Управление Роспотребнадзора по Челябинской области в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции", санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания", СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение", СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных работ" и иных правил, требований технических регламентов Таможенного и Евразийского союзов.
В 1 квартале 2021 года в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверено 112 предприятий, осуществляющих производство и оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов, из которых 17 плановом порядке и 95 во внеплановом (на основании приказов Федеральной службы Роспотребнадзора, изданными на основании поручений Президента и Правительства РФ; по обращениям физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления; по контролю исполнения предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок).
Кроме проверок в 1 квартале 2021 года по рассмотрению обращений проведено 38 административных расследований.
По результатам проведенных проверочных мероприятий Управлением составлено 230 протоколов об административных правонарушениях, в том числе за нарушения, выявленные в сферах розничной торговли пищевой продукцией, услуг общественного питания - 187 протоколов, что составляет 81% от общего количества возбужденных дел об административном правонарушении.
Основные типичные нарушения, выявленные Управлением при производстве, изготовлении и реализации пищевой продукции, оказании услуг общественного питания квалифицируются по следующим составам административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ:
1) По ч. 1 и 2 статьи 6.3 КоАП РФ нарушения:
- ст. 11, 15, 17, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, п. 1.6 СП 2.3.6.3668-20, п. 2.21 2.3/2.4.3590-20 - осуществление изготовления и реализации продуктов питания в отсутствие личной медицинской книжки;
- ст. 11, 15, 17, 24, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, п. 3.1, 3.3 СП 3.5.3.3223-14, п. 3.3 СанПиН 3.5.2.3472-17, 2.23 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 - нарушение требований к проведению дезинсекционных и дератизационных мероприятий;
- ст. 11, 15, 17, 24, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, п. 4.4 СП 3.1.3597-20 - нарушение требований к проведению мероприятий, направленных на профилактику коронавирусной инфекции;
2) по ст. 6.4 КоАП РФ за действия, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта:
- ст. 11, 15, 17, 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, п. 2.1 СП 2.3.6.3668-20, п. 130 СанПиН 2.1.3684-21 - ухудшение условий проживания в жилых помещениях вследствие превышения уровня звука проникающего шума от оборудования предприятий торговли, общественного питания;
- ст. 11, 15, 17, 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, п. 2.1 СП 2.3.6.3668-20, п.138 СанПиН 2.1.3684-21 - осуществление загрузки пищевых продуктов и продовольственного сырья в предприятие торговли со стороны двора жилого дома, непосредственно под окнами жильцов;
- ст. 11, 15, 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, п. 5.1, 5.2, 5.5 СП 32.3.6.3668-20 - нарушение требования к набору помещения предприятий торговли, к соблюдению поточности;
- ст. 11, 15, 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, п. 5.7, 10.4, СП 2.3.6.3668-20 - санитарно-техническое состояние помещений предприятия торговли (внутренняя отделка помещений) и санитарное содержание не соответствует установленными требованиям;
3) по ст. 6.6 КоАП РФ за действия, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, основными типичными нарушениями являются:
- ст. 17, 32, 34 Закона N 52-ФЗ, п. 2.1, 2.5, 2.7, 2.9, 2.16, 2.18, 3.2, 3.5, 3.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
4) по ч. 1 ст. 6.35 КоАП (несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами):
- ст. 11, 15 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, п. 10.2, 10.3 СП 2.3.6.3668-20.
5) по ч. 3 ст. 6.25 и ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями выявлены следующие нарушения:
- п. 5, 7 ст.19 Федерального закона от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табак" - розничная торговля табачными изделиями на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учёта искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
- п.4, п. 5 ст.19 Федерального закона от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ - осуществление реализации табачных изделий с открытой выкладкой сигарет на витрине, прайс на реализуемые табачные изделия отсутствует.
Нарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов и квалифицируемые в соответствии с нормами КоАП РФ образуют отдельную категорию дел:
6) по ч. 1 ст. 14.43 КоАП, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований к процессам изготовления и хранения пищевой продукции, основными типичными нарушениями являются
TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции":
- нарушение сроков хранения и реализации, отсутствие маркировки на реализуемой продукции;
- к процессам изготовления продукции допускаются работники без прохождения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодические медицинских осмотров;
- реализация продукции не соответствующей требованиям, установленным техническим регламентом "О безопасности пищевой продукции" по микробиологическим показателя;
- не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе её производства, в частности при осуществлении процессов производства пищевой продукции, производителями не разрабатываются, не внедряются и не поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП;
- не обеспечивается прослеживаемость пищевой продукции (пункт 12 часть 3 статьи 10);
- в процессе производства продукции не осуществляется контроль за безопасностью изготавливаемой продукции;
- планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размеры не обеспечивают возможность осуществления поточности технологических операций;
- реализация пищевой продукции без наличия декларации соответствия в предприятии торговли;
ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части её маркировки" является отсутствие маркировки на потребительской упаковке продукции, расфасованной в потребительскую упаковку.
ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" являются:
- отсутствие маркировки пищевой продукции с указанием сроков годности, даты производства и условий хранения;
- не осуществляется контроль за поддержанием процедур обеспечивающих безопасность пищевой продукции в процессе её производства, в связи с чем, была произведена и допущена в оборот продукция, которая по результатам лабораторных исследований не соответствуют заявленному наименованию, требованиям по составу используемого сырья;
- нарушение сроков хранения и реализации, отсутствие маркировки на реализуемой продукции;
7) по части 2 статьи 14.43 КоАП, предусматривающей ответственность за несоблюдение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований к процессам изготовления, хранения и реализации продукции, создавшие угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, основными типичными нарушениями являются несоблюдение требований статей 5, 7, 10, 17 TP ТС 021/2011:
- не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе ее производства, в том числе по показателям безопасности пищевой продукции (микробиологические, санитарно-химические показатели);
- на продукции, отсутствует информация об условиях хранения, сроке годности;
8) по часть 4 статьи 15.12 КоАП основными типичными нарушениями, выразившимся в обороте табачных изделий без маркировки, предусмотренной законодательством РФ, является нарушением ст. 4 Федерального закона от 22.12.2008 N 268 "Технический регламент на табачную продукцию", в части продажи табачной продукции, не маркированной акцизными марками, а так же без средствами идентификации, установленными Постановлением Правительства от 05.07.2019 N 860.
Основными типичными нарушениями, квалифицируемыми в соответствии с нормами Особенной части КоАП, выявленными при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора являются следующие:
9) часть 1 статьи 19.5 КоАП, в части невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства, что является нарушением статей 11, части 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ или ст. 40 Закона N 2300-1, выразившееся в неисполнение в установленный срок предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
10) часть 15 статьи 19.5 КоАП, предусматривающая ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (как в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, так и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей), на основании части 2 статьи 36 Закона N 184-ФЗ.
Из общего числа вынесенных за 1 квартал 2021 года постановлений удельный вес административного наказания в виде предупреждения составил 6,5% (14 предупреждений).
По субъектам административной ответственности наложенные Управлением по результатам рассмотрения административных материалов административные штрафы распределились следующим образом:
- в отношении юридических лиц вынесено 14 постановлений, что составило 8,4% от общего количества вынесенных постановлений о наложении административного штрафа;
- в отношении индивидуальных предпринимателей - 85 постановлений, удельный вес - 49%;
- в отношении должностных лиц - 61 постановление, удельный вес - 38,5%;
- в отношении физических лиц - 7 постановление, удельный вес - 4,1%.
По результатам рассмотрения составленных специалистами Управления протоколов об административных правонарушениях органами судебной юрисдикции за 1 квартал 2021 года вынесено 48 постановлений о назначении административных наказаний, в виде штрафа, в том числе с конфискацией предмета административного нарушения - 30, в виде приостановления деятельности - 18.
Общая сумма наложенных Управлением и судом административных штрафов в 1 кв. 2021 года составила более 1 млн. 500 тыс. рублей; общая сумма взысканных из числа наложенных административных штрафов составила - 1 млн. 266 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области от 27 апреля 2021 г. "Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований санитарного законодательства и законодательства в сфере технического регулирования в предприятиях пищевой промышленности, общественного питания и продовольственной торговли в 1 квартале 2021 года"
Текст информации опубликован на официальном сайте Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области http://www.74.rospotrebnadzor.ru 27 апреля 2021 г.