В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны", в целях обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрация Свечинского муниципального округа Кировской области постановляет:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 01.11.2000 N 841" следует читать "от 02.11.2000 N 841"
1. Утвердить примерную программу обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Прилагается.
2. Опубликовать настоящее постановление на Интернет-сайте муниципального образования Свечинский муниципальный округ Кировской области.
Первый заместитель |
Г.С. Гоголева |
Утверждена
постановлением
администрации
Свечинского муниципального округа
от 22.01.2021 N 68
Примерная программа
обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
I. Общие положения
Примерная программа обучения работающего населения в области гражданской обороны разработана на основании Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2004 г. N 868, в рамках осуществления функции МЧС России по методическому руководству при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 11 апреля 2004 г. N 868" следует читать "от 11 июля 2004 г. N 868"
Примерная программа предназначена для руководителей организаций независимо от их организационно правовых форм и форм собственности в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения работников организаций по месту работы, в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841.
II. Цель и основные задачи курсового обучения
Целью курсового обучения является повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих военным конфликтам и ЧС, характерным для района осуществления трудовой деятельности работников организаций.
Основными задачами курсового обучения являются:
- усвоение поражающих факторов источников ЧС, характерных для места расположения организации, а также различных видов оружия;
- изучения способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС;
- изучение порядка и последовательности действий по сигналу ГО "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информированием населения о порядке действий при воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности, угрозе катастрофического затопления и других опасностях;
- изучение приёмов оказания первой помощи пострадавшим;
- выработка навыков в пользовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- освоение практического применения полученных знаний в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- подготовка работников организации к выполнению своих должностных обязанностей в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах.
Основными принципами курсового обучения являются:
- обучать работников организации знаниям и навыкам, необходимым в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах;
- наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;
- умелое сочетание различных форм и методов обучения;
- системность и методическая последовательность обучения ("От простого к сложному, от известного к неизвестному");
- сознательность и активность обучения;
- доступность обучения.
По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.
Основной формой теоретических занятий при курсовом обучении работающего населения является лекция.
Формами практических занятий работающего населения являются тренировки и комплексные занятия.
В ходе комплексного занятия все работники организации, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу правильному и однообразному действию в сложившейся обстановке.
III. Организация курсового обучения
Рекомендуемый порядок и последовательность проведения курсового обучения
Курсовое обучение работающего населения целесообразно проводить ежегодно в соответствии с Программой и расписанием занятий на год.
Занятия рекомендуется проводить в течении года ежемесячно, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время, в объеме не менее 12 часов в год.
Для проведения занятий целесообразно приказом руководителя организации назначить руководителей занятий и определить учебные группы численностью до 25 человек с учетом должностей работников организации, а также особенностей их профессий.
Для проведения занятий привлекается руководящий состав, инженерно-технические работники, члены КЧС и ОПБ организации, руководители и сотрудники органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО. Занятия по правилам оказания первой помощи проводится с привлечением соответствующих специалистов.
Занятия проводятся в учебных классах и на учебных площадках.
Руководство курсовым обучением и учет результатов
Руководство обучением должно обеспечивать полное и качественное выполнение Программы.
Для достижения поставленных целей обучения необходимо:
- качественное планирование учебного процесса;
- систематический контроль за подготовкой руководителей занятий, ходом курсового обучения в учебных группах и оказание действенной помощи руководителям занятий;
- изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;
- эффективное использование учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса;
- постоянное совершенствование учебно-материальной базы.
Контроль за качеством усвоения учебного материала руководители занятий осуществляют путем опроса обучаемых перед началом занятий. Руководители занятий организуют и осуществляют учет результатов курсового обучения и предоставление отчетности о его проведении. Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.
Учет проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах. Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течении года после завершения обучения. Форма журнала учета определяется организацией.
Результаты обучения каждого работника также заносятся в журнал учета.
Мероприятия по обеспечению требований безопасности
Требования безопасности - комплекс мероприятий по обеспечению безопасности сотрудников организации, недопущению его травматизма, обеспечению сохранности техники, оборудования, снаряжения и инструментов.
Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также применением знаний и навыков, полученных в ходе проведения различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности.
Руководителю занятий целесообразно принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, индивидуальными средствами защиты и приборами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.
Перед началом каждого занятия руководителю занятий рекомендуется лично убедиться, что для этого созданы безопасные условия, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.
Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от выполняемых задач, наличия обучаемых и материальных средств.
Особое внимание при обучении обращается на обеспечение безопасности при использовании учебно-имитационных средств и при работе в средствах защиты органов дыхания и кожи.
IV. Рекомендуемые результаты курсового обучения
В результате прохождения курсового работники организации должны:
Знать:
- поражающие факторы источников ЧС, характерных для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
- способы и средства защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах, а также при ЧС, свои обязанности в области ГО и защиты от ЧС;
- места расположения средств индивидуальной и коллективной защиты;
- места расположения первичных средств пожаротушения, имеющихся в организации;
- порядок получения средств индивидуальной защиты, а также укрытия в средствах коллективной защиты работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;
- правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе;
Уметь:
- действовать по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, и других опасностях;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, проводить частичную санитарную обработку;
- практически выполнять мероприятия по реализации основных способов защиты;
- пользоваться первичными средствами пожаротушения, имеющимися в организации;
- оказывать первую помощь.
V. Рекомендуемый учебно-тематический план
N |
Наименование тем занятий |
Форма занятия |
1 |
Поражающие факторы источников ЧС, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия. |
лекция |
2 |
Порядок доведения до населения сигнала ГО "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, о других опасностях и действий работников организации по ним. |
лекция |
3 |
Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации. |
тренировка |
4 |
Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации. |
комплексное занятие |
5 |
Действия работников организации при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов. |
комплексное занятие |
6 |
Оказание первой помощи. |
тренировка |
7 |
Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера. |
лекция |
Общее количество часов:12 |
VI. Содержание тем занятий
Тема N 1. Поражающие факторы источников ЧС, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия.
Учебные вопросы:
1 ЧС, характерные для мест расположения и производственной деятельности организации, присущие им опасности и возможные последствия их возникновения.
2. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории организации и муниципального образования.
3. Возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них.
4. Опасности военного характера и присущие им особенности. Действия работников организации при опасностях, возникающие при военных конфликтах.
5. Поражающие факторы ядерного, химического, биологического и обычного оружия.
6. Основные способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.
Тема N 2. Порядок доведения до населения сигнала ГО "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, о других опасностях и действий работников организации по ним.
Учебные вопросы:
1. Порядок оповещения работников организации и доведение сигнала ГО "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией:
о воздушной тревоге;
о химической тревоге;
о радиационной опасности;
об угрозе катастрофического затопления;
о других опасностях.
2. Порядок действия работников организации при получении сигнала ГО "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" по месту работы.
3. Особенности действий работников организации при получении сигнала ГО "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" при нахождении вне места работы.
Тема N 3. Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации.
Учебные вопросы:
1. Использование имеющихся в организации средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок получения средств индивидуальной защиты.
2. Практическое изготовление и применение подручных защиты органов дыхания.
3. Действия при укрытии работников организации в защитном сооружении. Меры безопасности при нахождении в защитных сооружениях.
4. Технические и первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении.
Тема N 4. Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации.
Учебные вопросы:
1. Действия при аварии, катастрофе и пожаре на производстве.
2. Порядок и пути эвакуации.
3. Профилактические меры по предупреждению пожара.
4. Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте.
5. Действия работников по предупреждению пожара, при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре.
Тема N 5. Действия работников организации при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов.
Учебные вопросы:
1. Действия по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информационными сообщениями.
2. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера (землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.) во время и после их возникновения.
3. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и др.) во время возникновения и после окончания.
4. Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.) во время возникновения и после окончания.
5. Действия работников при получении информации о возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами.
6. Действия по повышению защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных и АХОВ при ЧС техногенного характера.
7. Действия при возникновении военных конфликтов.
8. Действия работников организаций при объявлении эвакуации.
Тема N 6. Оказание первой помощи.
Учебные вопросы:
1. Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.
2. Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приёмы наложения повязок на раны.
3. Практическое наложение повязок.
4. Первая помощь при переломах. Приёмы и способы иммобилизации и применения табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.
5. Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловым и солнечным ударах.
6. Правила оказания помощи утопающему.
7. Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
8. Практическая тренировка по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Тема N 7. Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера
Учебные вопросы:
1. Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению
2. Действия при бытовых отравлениях, укусе животными и насекомыми.
3. Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре на водных объектах, в походе и на природе.
4. Способы преодоления паники и панических настроений в условиях ЧС.
VII. Рекомендуемая учебно-материальная база
Учебные объекты
В целях эффективной реализации Программы в организациях рекомендуется иметь:
С численностью работников до 200 человек - комплект средств обеспечения учебного процесса в области ГО и защиты от ЧС, один уголок ГО и ЧС;
С численностью работников свыше 200 человек - учебный кабинет, учебную площадку и по одному уголку ГОЧС в каждом административном и производственном здании.
Средства обеспечения учебного процесса в области ГО и защиты от ЧС - приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации подготовки различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС.
Уголок по ГОЧС - информационно-справочный стенд с материалами для пропаганды знаний и информирования населения по вопросам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС.
Учебный кабинет - помещение, укомплектованное мебелью и оснащенное средствами обеспечения учебного процесса для проведения занятий.
Учебная площадка - специально оборудованная территория для отработки практических навыков по действиям при угрозе возникновения ЧС и военных конфликтов.
Средства обеспечения учебного процесса в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
5. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
6. Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны".
7. Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г.N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Учебно-методические пособия содержащие материалы необходимые для реализации обучения по темам и учебным вопросам, указанным в Примерной программе, могут быть представлены в виде печатных изданий, электронных учебных материалов, тематических фильмов.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютеры с установленным ПО;
Мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска;
Робот-тренажер, манекен для отработки приемов оказания первой помощи;
Макеты защитных сооружений, систем связи и оповещения, оборудования для проведения АСДНР;
Плакаты;
Презентации лекций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Свечинского муниципального округа Кировской области от 22 января 2021 г. N 68 "Об утверждении примерной программы обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Текст постановления опубликован не был