Становление уголовно-правовой системы Канады
К проблемам уголовного права Канады отечественные ученые обратились сравнительно недавно, останавливаясь в своих исследованиях, как правило, на самой общей характеристике канадской уголовно-правовой системы*(1) или рассматривая отдельные институты уголовного права этой страны*(2). Несмотря на то, что в Канаде по-прежнему действует Уголовный кодекс 1892 г. (в редакции 1985 г. с последующими изменениями и дополнениями), национальное уголовное право по-прежнему представляет особый интерес для исследователей в условиях бурного развития в стране федерального законодательства, законодательства провинций и союзных территорий, в том числе по вопросам защиты прав человека и борьбы с преступностью.
Особая специфика правовой системы Канады связана с наличием в национальном уголовном праве ярко выраженного процессуального компонента. Объединение материальных и процессуальных норм в едином кодифицированном акте под названием "Уголовный кодекс" (Criminal Code) - это и дань традиции, сложившейся в странах системы "общего права", и отпечаток юридической стилистики законодательных актов XIX века, к каковым во многом относится действующий УК Канады, и значительная доля здорового прагматизма и практицизма канадских юристов (прежде всего правоприменителей), которые решающую роль в уголовной юстиции отводят не материальному, а процессуальному праву.
Особенностью канадской уголовно-правовой системы является и то, что большинство вопросов Общей части уголовного права, как она понимается "континентальными" (романо-германскими) юристами, в УК Канады четко и последовательно не прописаны, нередко они содержатся в прецедентах и доктринальных источниках. В этой связи важное значение для выявления особенностей уголовно-правовой системы Канады имеют обзоры судебной практики по уголовным делам, научные труды, учебные пособия и комментарии по вопросам уголовного права и судопроизводства, иные информационные источники.
В свете сказанного канадское уголовное право представляется весьма специфичным явлением, которое имеет свою особую форму и содержание, собственную внутреннюю логику и соответствующие ей юридические конструкции. В целях уяснения ряда положений УК Канады и разрешения возможных трудностей при их интерпретации необходимым представляется краткий исторический экскурс в проблему становления канадской уголовно-правовой системы.
На протяжении всей своей истории Канада развивалась в мощном силовом поле двух последовательных гегемонов международной системы - Великобритании и США. Особое географическое положение Канады, которая с трех сторон отгорожена от остального мира океанами, а с четвертой - граничит с США, которые значительно превосходят ее как по численности населения, так и по экономической мощи, обусловило особую значимость и влияние Соединенных Штатов на экономику, политику и правовую систему этой страны. Кроме того, канадские законодатели и правоприменители, унаследовавшие многие черты британской правовой традиции, широко используют законодательный опыт британских доминионов (Австралии, Новой Зеландии), в том числе опыт по систематизации уголовного права и институционализации уголовно-правовой реформы в этих странах. Таким образом, сохраняется определенная "привязанность", основанная на общности происхождения и языка, родстве культурных традиций и политических институтов.
По форме государственного устройства страна является федерацией, в состав которой входят десять провинций - Альберта, Британская Колумбия, Квебек, Новая Шотландия, Новый Брансуик, Ньюфаундленд, Манитоба, Онтарио, Остров Принца Эдуарда, Саскачеван и три административно-территориальные единицы на севере страны - Северо-Западные территории, территория Юкон и территория Нунавут. Характеризуя канадскую модель федеративного построения, В.Е. Шило отмечает ряд ее отличительных черт: наличие "франко-канадского фактора" - исторически сложившихся самобытных культурных традиций; перманентно существующий политико-экономический и идейно-философский регионализм, преломляющийся в конфликтах между крупнейшими провинциями Онтарио и Квебек, а также в противостоянии западных и атлантических провинций Канады; возрастающие проблемы коренных народов как составной части канадского общества и пр.*(3) За почти полуторавековую историю канадская модель федерализма прошла путь от задуманной ее основателями формы высокоцентрализованного федеративного государства, что нашло отражение в Конституционном акте 1867 г., через практику координированного федерализма, основанного на независимости обоих уровней управления (федерального и провинциального), к децентрализации конституционной и политической системы и постепенному расширению полномочий провинций*(4).
На международной арене Канада представлена в самых различных структурах, в связи с чем можно говорить о многоуровневом участии страны в целом ряде универсальных или наднациональных, межгосударственных образований - в Британском Содружестве наций (ныне - Содружестве наций), Ассоциации стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АСЕАН), Североамериканском соглашении о зоне свободной торговли (НАФТА), а также в иных международных организациях (ООН, НАТО, ОАГ и др.)*(5).
Кроме того, своеобразие уголовно-правовой системы современной Канады обусловлено целым рядом культурно-этнических и религиозных особенностей. Наконец, к числу особо значимых факторов, повлиявших на становление канадского уголовного права, относятся и важнейшие государственно-политические события в жизни страны, связанные, в частности, с принятием Акта о Британской Северной Америке (ныне - Конституционного акта) 1867 г. и Конституционного акта 1982 г., включающего в качестве своей составной части Хартию прав и свобод.
Для исследования своеобразия источников и основных институтов уголовного права Канады важное значение приобретает периодизация истории возникновения и развития уголовно-правовой системы страны. В литературе встречается несколько подходов к такой периодизации, но большинство ученых непосредственно связывают ее с основными этапами эволюции канадской государственности, в процессе развития которой изменялись, в частности, и представления о преступном деянии, и взгляды на цели и систему наказания, и подходы к криминализации новых деяний.
Так, известные криминологи А. Мьюитт и М. Мэннинг, принимая во внимание особенности конституционного развития страны, условно выделяют три периода в истории развития уголовного права Канады: 1) период, предшествовавший 1867 году; 2) период с 1867 по 1982 год; 3) период, наступивший после 1982 года*(6). При этом решающая роль в процессе образования единой, согласованной и цельной системы национального, в том числе уголовного права отводится нормам конституционного права.
Исходя из особенностей социально-экономической системы и применительно к отдельным этапам государственно-правового развития Канады, можно выделить и более масштабные периоды становления национального права этой страны: период вхождения Канады в состав Британской колониальной империи и период ее членства в составе Британского Содружества наций в качестве доминиона, а позднее - полностью независимого государства. В рамках этих периодов, с учетом целей и объекта нашего исследования, можно условно выделить несколько качественно своеобразных этапов, когда на протяжении XIX-XX вв. происходили процессы последовательной унификации и систематизации уголовного права Канады: 1) восприятие уголовного права метрополии и его адаптирование к местным условиям в британских колониях Канады; 2) отраслевая систематизация и структуризация уголовно-правового материала в отдельных канадских колониях-провинциях (ревизия, инкорпорация и консолидация местного статутного и прецедентного права); 3) становление федерального уголовного законодательства после 1867 года и принятие Уголовного кодекса 1892 г.; 4) многоэтапная реформа уголовного права - серия ревизий УК Канады и его рекодификация в 1955 году; 5) ревизия УК Канады в 1985 году и проект нового уголовного кодекса 1986 г. 6) продолжающаяся модернизация структуры и содержания УК Канады на рубеже XX-XXI вв.
В период колонизации Канады для официального введения на ее территории уголовного права метрополии использовались юридические акты об учреждении первых колониальных судов либо конституционные акты, закреплявшие за канадскими колониями-провинциями статус самоуправляющихся территорий. Как правило, английское общее и статутное право вводилось по состоянию на определенную дату, под которой подразумевалась дата первого поселения в той или иной переселенческой колонии, дата начала деятельности местной легислатуры либо дата завоевания, как в случае с территорией Квебека. В частности, для Новой Шотландии, Нового Брансуика и Острова Принца Эдуарда такой фиксированной датой был январь 1758 г., для Квебека - октябрь 1763 г., для Онтарио - 17 сентября 1792 г., для Британской Колумбии - 19 ноября 1858 г., для Альберты, Манитобы, Саскачевана, Северо-Западных территорий и территории Юкон - 15 июля 1870 г. Реципированное таким образом канадскими колониями уголовное законодательство метрополии, вводившееся наряду с "общим правом" и "доктринами справедливости", подвергалось, с одной стороны, действию "ограничительной даты", а с другой, - видоизменениям, которых требовали условия колониальной территории и интересы ее жителей. В целом, уголовное право британской Канады, складывавшееся под определяющим влиянием права метрополии, было в достаточной мере унифицированным, хотя безусловно нуждалось в определенной систематизации.
Во второй половине XIX века в отдельных колониях (будущих провинциях Канады) были предприняты первые попытки систематизации уголовного права, в частности, путем периодического издания особых сборников пересмотренных статутов - "Revised Statutes", которые появлялись в результате целенаправленного упорядочения и расположения в алфавитном порядке многочисленных источников права, подвергнутых детальной ревизии и консолидации. Помимо инкорпорации, которая понималась как объединение всего массива правового материала по отдельным предметным блокам - консолидированным и ревизируемым статутам, в отдельных канадских колониях предпринимались попытки частичной кодификации статутного и прецедентного уголовного права. Так, в 1851 году в Новой Шотландии был подготовлен своеобразный кодекс в виде одного весьма объемного тома, вместившего все публичное статутное право колонии, а в последней, четвертой тематической его части, разделенной на 15 глав, - все уголовное право колонии.
Становление федерального уголовного законодательства Канады началось с издания Акта о Британской Северной Америке 1867 г., закрепившего особую модель федеративного государства-доминиона*(7) и соответствующую систему источников права. Устанавливалась, по сути, дуалистическая форма федерализма, предполагающая примат федерального права и разграничение сфер предметной компетенции между федерацией и ее субъектами (провинциями и территориями). Была определена сфера исключительной компетенции федерации (ст. 91 Акта), в том числе по вопросам "уголовного права, за исключением организации судов уголовной юрисдикции, но включая судопроизводство по уголовным делам" (п. 27 ст. 91 Акта), а также по всем вопросам, касающимся территорий, не включенных в границы существующих провинций. Собственно, провинциям было разрешено законодательствовать в ограниченной сфере (ст. 92-95 Акта) и, в частности, по вопросам "наложения наказаний в виде штрафов, других взысканий или лишения свободы в целях обеспечения соблюдения законов провинции, изданных по любой категории дел, перечисленных в этой статье" (п. 15 ст. 92 Акта).
Начало текущему федеральному законодательству по вопросам борьбы с преступностью было положено изданием Закона об уголовном процессе 1869 г.*(8) В это время проводилась также реформа материального уголовного права, направленная на унифицированное переиздание британских и канадских актов, относящихся к уголовно наказуемым деяниям. На первом этапе был издан Акт о консолидации 1869 г., объединивший девять статутов и позаимствовавший целый ряд положений из британского Акта о консолидации 1811 г. (нормы о фальшивомонетничестве, о монетных преступлениях, о нападениях, о причинении вреда собственности, а также об уголовной процедуре, о мировой юстиции и суммарном производстве). На втором этапе данной реформы была создана комиссия по подготовке единого для всей Канады Уголовного кодекса, в который были включены новые уголовно-правовые институты и большинство принципов и норм прецедентного права, как английского, так и канадского. Один из авторов проекта УК Канады Дж. Томпсон подчеркивал, что "в результате этой кодификации была проведена редакция существующего уголовного и уголовно-процессуального права, осуществлено более четкое структурирование нормативного материала, а также освобождение его от технических недостатков, противоречий и неясностей". Для формировавшегося федерального уголовного права в тот период было характерно именно отсутствие четкой отраслевой дифференциации и смешение норм материального и процессуального права.
Уголовный кодекс Канады 1892 г.*(9) состоял из 983 статей, объединенных в десять титулов, первые шесть из которых (включающие 532 статьи) содержали собственно нормы материального уголовного права. Титулы I, VI и VIII были посвящены общим вопросам уголовного права (интерпретация терминов, лестница наказаний, обстоятельства, исключающие преступность деяния, покушение, преступный сговор, соучастие). Своеобразная Особенная часть УК состояла из 5 титулов (468 статей), объединенных в 37 разделов по группам преступных деяний, в зависимости от степени важности уголовно-охраняемого социального блага (интереса): преступления против публичного порядка, внутригосударственного и внешнего; преступления против исполнения законов и правосудия; преступления против религии, морали и общественной нравственности; преступления против личности и репутации; преступления против собственности и прав, возникающих в результате заключения договоров, и преступления, связанные с торговлей. При этом к государственным преступлениям были причислены дуэли, азартные игры, подстрекательство индейцев, пиратство и пр. Различались должностные преступления (коррупция и др.) и преступления против правосудия. В третью группу преступлений были включены, в частности, такие деяния, как издание аморальных книг, проституция индейских женщин, "ньюсенс", бродяжничество. Детальной регламентации подверглись имущественные преступления; в соответствующем титуле в рамках отдельных частей содержались дефинитивные нормы, описание составов кражи со специальным субъектом и в особом месте, состава жестокого обращения с животными и др.
В последующий период в данный кодекс многократно вносились изменения и дополнения. Между 1893 годом, когда он был введен в действие, и 1970 годом, когда была создана новая Комиссия по правовой реформе, всего лишь четыре сессии федерального парламента проходили без обсуждения биллей о внесении изменений, дополнений или даже об отмене действующего УК. Кроме того, периодически проводилась официальная ревизия статутного права, по результатам которой публиковались собрания законов в пересмотренных изданиях - "Revised Statutes of Canada" (1886, 1906, 1927, 1952, 1970 и 1985 гг.)*(10). Во всех этих случаях из текста УК Канады исключались нормы, время действия которых закончилось или было приостановлено, либо они были аннулированы; частично изменялась общая композиция и структура различных частей, статей и других структурных единиц уголовного закона, а также их нумерация; делались незначительные усовершенствования языка уголовного закона в целях уяснения и уточнения намерений законодателя и с учетом правоприменительной практики; устранялись некоторые противоречивые предписания; корректировалась общая редакция, устранялись грамматические и типографские ошибки в тексте закона.
Однако к середине ХХ века стало очевидным несоответствие состояния исторически сложившегося уголовного права Канады, его архаичных и казуистичных положений и устаревших институтов современному уровню юридической науки и законодательной техники. Свою роль сыграло и то, что в 1949 году Канада получила достаточно суверенный статус в составе реформированного Британского Содружества наций, в связи с чем Верховный суд Канады, вместо Судебного комитета Тайного Совета Великобритании, был признан высшей апелляционной инстанцией страны. Это способствовало унификации прецедентного права страны, в том числе по уголовно-правовым вопросам.
В 1947 году была создана специальная Королевская комиссия, которая в 1952 году подготовила соответствующий доклад о порядке ревизии УК Канады. В 1953 году уже подвергнутый ревизии УК был издан в качестве статута (Ch. 51) и вступил в законную силу в 1955 году. Так была проведена рекодификация уголовного права Канады и появился модифицированный федеральный Уголовный кодекс. Как справедливо отмечает канадский ученый А.Е. Попл, был принят, по сути дела, новый УК Канады, который содержал много изменений и дополнений, представляя собой не просто консолидацию предшествующего уголовного права, но его детальную и глубокую ревизию*(11). Федеральный УК 1955 г. по сравнению с его оригинальной версией 1892 г. был частично реструктурирован и состоял уже не из титулов, а из 26 разделов, при этом количество и нумерация статей были также изменены (753 статьи) и были добавлены новые. В предпоследней части "Переходные положения и последствия" было объявлено об отмене УК в редакции 1927 г. и о вступлении в силу данного УК с 1 апреля 1955 г. (ст. 745). При этом источниками уголовного права помимо УК по-прежнему признавались отдельные федеральные статуты (Акт о контроле за наркотиками, Акт о продовольствии и наркотиках и др.) и прецеденты.
Рекодификация 1955 года была направлена прежде всего на законодательное закрепление суверенитета Канады в сфере уголовного права. Это нашло отражение в трех новых по сравнению с УК редакции 1927 г. статьях. Так, в ст. 5 закреплялось положение о том, что никто не может быть обвинен на основе этого УК или любого другого акта парламента Канады в преступлении, совершенном вне пределов страны. На канадского законодателя свое влияние, видимо, оказало широкое обсуждение в Англии вопроса об уголовной ответственности по английскому праву британских подданных, совершивших преступления за границей. В ст. 7 УК провозглашалось, что уголовное право Англии, действовавшее в отдельных провинциях на момент вступления в силу новой редакции кодекса, сохраняет свою значимость только, если оно не отменено, модифицировано либо изменено этим кодексом или любым другим актом парламента Канады. В ст. 8 провозглашался принцип "nullum crimen, nulla poena, sine lege" и фактически объявлялось об отмене всех преступлений по общему праву (common law offences) и преступлений, предусмотренных в имперских актах и актах предконфедеративного периода. В специальном докладе Комиссии по ревизии УК отмечалось, что в новую версию кодекса были инкорпорированы такие преступления по общему праву, как незаконное освобождение от обязанности уплатить залог (п. "d" ч. 2 ст. 119), причинение вреда обществу (ст. 120), отказ от судебного преследования за материальное вознаграждение (ст. 121), преступный сговор (ч. 2 ст. 408). Конструкции некоторых преступлений по общему праву были признаны устаревшими и архаичными (например, "чемперти", то есть ведение чужого дела с получением предмета спора или исковой суммы; неправомерная поддержка одной из вовлеченных в тяжбу сторон; сутяжничество; грубая брань женщины, нарушающая общественный порядок; отказ от выполнения своих служебных обязанностей). Лишь одно преступление по общему праву - неуважение к суду - было сохранено в качестве такового, о чем содержалась специальная оговорка в ст. 8 кодекса.
Однако в самой композиции общих положений УК Канады, которые с точки зрения континентальной правовой традиции составляют так называемую Общую часть, мало что изменилось. Они по-прежнему не были компактно сгруппированы, а, напротив, были рассредоточены в самых различных разделах кодекса (разделы I, IX, XX и др.). Так, ряд важных положений и даже целые институты Общей части закреплялись в "процессуальной части" УК: действие уголовного закона в пространстве, уголовная ответственность соучастников после факта, уголовная ответственность юридических лиц, невменяемость, вердикты при оконченном и неоконченном преступлении, порядок назначения наказания и пр. В разделе XXIV "Суммарное судопроизводство" содержался особый подраздел "Наказание".
По сравнению с УК редакции 1927 г. общее количество статей вводных и общих разделов уменьшилось с 73 до 45, причем более четкой и предметно выдержанной стала их внутренняя структура: деление на подразделы - "Общие положения" (общие условия уголовной ответственности), "Стороны преступлений" (соучастие и покушение) и пять подразделов об отдельных видах оснований защиты от уголовного обвинения - "Охрана лиц, применяющих и обеспечивающих исполнение законов", "Пресечение мятежей", "Защита личности", "Защита собственности", "Охрана уполномоченных лиц".
Что касается своеобразной Особенной части УК 1955 г. (разделы II-X, ст. 46-390), то по сравнению с УК редакции 1927 г. общее количество ее статей было сокращено примерно на сотню, более четкой и компактной стала структура: вместо прежних 37 разделов - всего 8, исключено деление на титулы, хотя в рамках отдельных частей кодекса было введено деление на блоки статей по группам преступлений с соответствующими наименованиями для удобства пользования текстом закона. При этом, к сожалению, были во многом сохранены в неприкосновенности не только внутренняя композиция, архаический стиль и язык изложения, но и собственно нормативные предписания викторианской эпохи.
Поэтому неизбежным представлялся следующий этап реформы канадского уголовного права, который был осуществлен в 1980-х гг. и также связан с расширением и укреплением суверенитета Канады. Как известно, в 1982 году произошла так называемая патриация, или постановка Основного закона Канады под юрисдикцию федерального правительства страны, что было оформлено Конституционным актом 1982 г., включающим в качестве своей составной части Хартию прав и свобод. Согласно этому закону ни один акт британского парламента впредь не имеет законной силы на территории Канады, так как она приобретает полный суверенитет в конституционной области. Канадские исследователи считают, что этот акт "коренным образом изменил внутреннюю структуру и философию уголовного права Канады", закрепив права и свободы, в том числе, равенство всех перед законом, презумпцию невиновности, запрет жестокого обращения или наказания, а также иные права и свободы, которые могут подлежать "только таким разумным ограничениям, которые могут быть признаны необходимыми в свободном и демократическом обществе", в соответствии с принципами "фундаментального правосудия". С принятием акта уголовное законодательство Канады подверглось основательной ревизии с позиций соответствия конституционной доктрине прав человека.
В результате, в 1985 году была осуществлена новая редакция УК Канады, которая включала его консолидированную версию со всеми изменениями и дополнениями на 31 декабря 1984 г. Тем самым была отменена прежняя, пересмотренная в 1970 году версия Уголовного кодекса (текст данной версии УК помещен в томе VIII "Пересмотренных статутов Канады" под названием "Акт, касающийся уголовного права"). Проведенная систематизация уголовно-правовых норм, сопровождавшаяся как криминализацией, так и декриминализацией ряда уголовно наказуемых деяний, привела к преобразованию всей структуры кодекса, которая во многом сохраняется и в наши дни.
Кроме того, в середине 1980-х гг. в Канаде была предпринята попытка коренной, более глубокой реформы уголовного права, основным двигателем которой стала Комиссия по правовой реформе, образованная в 1971 году и наделенная правом законодательной инициативы и подготовки текстов проектов с обязательными комментариями и пояснениями. В декабре 1986 г. был опубликован доклад указанной комиссии о новой кодификации уголовного права Канады, представлявший собой, по сути, проект нового Уголовного кодекса страны, каждая статья которого сопровождалась комментарием. Представленный для обсуждения проект УК был во многом образцовым для стран англосаксонской правовой системы, так как его отличали следующие особенности: 1) структурное выделение своеобразного вступления в Общую часть, содержавшего развернутый понятийный аппарат и правила толкования законов, а также особый подраздел о принципах уголовной ответственности; 2) нормативное закрепление правила совокупного установления в преступном поведении физического и психического элементов преступления: actus reus и mens rea; 3) оригинальные конструкции, описывающие институт освобождения от уголовной ответственности, и 16 различных "оснований защиты от обвинения" (criminal defences); 4) систематизированные правила территориальной юрисдикции, выделенные в самостоятельную главу. Несомненным достоинством и важным достижением уголовно-правовой доктрины Канады явился и тот факт, что в подготовленном Комиссией по правовой реформе проекте УК уделялось пристальное и вполне заслуженное внимание нормам международного уголовного права и принципам его соотношения с национальным уголовным правом. Но данный проект так и не был принят в качестве законодательного акта, хотя отдельные положения его были включены в действующее уголовное законодательство Канады. Так, например, ныне действующий Уголовный кодекс включает самостоятельный подраздел, содержащий толкование терминов, а также положения, направленные на имплементацию норм международного уголовного права.
Таким образом, к концу прошлого столетия уголовное право Канады сформировалось как самостоятельная модель (разновидность) уголовно-правовой системы англо-американского типа. Наряду с типичными признаками, уголовно-правовая система Канады обладает и уникальными чертами, позволяющими ей занимать самостоятельное место на правовой карте мира. Ее своеобразие заключается в наличии оригинальных теоретических доктрин, специфических законодательных положений, а также обусловлено особыми формами и методами систематизации и унификации национального уголовного права.
Е.Н. Трикоз,
научный сотрудник отдела уголовного законодательства
и судоустройства ИЗиСП, кандидат юридических наук
"Журнал российского права", N 8, август 2004 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См. подробнее: Ведерникова О.Н. Современные уголовно-правовые системы: типы, модели, характеристика // Государство и право. 2004. N 1.
*(2) См., например: Ковалев М.И., Козаченко И.Я., Воронин Ю.А. Проблемы условно-досрочного освобождения в Канаде // Межвуз. сб. науч. тр. СвЮИ, 1978. Вып. 66. С.144-148; Они же. Социально-экономические и правовые аспекты эффективности лишения свободы в Канаде // Правоведение. 1978. N 5. С.111-115; Они же. Проблемы эффективности буржуазного уголовного законодательства в системе мер борьбы с преступностью: по материалам комиссии законодательных реформ Канады // Проблемы профилактики преступности на современном этапе: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1983. С.46-55; Ковалев М.И., Козаченко И.Я. О реформе уголовного законодательства Канады // Советское государство и право. 1990. N 5. С.131-135; Они же. Уголовное законодательство Канады о преступлениях против государства // Правоведение. 1992. N 1. С.103-107; Исраелян Е.В. Насилие в отношении женщин: поиски путей искоренения // США-Канада: Экономика. Политика. Идеология. 1996. N 3. С.38-44.
*(3) См.: Шило В.Е. Практика канадского федерализма: достижения и противоречия // Канада: взгляд из России. Экономика, политика, культура. М.: Анкил, 2002. С.86-87.
*(4) Cм.: Федерализм: Энциклопедический словарь. М., 1997. С.246.
*(5) См.: Касьянова А.А. Канада и "безопасность личности": концепция и политика // США-Канада: Экономика. Политика. Культура. 2002. N 8. С. 36-53.
*(6) См.: Mewett A.W., Manning M. Mewett & Manning on Criminal Law. Toronto, 1995. P.3.
*(7) Доминион (англ. dominion - владение, власть) - государство в составе Британской империи, признававшее главой государства английского короля (королеву), но пользовавшееся гораздо большими полномочиями в сфере государственной власти на своей территории, чем колонии.
*(8) См.: Criminal Procedure Act 1869 (32-33. Vict., Ch. 29).
*(9) Вступил в силу 1 июля 1893 г. См.: The Criminal Code, 1892 (55-56 Vict., Ch.29). Ottawa, 1982.
*(10) Согласно Закону о пересмотре статутов 1976 г. (Statut Revision Act), термин "ревизия" (англ. revision, фр. rеvision) означает упорядочение, пересмотр и консолидацию основных государственных законов Канады.
*(11) См.: Snow's Criminal Code of Canada / Ed. by Popple A.E. Toronto, 1955. P.III.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Становление уголовно-правовой системы Канады
Автор
Е.Н. Трикоз - научный сотрудник отдела уголовного законодательства и судоустройства ИЗиСП, кандидат юридических наук
"Журнал российского права", 2004, N 8