Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 декабря 2020 г. N 03-05-06-02/105663
Департамент налоговой политики, рассмотрев обращение о правомерности уплаты земельного налога несовершеннолетними, сообщает.
На основании статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.
Несовершеннолетние лица - владельцы налогооблагаемой недвижимости могут участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя (родителя, опекуна и т.п.). Так, за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки могут совершать от их имени их родители, усыновители или опекуны (статья 28 Гражданского кодекса). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (статья 26 Гражданского кодекса).
Следовательно, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов в отношении этого имущества.
Таким образом, физические лица, признаваемые налогоплательщиками земельного налога, вне зависимости от возраста, обязаны уплачивать земельный налог в отношении принадлежащих им земельных участков самостоятельно либо через законного или уполномоченного представителя.
Одновременно отмечаем, что статьей 391 Налогового кодекса определен перечень категорий налогоплательщиков, которые имеют право на налоговый вычет по земельному налогу. Такая категория налогоплательщиков, как несовершеннолетние граждане, в данный перечень не включена.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, решение вопросов, связанных с предоставлением налогового вычета и освобождением от уплаты земельного налога отдельных категорий налогоплательщиков, относится к компетенции представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которых введен земельный налог.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 декабря 2020 г. N 03-05-06-02/105663
Текст письма опубликован не был