Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в соответствии с протоколом заседания Ученого совета государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края" от 2 марта 2021 г. N 2 приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию региональной системы управления качеством образования в Пермском крае до 2024 года (далее - Концепция).
2. Руководителям образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Пермского края, руководствоваться в работе настоящим приказом.
3. Рекомендовать исполнительно-распорядительным органам муниципальных округов и районов, городских округов Пермского края, осуществляющих муниципальное управление в сфере образования, использовать Концепцию для развития муниципальных систем управления качеством образования.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования и науки Пермского края Звереву Н.Е.
Министр |
Р.А. Кассина |
Концепция
региональной системы управления качеством образования в Пермском крае до 2024 года
(утв. приказом Министерства образования и науки Пермского края от 9 марта 2021 г. N 26-01-06-223)
Настоящая Концепция разработана с целью применения совокупности требований, определяемых современной государственной образовательной политикой, и запросов общества к обеспечению эффективного управления качеством образования на всех уровнях образовательной системы региона.
Анализ различных подходов в субъектах Российской Федерации к разработке региональных систем оценки и управления качеством образования и опыт нашего региона выявил актуальные на сегодняшний день противоречия между:
- значительными объемами статистической оценочной информации о качестве образования на федеральном и региональном уровнях и отсутствием механизмов их использования на персональном уровне "учитель - ученик" для оценки и управления качеством образования;
- наличием разнообразных рекомендаций по результатам проведения многочисленных оценочных процедур и затруднениями в использовании этих документов в конкретной образовательной ситуации;
- приоритетом вышестоящих уровней оценки качества образования и недооценкой персонифицированного уровня управления качеством образования в системе "учитель - ученик";
- концентрацией внимания на "звездных" достижениях обучаемых и отсутствием поощрения педагогов за изменение низких результатов на нормальные, на динамику результатов ниже медианного значения;
- необходимостью перевода школ с низкими образовательными результатами обучающихся (далее - ШНОР) в резильентные, неготовностью администрации и педагогов этих школ к учету контекстных условий (индивидуально-психологических и социально-педагогических проблем детей);
- законодательной ответственностью образовательной организации за качество образования и недостаточным владением управленцев и педагогов механизмами менеджмента качества;
- повышением ответственности образовательной организации за организацию условий профессионального роста педагогов и недостаточным уровнем методической работы в школах и ее поддержки на муниципальном и региональном уровнях;
- преобладанием фронтальных и формальных форм в повышении квалификации педагогических работников и актуальностью непрерывного персонифицированного осуществления их профессионального развития;
- необходимостью и потребностью в квалифицированных кадрах, осуществляющих экспертную деятельность и квалифицированное консультирование в области оценки качества образования и их отсутствием в системе образования региона.
Решение выявленных противоречий определяет проблемное поле, в котором необходимо применение системного подхода к деятельности целостной региональной системы оценки и управления качеством образования.
На повестке дня стоит задача перехода от массовой оценки качества образования, которая выполняет в основном лишь административные и контролирующие функции, к созданию региональной системы управления качеством образования (далее - РСУКО), которая органично включает в себя и систему оценки качества образования (далее - СОКО).
Приоритет современной образовательной политики - включение персонифицированных "механизмов" управления качеством образования, т.е. квалифицированной педагогической деятельности учителя и образовательной организации.
Все вышеизложенное позволяет рассматривать направленность управления качеством образования на профессиональную компетентность педагога как системообразующий фактор, который объединяет объекты в систему.
Таким образом, представленная Концепция предполагает применение РСУКО как взаимосвязанной системы внешней и внутренней оценки результатов образования и управления его качеством в интересах личности, общества, рынка труда, государства и непосредственно самой системы образования Пермского края.
Концепция рассматривает региональную систему управления качеством образования как региональный сегмент единой общероссийской системы.
РСУКО распространяется на организации, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, образовательные программы профессионального обучения и дополнительные образовательные программы (далее вместе - образовательные организации).
РСУКО представляет собой целостную систему оценочных и управленческих процедур, реализуемых на единой концептуально-методологической основе, включающей персонифицированную оценку индивидуальных достижений обучающихся, персонификацию результатов деятельности педагогических работников, образовательных организаций, эффективности региональной и муниципальной систем образования.
Цели, задачи и принципы РСУКО
Объектом Концепции является региональная система управления качеством образования в Пермском крае, отражающая интересы всех субъектов, прямо или косвенно заинтересованных в эффективной деятельности региональной системы образования и ее различных подструктур.
Предметом Концепции является определение целей, задач, подходов, основных принципов, норм, содержания, методов, средств и методик управления качеством образования.
Основная стратегическая цель РСУКО - повышение качества образования в Пермском крае.
Тактическими целями являются:
- создание механизма получения актуальной, объективной и достоверной, максимально полной информации о качестве образования в Пермском крае;
- достижение сбалансированности деятельности органов и структур в регионе, консолидация усилий в повышении качества образования;
- обеспечение интегрированности и скоординированности действий в области оценки и управления качеством на различных уровнях РСУКО (региональном, муниципальном, институциональном, персональном уровнях);
- обеспечение принятия обоснованных управленческих решений по результатам оценки и контроля качества образования.
Задачи РСУКО:
- формирование единого концептуально-методологического понимания вопросов управления качеством образования и подходов к его измерению;
- создание и развитие региональной системы оценки и управления качеством образования;
- разработка и формирование системы критериев, показателей и целевых индикаторов для оценки качества образования на региональном, муниципальном уровнях, уровне образовательной организации и педагога;
- формирование системы мониторинговых исследований в сфере образования для своевременного выявления проблем и определения путей их решения;
- создание единой системы сбора, систематизации, обработки и хранения статистической и персонифицированной информации о состоянии и развитии региональной системы образования;
- анализ полученной информации с целью выявления факторов, влияющих на достижение качества образования и принятия обоснованных управленческих решений;
- формирование культуры оценки и управления качеством образования на уровне региона, муниципалитета, отдельных образовательных организаций посредством повышения квалификации кадров системы образования, анализа и использования результатов оценочных процедур;
- включение всех заинтересованных сторон в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и внутреннего управления;
- разработка цикла оценочных процедур на региональном уровне с учетом международных и федеральных оценочных процедур;
- повышение уровня компетентности учителей в вопросах оценки качества образования;
- формирование системы принятия управленческих решений на основе анализа результатов оценочных процедур;
- использование кластерного подхода и учета контекстных данных по образовательным организациям в оценке деятельности образовательных организаций;
- создание условий для активного участия образовательных организаций, органов управления образованием, методических служб и общественности в различных мероприятиях, связанных с оценкой качества образования;
- формирование регионального экспертного сообщества, в том числе из представителей общественности, участвующих в различных формах внешней независимой оценки качества образования.
В основу Концепции положены следующие принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- открытости и прозрачности процедур оценки качества образования в рамках действующего законодательства;
- единства создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на различных уровнях региональной системы образования в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария);
- применения стандартизированного и технологичного инструментария оценки;
- оптимальной достаточности системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- привлечения общественности к оценке качества образования на всех уровнях и ступенях;
- соблюдения морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания;
- соблюдения традиций и преемственности в процедурах оценивания на всех уровнях образования.
Основные функции и функциональные подсистемы РСУКО
Основные функции РСУКО:
- создание нормативно-правового поля, регулирующего и обеспечивающего систему управления качеством образования;
- организационно-методическое сопровождение деятельности системы обеспечения качества образования на региональном уровне;
- организационно-технологическое сопровождение оценочных процедур в образовании;
- формирование показателей и критериев оценки и управления качеством образования;
- оценка основных, вспомогательных и управленческих процессов в образовательных системах (организациях), условий и результатов образования;
- формирование и поддержка в актуальном состоянии статистических баз данных по различным направлениям оценки качества образования,
- обобщение, анализ и представление информации о качественных и количественных характеристиках системы образования и ее отдельных элементов, прогноз основных тенденций развития образовательных организаций, муниципальных систем образования и региональной системы образования в целом;
- обеспечение функционирования системы информирования заинтересованных сторон о результатах образования, осуществление взаимодействия с потребителями информации по вопросам качества образования.
Реализация функций РСУКО осуществляется посредством процедур:
- мониторинга качества образования;
- международных сравнительных исследований;
- национальных исследований качества образования;
- всероссийских проверочных работ;
- государственной итоговой аттестации обучающихся;
- лицензирования образовательной деятельности;
- государственной аккредитации образовательных организаций;
- аттестации педагогических и руководящих работников;
- статистических и социологических исследований;
- федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
- независимой оценки качества работы образовательных организаций;
- самоаудита качества образования;
- оценки профессиональных достижений педагогических работников и диагностики профессиональных компетенций педагогических работников;
- оценки качества дополнительного профессионального образования педагогических работников;
- оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
- сертификации профессиональных квалификаций.
Функциональные подсистемы РСУКО
Информационно-диагностическая подсистема консолидирует организационно-методический инструментарий сбора и первичной обработки информации о качестве образования. В эту подсистему входят структуры образовательной статистики, структуры единого государственного экзамена, мониторинговые структуры различного уровня и типа. Основной задачей структур, входящих в информационно-диагностическую подсистему, является получение достоверной информации о качестве образования по определенной заданной системе показателей.
Экспертно-аналитическая подсистема представлена консалтинговыми структурами, обладающими опытом работы с информационными потоками РСУКО, осуществляющими реальное взаимодействие с потребителями информации о качестве образования. Основной задачей подсистемы является анализ, интерпретация достоверной информации о качестве образования, а также информационное обеспечение потребителей и прогнозирование ситуаций и рисков. В большинстве случаев потребителей интересует не столько сама информация о качественных характеристиках системы образования или отдельных ее элементов, сколько обоснованные предложения по решению той или иной конкретной задачи, стоящей перед потребителем.
Нормативно-правовая подсистема обеспечивает выработку и нормативно-правовое оформление правил деятельности всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках РСУКО, определяет права, обязанности и ответственность мониторинговых организаций, входящих в информационно-диагностическую подсистему, а также объектов оценки и потребителей. Нормативно-правовая система обеспечивает создание правового поля деятельности РСУКО и механизма правовой регуляции прав и обязанностей в рамках РСУКО.
Самооценка обучающихся и педагогов. В условиях непрерывного образования способность к самоконтролю и самооценке учебной и профессиональной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Проблема требует решения в виде разработки соответствующего научно-методического обеспечения, заключающегося в формировании и развитии оценочной компетентности субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов и руководителей образовательных учреждений.
Динамический характер РСУКО
РСУКО предусматривает четыре уровня оценки и управления: региональный, муниципальный, институциональный (уровень образовательной организации) и персональный (педагог и обучающийся).
Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную составляющую, определяемую приоритетами развития образования на данном уровне, специальными потребностями субъектов РСУКО и особенностями оценочных процедур.
РСУКО может структурироваться в зависимости от актуальных приоритетов качества образования в регионе, выявленных "зон низкого качества", реализуемых проектов и программ развития образования, новых объектов и предметов оценки и т.д.
При этом основаниями выделения таких структур могут являться:
- новые задачи и подходы к оценке (сертификация профессиональных квалификаций);
- особый контингент детей (дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, дети из семей мигрантов и т.д.);
- отдельные образовательные программы (предшкольная подготовка детей, приоритетные предметные области и дисциплины в школе, программы воспитания, профильное образование и предпрофильная подготовка, приоритетные программы профессионального образования, дополнительные образовательные программы в области инженерно-технического творчества и т.д.);
- отдельные условия реализации образовательных программ (кадровый потенциал, здоровьесберегающая среда, безопасная информационная среда, система дистанционного образования);
- отдельные результаты образования (характеристики здоровья обучающихся, достижения талантливых детей, достижения в сфере дополнительного профессионального образования);
- отдельные образовательные организации (школы с устойчиво низкими образовательными результатами, организации дополнительного образования, негосударственные образовательные организации и т.д.).
Конечный состав структуры РСУКО устанавливается на определенный период, определяется в процессе экспертного обсуждения с учетом актуальности и ресурсных возможностей оценки качества образования по направлениям.
В настоящее время приоритетной задачей в системе управления качеством образования Пермского края является реализация таких механизмов управления, как:
механизмы управления качеством образовательных результатов:
- система оценки качества подготовки обучающихся;
- система работы со школами с низкими результатами обучения
- и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
- система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
механизмы управления качеством образовательной деятельности:
- система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников;
- система мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций региона;
- система мониторинга качества дополнительного профессионального образования педагогических работников;
- система методической работы;
- система организации воспитания и социализации обучающихся.
Полномочия и функции организационных структур РСУКО
Министерство образования и науки Пермского края:
- формирует единые концептуальные подходы к оценке и управлению качеством образования;
- осуществляет нормативно-правовое регулирование процедур оценки и управления качеством образования;
- утверждает систему показателей и критериев, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Пермского края;
- создает экспертный орган по управлению качеством образования или расширяет полномочия действующих экспертных органов за счет реализации функций по координации работ различных структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки и управления качеством образования;
- определяет состояние и тенденции развития региональной системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию качества образования в регионе;
- осуществляет в установленном порядке контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования в отношении образовательных организаций, расположенных на территории Пермского края, а также за органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;
- осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных организаций, расположенных на территории края, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением образовательных организаций, лицензирование и государственная аккредитация которых отнесена законодательством к полномочиям федеральных органов государственной власти;
- осуществляет аттестацию руководящих и педагогических работников государственных краевых и муниципальных образовательных учреждений;
- определяет порядок организации и осуществления мониторингов в системе образования, организует разработку критериальной базы РСУКО;
- организует разработку рекомендаций по проведению различных форм оценки качества образования на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
- принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования в регионе, обеспечивает руководителей и специалистов системы управления образованием разных уровней аналитической информацией для выработки управленческих решений;
- размещает информацию о качестве образования в Пермском крае в средствах массовой информации, на официальном сайте министерства в сети Интернет;
- ежегодно готовит публичный отчет о состоянии и развитии региональной системы образования.
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Пермского края" осуществляет:
- научно-методическое и организационное обеспечение оценки и управления качеством образования в регионе (участвует в формировании единых концептуальных подходов к оценке качества образования, разрабатывает методики оценки качества образования, систему показателей и индикаторов, характеризующих качество образования, контрольно-измерительные материалы, осуществляет сбор и обработку результатов процедур оценки качества образования и т.д.);
- информационно-аналитическое и экспертное обеспечение оценки качества образования в регионе;
- организационно-технологическое, информационно-аналитическое сопровождение: государственного контроля качества образования; государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования; мониторингов качества образования в системе образования Пермского края;
- повышение квалификации специалистов в области оценки качества образования, общественных экспертов, общественных наблюдателей в вопросах мониторинга и образовательной статистики региональной системы образования, мониторинга качества образовательных результатов обучающихся.
- организационно-методическое и технологическое сопровождение государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х и 11-х классов; итогового собеседования по русскому языку; итогового сочинения (изложения);
- осуществляет научно-методическое сопровождение РСУКО;
- осуществляет подготовку информационных и аналитических материалов о состоянии качества образования в Пермском крае;
- осуществляет методическое и организационное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- обеспечивает подготовку рекомендаций по повышению качества образования и эффективности работы образовательных организаций;
- осуществляет ведение баз данных о результатах аттестации педагогических работников и руководителей образовательных организаций;
- организует непрерывное персонифицированное повышение квалификации педагогических работников на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников;
- осуществляет оценку качества повышения квалификации педагогов;
- координирует деятельность системы многоуровневой методической поддержки профессионального роста педагогических работников в крае;
- осуществляет разработку и адаптацию программных средств для проведения оценки качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- осуществляет реализацию мероприятий, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и талантливой молодежи;
- осуществляет методическое и организационное обеспечение РСУКО по программам дополнительного образования детей.
Исполнительно-распорядительные органы муниципальных округов и районов, городских округов Пермского края, осуществляющие муниципальное управление в сфере образования, и (или) методические службы муниципальных округов и районов, городских округов Пермского края реализуют:
- формирование муниципальных систем управления качеством образования и регламентацию ее деятельности;
- организацию проведения оценочных процедур муниципального, регионального, федерального уровней в пределах своей компетенции.
Предметом оценки качества образования на уровне муниципальных образований выступают:
- условия реализации образовательных программ в муниципальных образовательных организациях;
- эффективность деятельности руководителей подведомственных образовательных организаций;
- эффективность выполнения образовательными организациями муниципальных заданий;
- качество работы сайтов образовательных организаций и др.
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают информационно-методическое, техническое сопровождение внешней оценки качества образования, проводимой на муниципальном уровне, а также организацию диагностических и мониторинговых исследований в подведомственных образовательных организациях.
Образовательные организации:
- обеспечивают функционирование и развитие внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации;
- осуществляют персонифицированный (индивидуальный) учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, предоставление данных о результатах освоения образовательных программ обучающимися при необходимости (по запросу);
- осуществляют персонифицированный (индивидуальный) учет результатов конкурсов и олимпиад, чемпионатов и соревнований, предоставление данных о результатах участников мероприятия при необходимости (по запросу);
- участвуют в мониторинговых и социологических исследованиях качества образования и иных оценочных процедурах, предусмотренных законодательством Российской Федерации в рамках оценки и контроля качества образования, лицензирования и государственной аккредитации;
- обеспечивают проведение процедур самооценки и открытое представление результатов через публичный доклад, отчет о результатах самообследования;
- обеспечивают информирование родителей (законных представителей) о результатах мониторинговых исследований и иных оценочных процедур в рамках РСУКО.
Персональный уровень - внутренняя оценка и управление качеством образования.
Осуществляется субъектами образовательной деятельности - обучающимися, педагогическими и руководящими работниками образовательной организации.
Обучающиеся осуществляют самооценку, самоанализ (рефлексию) и взаимооценку.
Педагогическими и руководящими работниками проводится стартовая и текущая диагностика, оценка образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального прогресса. Также при необходимости проводится диагностика проблем в образовании.
Оценка индивидуальных достижений обучающихся осуществляется посредством:
- мониторинговых исследований качества учебных достижений обучающихся; текущих и рубежных форм диагностики и оценки предметных знаний, компетенций обучающихся, внеучебных достижений обучающихся в ходе осуществления внутреннего контроля в образовательной организации; государственной итоговой аттестации выпускников;
- участия обучающихся в муниципальных, региональных, всероссийских и международных сравнительных исследованиях качества образования, творческих конкурсах, олимпиадах и соревнованиях разного уровня.
Оценка результатов профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций осуществляется посредством:
- аттестации педагогических работников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования;
- их участия в профессиональных педагогических конкурсах и иных конкурсах профессионального мастерства;
- различных моделей оценки результативности руководителей и педагогических работников для установления стимулирующих выплат на уровне образовательной организации;
- анализа результатов мониторинга профессиональных дефицитов и профессионально-личностных интересов руководящих и педагогических работников;
- механизма сопровождения профессионального развития руководителей и педагогических работников образовательных организаций, реализуемого на муниципальном и (или) региональном уровне;
- анализа развития профессионализма педагогов с учетом показателей индивидуального образовательного маршрута.
Данные, полученные в ходе внутренних оценочных процедур, используются образовательной организацией для выработки оперативных решений и лежат в основе внутришкольного управления качеством образования.
Внутренняя оценка, фиксирующая динамику образовательных достижений обучающихся, строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя - на основе планируемых результатов освоения обучающимися образовательных программ.
В представленной Концепции отражен общий подход к структуре, функциям и созданию системы управления качеством образования в Пермском крае. При реализации основных положений Концепции большое внимание должно быть уделено соблюдению баланса различных заинтересованных структур в доступе к инструментам системы оценки качества образования.
Особое значение имеет установление баланса между механизмами оценки качества образования и использованием результатов оценки как действенного инструмента управления этим качеством.
Нормативно-правовое обеспечение РСУКО
Настоящая Концепция разработана в соответствии с:
указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 114 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам";
приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 мая 2019 г. N 219/590 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер приказа вместо "N 219/590" следует читать "N 590/219"
нормативными правовыми актами Пермского края, регламентирующими реализацию мероприятий по оценке и управлению качеством образования.
Основные понятия и термины
Под качеством образования в настоящей Концепции понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, государственным образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов.
Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, деятельности педагогических работников, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и ее территориальных подсистем.
Управление качеством образования - целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объект управления образованием в соответствии с установленными целями в области качества, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества образования, направленный на выполнение требований к качеству, а также методы и виды деятельности оперативного характера, которые используют для выполнения требований к качеству образования.
Мониторинг системы образования - систематический сбор и обработка информации о деятельности образовательной системы, которая используется для оптимизации функционирования системы образования и принятия управленческих решений, служит инструментом информирования потребителей образовательных услуг и обратной связи при выработке политики в системе образования.
Педагогические работники - физические лица, которые состоят в трудовых, служебных отношениях с образовательной организацией и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Обучающиеся - физические лица, осваивающие образовательную программу.
Критерии - признаки, на основании которых производится оценка (доступность, качество, эффективность).
Показатели - количественная характеристика свойств оцениваемого объекта или процесса.
Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 9 марта 2021 г. N 26-01-06-223 "Об утверждении Концепции региональной системы управления качеством образования в Пермском крае до 2024 года"
Вступает в силу с 9 марта 2021 г.
Текст приказа опубликован не был