предполагается ли рассмотрение вопроса об особенностях применения/неприменения мер ответственности к кредитным организациям/их должностным лицам на первоначальном этапе работы с новым Указанием N 4936-У.
------------------------------
1Указание Банка России от 17.10.2018 N 4936-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", установленных Указанием N 4936-У.
2 В случае выдачи наличных денежных средств с банковского счета клиента - юридического лица, кого следует указывать получателем по операции?
3 В случае внесения наличных денежных средств на банковский счет по распоряжению клиента юридического лица, кого следует указывать плательщиком по операции?
------------------------------
Ответ
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России рассмотрел обращение кредитной организации по вопросам формирования электронного документа в виде формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС), предусмотренного Указанием N 4936-У 1, в соответствии с порядком, установленным Правилами 2, и сообщает следующее.
По первому вопросу.
Кредитная организация самостоятельно определяет перечень документов, являющихся основанием совершения тех или иных операций, исходя из требований законодательства Российской Федерации.
При этом отмечаем, что показатель 24 "Основание совершения операции" таблицы 3.2 Правил является условным, то есть его наличие в ФЭС обусловлено наличием соответствующего основания.
По второму вопросу.
В целях надлежащего исполнения кредитной организацией требований Федерального закона N 115-ФЗ 3 в части представления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в состав ФЭС включается информация о представителе, действующем от имени участника операции, подлежащей обязательному контролю, при ее совершении.
Кроме того, если участником операции (клиентом либо контрагентом клиента, одновременно являющимся клиентом кредитной организации) является юридическое лицо, то в состав сообщения включается информация о ЕИО 4, который в силу прямого указания закона всегда является представителем юридического лица.
Если операция совершается по распоряжению представителя клиента - юридического лица, не являющегося его ЕИО, то информация о таком лице отражается в таблице 3.2 Правил блок (строки 27 - 41 указанной таблицы). При этом сведения о ЕИО также должны быть отражены в ФЭС (таблица 2.9.1 Правил).
По третьему вопросу.
В случае если полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица исполняет индивидуальный предприниматель, показатель 1 "Тип единоличного исполнительного органа" таблицы 2.9.1 Правил принимает значение <2> (единоличным исполнительным органом является физическое лицо).
Порядок заполнения показателя 2 "Адрес места приема (выдачи) наличных денежных средств, авторизации ЭСП" таблицы 2.14 Правил прямо определен структурой данного показателя, согласно которой в данном показателе следует указать адрес места приема (выдачи) наличных денежных средств, в том числе адрес нахождения банкомата (платежного терминала); адрес авторизации ЭСП, в том числе адрес нахождения банкомата (платежного терминала).
По пятому вопросу.
Порядок заполнения показателя 20 "Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания" таблицы 2.10 Правил для индивидуального предпринимателя прямо определен структурой данного показателя - адрес места жительства, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке или адрес места пребывания.
По шестому вопросу.
Если в показателе 15 "Код вида операции" таблицы 3.2 Правил указан код вида операции "6001", то показатель 17 "Код признака необычной операции" данной таблицы Правил заполняется кодом (кодами) вида необычной операции в соответствии с приложением к Положению N 75-П 5.
В случае если в показателе 15 "Код вида операции" таблицы 3.2 Правил отражено иное значение ( 6001), то показатель 17 "Код признака необычной операции" в ФЭС может отсутствовать.
По седьмому вопросу.
Ответ на вопрос в части порядка заполнения показателя 42 "Вид перевода денежных средств" таблицы 3.2 Правил следует из норм Федерального закона N 161-ФЗ 6 (пункт 12 статьи 3) и Положения N 383-П 7 (пункты 1.3 и 1.4).
Кроме того, пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 161-ФЗ определено, что не является переводом денежных средств внесение наличных денежных средств на свой банковский счет или получение наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств.
В части вопроса о том, кто является получателем/плательщиком по операции выдачи/внесения наличных денежных средств со счета/на счет клиента отмечаем, что подходы к данному вопросу не изменились в связи с вступлением в силу Указания N 4936-У: плательщиком и получателем по данным операциям является одно и то же лицо - клиент кредитной организации.
При представлении кредитной организацией в уполномоченный орган сведений об операциях, при совершении которых один и тот же клиент одновременно является лицом, совершающим операцию, и получателем по операции, информация о таком клиенте включается в ФЭС однократно:
по операции выдачи наличных денежных средств со счета информация о клиенте отражается в ФЭС как о получателе по операции (сделке) 8, при этом информация о лице, совершающем операцию (сделку) в ФЭС не отражается;
по операции внесения наличных денежных средств на счет информация о клиенте отражается в ФЭС как о лице, совершающем операцию (сделку) 9, при этом информация о получателе по операции (сделке) в ФЭС не отражается.
В отношении возможности использования в целях применения Указания N 4936-У ранее доведенных до сведения кредитных организаций позиций Департамента.
Подходы к порядку отражения той или иной информации в составе представляемых в уполномоченный орган сообщений, изложенные в ранее доведенных до сведения кредитных организаций письмах Департамента, могут применяться кредитными организациями в части, не противоречащей требованиям действующего законодательства (например, как это указано в абзаце 4 ответа на вопрос 7 настоящего письма).
О возможности установления переходного периода, в течении которого к кредитным организациям и их должностным лицам не будут применяться меры за несоблюдение требований Указания N 4936-У.
В настоящее время Банком России совместно с Федеральной службой по финансовому мониторингу обсуждаются возможные пути решения данного вопроса.
------------------------------
1Указание Банка России от 17.10.2018 N 4936-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма", установленных Указанием N 4936-У.
3Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
4 Единоличный исполнительный орган.
5Положение Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
6Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
7Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".
8Показатель 27 "Код статуса участника операции (сделки)" таблицы 3.2 Правил принимает значение <2> (получатель по операции (сделке)).
9Показатель 27 "Код статуса участника операции (сделки)" таблицы 3.2 Правил принимает значение <1> (лицо, совершающего операцию (сделку)).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 11 июля 2019 г. N 12-4-5/4572
Текст письма опубликован не был