В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", постановлениями Совета министров Республики Крым от 22 мая 2018 года N 234 "Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Крым", от 26 марта 2020 года N 166 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 22 мая 2018 года N 234", в целях оказания практической помощи в профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации наставничества на государственной гражданской службе Республики Крым в Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (далее - Положение).
2. Руководителям структурных подразделений Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (далее - Крымтехнадзор):
2.1. Организовать работу по внедрению в практическую деятельность прилагаемого Положения;
2.2. На постоянной основе обеспечивать определение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, и назначение им наставников.
3. Сектору кадровой работы управления правовой, кадровой и антикоррупционной работы обеспечить проведение наставничества в Крымтехнадзоре.
4. Приказ Крымтехнадзора от 6 июля 2018 года N 156-лс "Об организации наставничества в Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым" признать утратившим силу.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник службы |
П.Н. Козлов |
УТВЕРЖДЕНО
приказом
Службы по экологическому
и технологическому
надзору Республики Крым
от "05" 06 2020 г. N 105-лс
Положение
об организации наставничества в Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Крым (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 60 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", распоряжением Совета министров Республики Крым от 17 ноября 2017 года N 1332-р "Об организации Плана мероприятий по развитию государственной гражданской службы Республики Крым на 2017 - 2018 годы", постановлением Совета министров Республики Крым от 22 мая 2018 года N 234 "Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Крым", с целью определения единого подхода к организации института наставничества на государственной гражданской службе Республики Крым в Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (далее - Служба).
1.2. Основными задачами наставничества являются:
- ускорение процесса профессионального становления государственных гражданских служащих Республики Крым (далее - гражданские служащие), развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- формирование сплоченного грамотного коллектива за счет включения в адаптационный процесс опытных гражданских служащих, снижение текучести кадров.
1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
Наставничество - кадровая технология, предполагающая передачу знаний и навыков от более квалифицированных гражданских служащих менее квалифицированным, а также содействие в обеспечении их профессионального становления и развития.
Адаптация - процесс овладения гражданским служащим, в отношении которого осуществлялось наставничество системой профессиональных знаний и навыков, способностью эффективного применения их на практике.
Наставник - гражданский служащий, определяемый ответственным за передачу профессиональных знаний и навыков лицу, в отношении которого осуществляется наставничество.
Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество:
- гражданский служащий, впервые поступивший на государственную гражданскую службу Республики Крым (далее - гражданская служба), в том числе с установлением срока испытания;
- гражданский служащий, вновь принятый на гражданскую службу после продолжительного перерыва (более одного года) в ее прохождении (в случае установления срока испытания);
- гражданский служащий, изменение и/или выполнение новых должностных обязанностей которого требует назначения наставника;
- стажер/студент, заключивший договор об обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и/или проходящим стажировку/практику в государственном органе.
Представитель кадровой службы - лицо, координирующее процесс реализации наставничества в государственном органе, осуществляющее организационное и документационное сопровождение процесса наставничества.
Лицо, управляющее процессом наставничества - руководитель структурного подразделения Службы, руководитель Службы.
1.4. Наставничество не осуществляется в отношении гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители" "высшей" и "главной" групп должностей, а также отнесенных к категории "помощники (советники)".
II. Организация наставничества
2.1. Организация наставничества в Службе осуществляется на основании приказа Службы.
2.2. Определение наставника с указанием срока осуществления наставничества оформляется приказом Службы на основании служебной записки руководителя соответствующего структурного подразделения в срок не позднее десяти рабочих дней со дня назначения гражданского служащего на должность гражданской службы.
2.3. Срок осуществления наставничества устанавливается продолжительностью от одного до шести месяцев в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовки гражданского служащего.
В срок осуществления наставничества не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда наставник или лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, не исполняли свои должностные обязанности.
2.4. В случае быстрого и эффективного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых профессиональных знаний и навыков на основании служебной записке руководителя соответствующего структурного подразделения Службы и наставника наставничество может быть завершено досрочно.
2.5. Наставник может осуществлять наставничество в отношении не более двух лиц, по которым осуществляется наставничество, одновременно.
2.6. Определение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, определяемого наставником, в соответствии с образцом (приложение 1 к настоящему Положению).
2.7. Замена наставника осуществляется приказом Службы в следующих случаях:
- при освобождении наставника от замещаемой должности гражданской службы;
- при переводе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность гражданской службы;
- при ненадлежащем исполнении наставником своих обязанностей;
- по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в том числе невозможность установления межличностных взаимоотношений, привлечение наставника к дисциплинарной ответственности, отсутствие на службе наставника в течение более одного месяца. При этом период осуществления наставничества не изменяется.
2.8. Кадровая служба Службы осуществляет организационное и координационное сопровождение процесса наставничества.
Организационное сопровождение наставничества заключается в:
- информационном содействии в подборе наставника;
- поддержании контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции;
- подготовка проекта приказа Службы об определении наставника(ов);
- оказание консультационной помощи в разработке индивидуального плана наставничества по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению;
- осуществлении контроля за завершением периода наставничества.
Координация работы по наставничеству заключается в:
- проведении анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников;
- анализе, обобщении и распределении позитивного опыта наставничества.
III. Руководство наставничеством
3.1. Руководство и контроль за организацией наставничества, координацию деятельности наставников осуществляет начальник Службы или уполномоченное им лицо.
3.2. Ответственность за организацию наставничества в структурном подразделении Службы, в котором осуществляется наставничество, несет руководитель указанного структурного подразделения Службы (далее - руководитель структурного подразделения).
3.3. Руководитель структурного подразделения:
- определяет лиц, в отношении которых в соответствии с Положением необходимо осуществление наставничества;
- ходатайствует в произвольной форме перед руководителем Службы о кандидатуре наставника, сроке осуществления наставничества;
- осуществляет оперативный контроль за деятельностью наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс наставничества;
- создает необходимые условия для эффективного взаимодействия наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества в кадровую службу Службы.
- обеспечивает представление в кадровую службу информации о ненадлежащем исполнении наставником своих обязанностей.
IV. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник обязан:
- способствовать своевременной и результативной подготовке лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к самостоятельному профессиональному исполнению должностных обязанностей;
- разработать совместно с руководителем структурного подразделения в течение пяти рабочих дней с начала срока наставничества индивидуальный план наставничества;
- осуществлять контроль за выполнением лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом наставничества;
- содействовать ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы государственного органа, в выполнении поручений, связанных со служебной деятельностью;
- оказывать помощь лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, в изучении действующего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Службы, в овладении практическими навыками качественного выполнения служебных заданий и поручений;
- оказывать помощь в решении вопросов, возникающих у лица, в отношении которого осуществляется наставничество, при исполнении им служебной деятельности;
- в корректной форме давать оценку результатам работы, помогать в преодолении имеющихся недостатков;
- докладывать руководителю структурного подразделения о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине, результатах профессионального становления;
- составлять и представлять в кадровую службу Службы по итогам отчет по результатам наставничества по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению.
4.2. Наставник имеет право:
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- вносить предложения руководителю структурного подразделения о применении к лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, мер поощрения и дисциплинарного воздействия, а также по иным вопросам осуществления наставничества;
- требовать выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом наставничества;
V. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество
5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
- выполнять в установленные сроки и в полном объеме мероприятия, предусмотренные индивидуальным планом наставничества;
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;
- совместно с наставником решать вопросы, возникающие в процессе исполнения служебной деятельности;
- сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением отдельных должностных обязанностей;
- проявлять дисциплинированность, организованность и деловую культуру в профессиональной служебной деятельности.
5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
- пользоваться имеющейся в Службе и структурном подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
- при невозможности установления личного контакта с наставником обращаться к руководителю структурного подразделения с ходатайством о замене наставника.
VI. Завершение наставничества, стимулирование работы наставника
6.1. В течение пяти рабочих дней по окончании установленного приказом Службы срока наставничества:
- наставник готовит отчет о результатах наставничества, который утверждается руководителем структурного подразделения. При необходимости лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального уровня;
- лицо, в отношении которого осуществлялось наставничество заполняет анкету оценки наставничества по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению.
6.2. Утвержденный руководителем структурного подразделения отчет о результатах наставничества и анкета оценки наставничества передается в кадровую службу Службы.
6.3. Кадровая служба Службы готовит доклад руководителю Службы об организации и результатах наставнической деятельности.
6.4. Результатами эффективной деятельности наставника являются:
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
- положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности при принятии решений и выполнении должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений, поручений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
6.5. Результаты деятельности гражданского служащего в качестве наставника по решению руководителя Службы учитываются при выплате ему премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты указанной премии наставникам устанавливается в соответствии с частями 3, 4 статьи 6 Закона Республики Крым "О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Крым".
Деятельность гражданского служащего в качестве наставника учитывается при решении вопросов, связанных с поощрением или награждением гражданского служащего за безупречную и эффективную гражданскую службу в соответствии со статьей 24 Закона Республики Крым "О государственной гражданской службе Республики Крым";
6.5.1. Гражданский служащий за эффективное и долговременное осуществление наставничества в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 7-ЗРК "О государственной гражданской службе Республики Крым" награждается ведомственным знаком отличия, утвержденным приказом Службы от 15 августа 2018 года N 165-лс "Об утверждении Положения о знаке отличия "Почетный наставник" в Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым".
6.6. Материалы по организации наставничества хранятся в кадровой службе Службы в течение 5 лет в соответствии с номенклатурой дел Службы.
Приложение 1
к Положению об организации
наставничества в Службе по
экологическому и технологическому
надзору Республики Крым
Согласие
об определении наставником
Я,_______________________________________________________________
даю согласие на закрепление меня наставником над_________________
_________________________________________________________________
на период с _______________ по _______________.
____________________ _________________ _______________________
Дата подпись ФИО
Приложение 2
к Положению об организации
наставничества в Службе по
экологическому и технологическому
надзору Республики Крым
Индивидуальный план наставничества
Фамилия, имя, отчество___________________________________________
лица, в отношении которого осуществляется наставничество
Структурное подразделение
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Должность________________________________________________________
_________________________________________________________________
Период наставничества с "___"___________ 20___ г. по
"___"____________ 20___ г.
N |
Мероприятия по наставничеству |
Сроки выполнения |
Оценка (от 0 до 5 баллов) |
|
I. Теоретическая работа |
|
|
1 |
Ознакомление с организационной структурой Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым |
|
|
2 |
Ознакомление системой документооборота, с порядком и особенностями ведения служебной документации в Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым |
|
|
3 |
Изучение системы электронного документооборота, программных продуктов, используемых в служебной деятельности |
|
|
|
II. Практические мероприятия |
|
|
1 |
Работа с документами (порядок оформления документов) |
|
|
2 |
Выполнение поручений (полнота, качество и т.д.) |
|
|
3 |
Исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом |
|
|
4 |
Освоение системы электронного документооборота |
|
|
5 |
Ознакомление с основными правовыми актами, регламентирующими систему органов государственной власти Республики Крым, служебную деятельность сотрудника (в том числе с должностным регламентом, положением о Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, положением об отделе и т.д.) |
|
|
6. |
Ознакомление с Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым |
|
|
7. |
Прочее |
|
|
Индивидуальный план наставничества разработали:
Наставник ______________________________ "___"__________ 20___ г.
(должность, Ф.И.О., подпись)
Руководитель структурного
подразделения ______________________________ "___"______ 20___ г.
(должность, Ф.И.О., подпись)
С планом прохождения наставничества ознакомлен:
_________________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Критерии оценки выполнения мероприятий в
период наставничества
Оценка выполнения (балл) |
Критерии качества выполнения порученной работы |
0 |
Не выполнено |
1 |
Выполнено неправильно |
2 |
Выполнено со значительными недостатками (более 3) |
3 |
Выполнено с недостатками (до 3 включительно) |
4 |
Выполнено с незначительными замечаниями |
5 |
Выполнено без замечаний |
Приложение 3
к Положению об организации
наставничества в Службе по
экологическому и технологическому
надзору Республики Крым
УТВЕРЖДАЮ
__________________________
Должность
__________________________
ФИО
__________________________
подпись
"___"____________ 20___ г.
Отчет
по результатам наставничества
_________________________________________________________________
(Ф.И.О. и должность лица, в отношении которого осуществлялось
наставничество)
Период осуществления наставничества с ___________ по ____________
1. Наставничество завершено удовлетворительно.
_________________________________________________________________
(краткая характеристика: информация о выполнении индивидуального
плана наставничества, о наличии
_________________________________________________________________
у государственного гражданского служащего Республики Крым
необходимого объема знаний, умений и навыков, требующихся для
исполнения
_________________________________________________________________
служебных обязанностей, и о его готовности к работе)
_________________________________________________________________
(рекомендации государственному гражданскому служащему Республики
Крым по результатам осуществления наставничества)
2. Наставничество завершено неудовлетворительно.
Основания для признания результата прохождения наставничества
неудовлетворительным:
_________________________________________________________________
(указываются причины, послужившие основанием для признания
результата прохождения
_________________________________________________________________
наставничества неудовлетворительным, доказательства
несоответствия государственного гражданского служащего
Республики Крым
_________________________________________________________________
замещаемой им должности, ошибки, выявленные при исполнении
должностных обязанностей,
_________________________________________________________________
в том числе неправильное применение нормативных правовых актов
Российской Федерации
_________________________________________________________________
и Республики Крым при подготовке служебных документов,
несоблюдение сроков исполнения
_________________________________________________________________
поручений вышестоящих руководителей и некачественная подготовка
служебных материалов, нарушение
_________________________________________________________________
прав и законных интересов граждан и организаций)
_______________________________ ___________ _____________________
(наименование должности (подпись) (расшифровка подписи)
наставника)
"___"_________ 20___ г.
С выводом ознакомлен(а)
_________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)
"___"_________ 20___ г.
Приложение 4
к Положению об организации
наставничества в Службе по
экологическому и технологическому
надзору Республики Крым
Анкета
оценки наставничества
Уважаемый сотрудник!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании процесса
наставничества в Службе по экологическому и технологическому
надзору Республики Крым. Ваши ответы будут учитываться при
решении проблем, с которыми сталкивается сотрудник на новом месте
работы, и определить направления совершенствования системы
наставничества.
1. Был ли у Вас наставник?
А) Да; Б) Нет; В) Затрудняюсь ответить.
2. Кто оказал Вам наибольшую помощь в период адаптации?
A) Непосредственный руководитель;
Б) Наставник;
B) Коллеги;
Г) другое _______________________________________.
3. В какой день работы Вы в первый раз побеседовали со своим
непосредственным руководителем? (заполняется вновь принятым
сотрудником)
A) В первый день; Д) На пятый день;
Б) Во второй день; Е) На второй неделе работы;
B) На третий день; Ж) Еще позже (напишите, когда) __________;
Г) На четвертый день; 3) Как таковой вводной беседы не было.
4. Как часто Вы обсуждали со своим наставником результаты Вашей
работы?
A) Чаще одного раза в неделю; Г) Ежемесячно;
Б) Еженедельно; Д) Ни разу;
B) Примерно раз в две недели; Е) Другое (укажите, когда) ______.
5. Подводились ли итоги Вашей работы по истечении испытательного
срока? Если "да", то как и когда это происходило? (укажите в
комментариях)
А) Да; Б) Нет.
комментарии:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
6. Как долго продолжалась Ваша адаптация к условиям нового места
работы:
А) До 1 месяца; В) До 3 месяцев;
Б) До 2 месяцев; Г) Свыше 3 месяцев.
7. Были ли Вы ознакомлены с информационными, методическими и
нормативными документами, необходимыми для выполнения работы?
А) Да; Б) Нет.
7.1. если Вы выбрали ответ "да", укажите, какие материалы оказали
Вам наибольшую помощь (можно выбрать несколько вариантов
ответов):
A) документы, регламентирующие деятельность отдела (управления,
сектора);
Б) документы, регламентирующие правовые основы прохождения
государственной гражданской службы;
B) "памятка новичка";
Г) другое (перечислите эти документы) __________________________.
8. Как Вы оцениваете информационные, методические, нормативные и
иные материалы, предлагаемые новичку:
A) Информация устарела;
Б) Информация в целом бесполезна для новичка;
B) Информация непонятна, а спросить не у кого;
Г) другое (прокомментируйте свой ответ)__________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
9. Кто Вам рассказал о Ваших функциональных обязанностях?
A) Непосредственный руководитель;
Б) Коллеги;
B) Сотрудник отдела кадров;
Г) Я понял(а) все сам(а).
10. Что Вам показалось наиболее сложным в течение периода
адаптации:
A) Освоение своих профессиональных обязанностей;
Б) Вхождение в коллектив;
B) Привыкание к новым условиям труда;
Г) Другое.
10.1. Как Вы думаете, почему это для Вас оказалось трудным
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
10.2. Вы решили эту проблему? Если да, то как? Если нет, то
почему? _________________________________________________________
_________________________________________________________________
11. В какой период своей деятельности Вы почувствовали, что
овладели профессиональными навыками в достаточной мере, чтобы
самостоятельно и эффективно работать в рамках занимаемой
должности?
A) До 1 месяца;
Б) До 2 месяцев;
B) До 3 месяцев;
Г) Свыше 3 месяцев.
12. Был ли у Вас план работы с наставником?
А) Да; Б) Нет.
12.1. Если Вы ответили "Да", то укажите пожалуйста:
Все ли поставленные задачи удалось выполнить? Если нет, что
помешало?
А) Да; Б) Нет.
Было ли у Вас все необходимое для выполнения запланированных
задач?
А) Да; Б) Нет.
Осуществлялся ли контроль вашей деятельности, степени усвоения
информации?
А) Да; Б) Нет.
Достаточно ли было консультаций наставника для выполнения задач
данного плана?
А) Да; Б) Нет.
13. Устроило ли Вас ваше взаимодействие с вашим наставником
(Достаточно ли он Вам уделял времени? Помог ли адаптироваться к
работе?):
A) Да;
Б) Нет;
B) Нет, недостаточно;
Г) Достаточно, но можно и больше.
14. Следует ли совершенствовать процессы наставничества в
(наименование органа государственной власти)?
А) Да; Б) Нет.
14.1. Если Вы выбрали вариант ответа "да", сформулируйте свои
предложения по развитию института наставничества в (наименование
органа государственной власти)___________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
15. Оцените эффективность наставничества, осуществляемого в
отношении Вас
A) высокий уровень;
Б) средний уровень;
B) низкий уровень.
_________________________________________________________________
Мы благодарим Вас за участие в анкетировании!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым (Крымтехнадзор) от 5 июня 2020 г. N 105-лс "Об утверждении Положения об организации наставничества в Службе по экологическому и технологическому надзору Республики Крым"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru/) 5 июня 2020 г.