Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 декабря 2020 г. N 03-15-08/107701
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает, что вопрос, связанный с порядком прекращения действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя (далее - СЭЗ), к компетенции Минфина России не относится.
Исходя из положений пунктов 23, 23 1 статьи 13 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ) участник СЭЗ может быть исключен из единого реестра участников СЭЗ, в частности, в случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда в связи с нарушением участником СЭЗ условий указанного договора.
При этом на основании пункта 1, подпункта 5.3.66 пункта 5 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере функционирования особого правового режима и функционирования СЭЗ, является Минэкономразвития России, которое в том числе осуществляет исключение участника СЭЗ на территориях Республики Крым и г. Севастополя из единого реестра участников СЭЗ на территориях Республики Крым и г. Севастополя.
Одновременно по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщаем следующее.
Из запроса следует, что организация, являющаяся участником СЭЗ, включена в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и с 2021 г. планирует получать 100% доходов от деятельности в области информационных технологий и применять преференции для аккредитованных ИТ-компаний, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 265-ФЗ).
Страховые взносы
Исходя из положений подпункта 11 пункта 1 и подпункта 5 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6% применяются организациями, получившими статус участника СЭЗ в соответствии с Федеральным законом N 377-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом N 377-ФЗ.
Согласно подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1 1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса в редакции Федерального закона N 265-ФЗ, вступающей в силу с 01.01.2021, для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, с 2021 года устанавливаются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.
При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона N 265-ФЗ, вступающей в силу с 01.01.2021) для указанных плательщиков, не являющихся вновь созданными организациями, условиями применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов являются:
- получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- доля доходов от реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программам для ЭВМ и базам данных, указанным в настоящем абзаце, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных (за исключением доходов от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"), если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки) по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1 1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;
- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1 1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее семи человек.
Организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при одновременном выполнении всех трех перечисленных в пункте 5 статьи 427 Налогового кодекса условий.
Таким образом, для перехода на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, с 1 января 2021 г. организация, включенная в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, должна выполнять условия о доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий и средней численности работников за период с января по сентябрь 2020 г.
При этом если организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий и выполняющая все вышеупомянутые условия, одновременно сохраняет статус участника СЭЗ, то она вправе выбрать тарифы страховых взносов и соответствующий порядок их применения - предусмотренные для участников СЭЗ или для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 10 статьи 427 Налогового кодекса в случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда сумма страховых взносов подлежит восстановлению исходя из тарифов страховых взносов, установленных пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса, и уплате за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ без соответствующих пеней в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в СЭЗ, с учетом уменьшения на величину уплаченных за этот период страховых взносов.
Налог на прибыль организаций
Согласно положениям пункта 1 7 статьи 284 Налогового кодекса для организаций - участников СЭЗ установлена пониженная ставка по налогу на прибыль в части зачисления в федеральный бюджет в размере 0 процентов, а также законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя может быть установлена пониженная ставка по налогу на прибыль в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации. Данная налоговая ставка не может превышать 13,5 процента.
Следует отметить, что в случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет.
При этом с 01.01.2021 для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 3 процентов, а налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов (пункт 4 статьи 1 Федерального закона N 265-ФЗ).
Налог на имущество организаций и земельный налог
Согласно пункту 26 статьи 381 Налогового кодекса освобождаются от обложения налогом на имущество организаций организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника СЭЗ, созданного или приобретенного в целях выполнения договора об условиях деятельности в СЭЗ и расположенного на территории данной СЭЗ, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. В случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения налоговой льготы, предусмотренной этим пунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в СЭЗ, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 395 Налогового кодекса освобождаются от обложения земельным налогом организации - участники СЭЗ - в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об условиях деятельности в СЭЗ, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление налога производится без учета применения налоговой льготы, предусмотренной настоящим подпунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в СЭЗ, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период.
Иных условий применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу, в том числе исчисления налогов в случаях расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ, пунктом 26 статьи 381 и подпунктом 12 пункта 1 статьи 395 Налогового кодекса не установлено.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 декабря 2020 г. N 03-15-08/107701
Текст письма опубликован не был