Утверждаю
и.о. заместителя министра,
начальника управления надзора
и контроля в сфере образования
С.М. Долгополова
15 февраля 2021 года
Обзор
практики осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в 2020 году
Федеральный государственный надзор в сфере образования - деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации в сфере образования посредством проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению следствий выявленных нарушений таких требований.
При исполнении государственной функции по осуществлению государственного надзора в сфере образования управление надзора и контроля в сфере образования (далее - Управление надзора) руководствуется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), Административным регламентом осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, федерального государственного надзора в сфере образования, утвержденным Приказом Рособрнадзора от 30.06.2020 N 710 (далее - Административный регламент).
В связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 с 25 марта по 31 декабря 2020 года отменены все плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек.
В 2020 году в рамках федерального государственного надзора в сфере образования проведены проверки в отношении 87 организаций, из них 23 дошкольных образовательных учреждения, 44 общеобразовательных организации, 3 профессиональных образовательных организации, 2 организации дополнительного образования, 14 организаций дополнительного профессионального образования, 1 организация, осуществляющая обучение.
По результатам проведенных плановых и внеплановых проверок:
выдано 85 предписаний об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования;
выдано 7 повторных предписаний об устранении ранее не устраненного нарушения;
выявлено 10 правонарушений, в отношении 9 организаций наложено 17 административных наказаний.
В отношении 2 общеобразовательных организаций и 2 должностных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение прав обучающихся на общедоступное и бесплатное образование. Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях послужили сборы денежных средств с родителей несовершеннолетних обучающихся на покупку учебных пособий (рабочих тетрадей) по учебным предметам.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона 273-ФЗ обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
В 4 квартале 2020 года по материалам жалобы, поступившей в Министерство, возбужденно 2 дела об административных правонарушениях в отношении учреждения среднего профессионального образования и его руководителя по факту незаконного отчисления из образовательной организации обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в качестве меры дисциплинарного взыскания. Ответственность за указанное правонарушение также предусмотрена частью 1 статьи 5.57 КоАП РФ.
В силу части 5 статьи 43 Федерального закона 273-ФЗ, пункта 2 Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 15.12.2013 N 185, меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
По результатам рассмотрения судом дел об административных правонарушениях юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, должностному лицу - 30000 рублей.
В отношении 7 образовательных организаций и 5 должностных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Организациям выданы повторные предписания, запрещен прием граждан на обучение.
Должностным лицом Управления в отношении руководителя образовательной организации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, - неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.
Дело об административном правонарушении возбуждено в связи с невыполнением руководителем образовательной организации приказа Управления о запрете приема на обучение по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования, изданного в связи с невыполнением образовательной организацией предписания об устранении в установленный срок выявленных нарушений законодательства в сфере образования.
Санкцией части 1 статьи 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Типичные нарушения
По итогам проверок выявлены следующие типичные нарушения требований.
1. Несоответствие содержания уставов законодательству Российской Федерации об образовании.
В нарушение статьи 30 (части 1, 3) Федерального закона N 273-ФЗ в уставе отсутствует порядок принятия локальных нормативных актов, а также порядок учета мнения советов родителей и представительного органа работников при принятии локальных актов.
В нарушение статей 26 (части 5, 6) Федерального закона N 273-ФЗ в уставе не определены или определены не в полном объеме структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция коллегиальных органов, порядок принятия им решений; отсутствует порядок выступления представителей коллегиальных органов от имени образовательной организации.
В нарушение пункта 4 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 N 462 (далее - Порядок проведения самообследования), в компетенцию ни одного коллегиального органа образовательной организации не включено рассмотрение отчета о результатах самообследования.
В нарушение статьи 102 (часть 3) Федерального закона N 273-ФЗ уставом не определены цели, на которые направляется имущество организации при ее ликвидации, после удовлетворения требований кредиторов.
2. Нарушения в части разработки и принятия локальных нормативных актов.
В нарушение статьи 30 (часть 1) Федерального закона N 273-ФЗ не соблюдается порядок принятия, согласования и утверждения локальных актов, установленный уставом образовательной организации.
В нарушение статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся не соответствует требованиям законодательства в части:
установления сроков ликвидации академической задолженности, последствий ее неликвидации;
ликвидация академической задолженности проводится во время летних каникул;
проведения промежуточной аттестации в отношении обучающихся отдельных классов;
организации допуска к промежуточной аттестации;
организации процедуры освобождения от промежуточной аттестации; не урегулирована процедура ликвидации академической задолженности.
В нарушение статей 25 (пункт 4 части 2), 26 (часть 5), 30 (часть 2) Федерального закона N 273-ФЗ в организациях принимаются локальные нормативные акты (положения об общем собрании работников, об управляющем совете, о педагогическом совете, о наблюдательном совете), противоречащие уставу в части структуры и компетенций коллегиальных органов управления, порядка их формирования и сроков полномочий.
В нарушение статьи 26 (часть 6) Федерального закона N 273-ФЗ организацией приняты локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность органов, созданных по инициативе обучающихся и их родителей: совета родителей, совета учащихся, студенческого совета.
В нарушение Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32 (далее - Порядок приема в школу), локальный акт о правилах приема не соответствует законодательству в части сроков зачисления в порядке перевода.
Предусмотрен избыточный перечень документов для приема на обучение в профессиональные классы (медицинская справка, медицинский полис, страховое свидетельство, справки с места работы и др.).
В нарушение статьи 45 (часть 3) Федерального закона N 273-ФЗ Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений не соответствует требованиям законодательства в части состава комиссии.
В нарушение статей 38 (части 1, 2), 34, 44 Федерального закона N 273-ФЗ локальным актом организации предусмотрено применение мер административного воздействия за нарушение требований к одежде, а также недопуск обучающихся к занятиям.
В нарушение статей 30 (часть 2), 55 (части 3, 9) Федерального закона N 273-ФЗ, пунктов 9, 11 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 (далее - Порядок приема в детский сад), Положение о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления обучающихся (воспитанников) не соответствует требованиям законодательства в части:
перечня необходимых для зачисления в детский сад документов;
перечня документов и сведений, с которыми организация обязана ознакомить родителей (законных представителей) обучающихся.
В нарушение статей 49 (часть 4), 55 (часть 8) Федерального закона N 273-ФЗ ряд локальных нормативных актов разработан и принят с превышением полномочий, дублирует нормы федерального законодательства (например, положение о порядке проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности; положение о порядке приема граждан на обучение по программам начального общего, основного общего образования).
В нарушение пункта 4 статьи 34, части 4 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ локальным актом предусмотрены обязанности дежурного класса по учреждения и обязанности дежурного по классу, при этом наличие согласия обучающихся и (или) законных представителей несовершеннолетних обучающихся на привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой, не предусмотрено.
В нарушение статьи 45 (часть 6) Федерального закона N 273-ФЗ локальный акт, регламентирующий деятельность комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, принят без учета мнения профсоюзного комитета и совета обучающихся, действующих в организации.
Имеют место случаи несвоевременной актуализации локальных актов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в связи с чем локальные акты содержат ссылку на положения утративших силу нормативных правовых актов.
3. Неисполнение полномочий, отнесенных к компетенции образовательной организации.
В нарушение статьи 47 (пункты 7, 8 части 3) Федерального закона N 273-ФЗ организацией не разработаны локальные акты, регламентирующие реализацию академических прав педагогических работников на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности.
В нарушение статей 28 (пункт 5 части 3), 47 (часть 5) Федерального закона N 273-ФЗ не созданы условия для реализации прав педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
В нарушение статьи 28 (пункт 13 части 3) Федерального закона N 273-ФЗ в организации не обеспечено функционирование внутренней системы оценки качества образования.
В нарушение статьи 28 (пункт 13 части 3) Федерального закона N 273-ФЗ, пунктов 4, 6 Порядка проведения самообследования:
отчет о результатах самообследования отсутствует;
отчет о результатах самообследования не утвержден директором, не рассмотрен коллегиальным органом управления, к компетенции коллегиальных органов управления не отнесено рассмотрение отчета о самообследовании;
содержание отчета о результатах самообследования не соответствует требованиям законодательства в части отсутствия анализа показателей деятельности организации, оценки образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования выпускников.
В нарушение Приказа Минобрнауки РФ от 10.12.2013 N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию" (приложение 6) показатели деятельности организации, как приложение к отчету о самообследовании, отсутствуют.
В нарушение статей 28 (пункт 15 части 3), 41 (пункт 11 части 1) Федерального закона N 273-ФЗ педагогические работники не обучены навыкам оказания первой помощи.
В нарушение статей 28 (пункта 15 части 3), 41 (частей 1, 2, 4) Федерального закона N 273-ФЗ, пункта 8.10 СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41, при зачислении детей для обучения по дополнительной общеобразовательной программе в области физической культуры и спорта родители не представляют медицинские справки об отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.
В нарушение статьи 18 (часть 4), статьи 28 (подпункт 9 части 3) Федерального закона N 273-ФЗ, Приказа Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345, пункта 26 ФГОС ООО, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897, список учебников определен не в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованным к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В нарушение статей 28 (пункт 21 части 3), 29 Федерального закона N 273-ФЗ, пункта 3 требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату предоставления на нем информации, утвержденных Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 N 785, структура официального сайта и его содержание не соответствуют установленным требованиям, что не обеспечивает открытость и доступность информационных ресурсов.
В нарушение статей 28 (пункт 22 части 3), 45 (часть 3) Федерального закона N 273-ФЗ в организации не создана комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений: состав комиссии не сформирован, не утвержден приказом руководителя. Локальными актами не установлен порядок избрания членов комиссии.
В нарушение статьи 98 (части 9, 10) Федерального закона N 273-ФЗ организация своевременно не вносит сведения о выданных документах об образовании федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".
В нарушение статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" организацией своевременно не представлено в Министерство образования и науки Пермского края заявление о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с реорганизацией образовательной организации.
В нарушение статьи 28 (пункт 7 части 3) Федерального закона N 273-ФЗ в организации отсутствует или не согласована с учредителем программа развития организации.
В нарушение Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" квалификация директора организации не соответствует установленным требованиям в части отсутствия образования по направлениям "Менеджмент", "Управление организацией".
В нарушение статей 28, 37, 41 Федерального закона N 273-ФЗ организацией не организовано предоставление медицинского обслуживания обучающимся и педагогам, отсутствует договор с медицинской организацией; отсутствует справка об отсутствии судимости у педагогических работников, не созданы условия для организации питания обучающихся.
В нарушение части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ организацией не осуществляется индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ (отсутствует журнал учета теоретического обучения групп и дневники прохождения практики).
4. Нарушения порядка приема обучающихся в образовательную организацию.
В нарушение пунктов 6, 9, 12 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 (далее - Порядок приема в детский сад), содержание заявления о приеме детей не соответствует установленным требованиям, отсутствует отметка о выборе языка, адрес места жительства ребенка, подпись родителей (законных представителей) воспитанников о согласии на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка.
Не соблюдаются сроки издания распорядительного акта о приеме воспитанников в образовательную организацию, установленные пунктом 17 Порядка приема в детский сад.
В нарушение статьи 28 (пункт 8 части 3) Федерального закона N 273-ФЗ, пункта 6 Порядка приема в детский сад на информационном стенде и официальном сайте организации в сети "Интернет" не размещены лицензия, информация о сроках приема документов, форма заявления о приеме в образовательную организацию, распорядительный акт органа местного самоуправления о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями городского округа, в установленный трехдневный срок реквизиты распорядительных актов о зачислении воспитанников.
В нарушение пункта 11 Порядка приема в детский сад при приеме требуются документы, не предусмотренные Порядком приема в детский сад.
5. Нарушение порядка отчисления и перевода воспитанников в другую образовательную организацию.
В нарушение статьи 61 Федерального закона N 273-ФЗ, Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденных Приказом Минобрнауки России от 28.12.2015 N 1527, в приказе об отчислении детей, отчисленных в связи с переводом в другую образовательную организацию, не указана принимающая организация.
6. Несоответствие содержания и условий реализации образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам.
В нарушение статей 12 (части 6, 7), 28 (пункты 2, 6 части 3) Федерального закона N 273-ФЗ, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (далее - ФГОС ДО):
образовательная программа дошкольного образования не содержит всех обязательных элементов, структура программы не соответствует требованиям ФГОС ДО;
развивающая предметно-пространственная среда не соответствует требованиям содержательной насыщенности, вариативности, полифункциональности, трансформируемости, не конструируется под конкретные образовательные задачи;
не созданы условия для взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, не презентуются задачи в соответствии с реализуемой программой в рамках темы по всем направлениям развития ребенка;
результаты педагогической диагностики (мониторинга) не используются для решения задач индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей;
нарушены требования к материально-техническому обеспечению реализации программы.
Структура основных образовательных программ начального общего и основного общего образования не соответствует федеральным государственным образовательным стандартам начального общего и основного общего образования, утвержденным приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373, от 17.12.2010 N 1897.
Структура адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью не соответствует федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденному приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599.
Структура адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденному Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598.
7. Нарушение прав обучающихся и воспитанников.
В нарушение статей 5 (часть 3), 18 (часть 1), 28 (пункт 2 части 3), 35 (часть 1) Федерального закона N 273-ФЗ организация не обеспечена учебными пособиями (рабочими тетрадями) по учебным предметам, входящим в основную общеобразовательную программу, что является нарушением права обучающихся на бесплатное начальное общее, основное общее и среднее общее образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В нарушение статей 28 (пункт 10 части 3), 34 (пункт 11 части 1), 58 Федерального закона N 273-ФЗ деятельность по организации промежуточной аттестации не соответствует законодательству или нормам, закрепленным в локальном нормативном акте организации, в части периодичности аттестации, процедуры аттестации и последствий неликвидации академической задолженности, установления сроков ликвидации академической задолженности за рамками учебного года, в период летних каникул, что является нарушением академического права обучающихся на каникулы.
8. Нарушения при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
В нарушение статей 28 (пункт 5 части 3), 79 (часть 3) Федерального закона N 273-ФЗ, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (пункт 32) для организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе недостаточно педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
9. Несоблюдение порядка заполнения, выдачи, хранения и учета документов об образовании и об обучении.
В нарушение Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем образовании и их дубликатов, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115, не соблюдается порядок ведения Книг регистрации выданных документов об основном и среднем общем образовании.
В нарушение Порядка выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, свидетельств об обучении, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 N 1145, не соблюдается порядок ведения книг регистрации выданных свидетельств об обучении.
10. Нарушение прав педагогических работников при проведении аттестации.
В нарушение статей 28 (пункт 3 части 6), 49 (части 1, 4) Федерального закона N 273-ФЗ, Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276:
не организовано своевременное проведение аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, не создана аттестационная комиссия;
представления на педагогических работников отсутствуют или сведения в них не соответствуют установленным требованиям;
отсутствует график аттестации педагогических работников, работодатель не знакомит педагогических работников под роспись с утвержденным графиком аттестации, с распорядительным актом и представлением руководителя за 30 календарных дней до проведения аттестации;
в состав аттестационной комиссии не включен представитель первичной профсоюзной организации;
проводится аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности педагогических работников, работающих в организации на момент аттестации менее 2 лет;
на педагогических работников, прошедших аттестацию, не составляются выписки из протокола, содержащие сведения о фамилии, имени, отчестве аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией решении;
в состав аттестационной комиссии не включен представитель первичной профсоюзной организации;
в личных делах педагогических работников отсутствуют выписки из протокола аттестационной комиссии.
11. Нарушение правил оказания платных образовательных услуг.
В нарушение статьи 54 Федерального закона N 273-ФЗ, пунктов 12, 13, 16 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706, в договоре на предоставление дополнительных платных образовательных услуг не указаны сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности, месте нахождения (жительства) заказчика, ответственность исполнителя, полная стоимость, порядок оплаты, вид, уровень, направленность образовательной программы, форма обучения, сроки освоения программы, вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения программы.
Количество часов и полная стоимость услуг по реализации дополнительной образовательной программы, указанные в договоре на предоставление дополнительных платных образовательных услуг, не соответствуют количеству часов, указанному в образовательной программе.
Профилактика нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования
На основании пункта 1 части 2 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ издан Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 24.01.2020 N СЭД-26-01-06-44 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством образования и науки Пермского края мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования и лицензионному контролю образовательной деятельности" (приложение 1), размещен на официальном сайте Министерства (https://minobr.permkrai.ru/peredannye-polnomochiya/gosudarstvennyy-kontrol-nadzor-v-sfere-obrazovaniya-litsenzionnyy-kontrol/obyazatelnye-trebovaniya-podlezhashchie-proverke/). Приказами Министерства от 01.09.2020 N 26-01-06-292 "О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 24.01.2020 N СЭД-26-01-06-44", от 11.01.2021 N указанный перечень актуализирован в связи с изменением законодательства в сфере образования.
Указанный перечень действует до даты утверждения перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2020 N 1722.
В целях профилактики нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования Министерством разработаны руководства по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере образования. Указанные руководства по соблюдению обязательных требований общедоступны и размещены на официальном сайте Министерства.
При изменении обязательных требований Министерством на официальном сайте размещались сведения о содержании новых нормативных правовых актов, комментарии к ним, сроках и порядке вступления их в действие.
Приказом Министерства от 19.12.2019 N СЭД-26-01-06-1300 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов (далее - Программа). Профилактические мероприятия, предусмотренные Программой, реализованы в 2020 году полном объеме.
В первом квартале 2020 года специалисты Министерства, уполномоченные на осуществление контрольных (надзорных) мероприятий, участвовали в публичных обсуждениях правоприменительной практики, организованных для руководителей и специалистов образовательных организаций Чайковского городского округа, руководителей и специалистов Управления образования администрации Чайковского городского округа и Управления образования администрации города Березники по итогам проведения комплексных проверок образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории указанных муниципальных образований.
Публичные мероприятия по профилактике нарушений осуществлялись в соответствии с актуализированным планом-графиком публичных мероприятий Министерства на 2020 год.
Специалистами Министерства проведены публичные обсуждения правоприменительной практики в формате ВКС в октябре, ноябре 2020 года с руководителями и специалистами профессиональных образовательных организаций Пермского края, руководителями и специалистами муниципальных органов управления образованием по темам: "Нормативное регулирование образовательной деятельности", "Деятельность муниципальных органов управления образованием в свете нового законодательства".
В рамках профилактических мероприятий специалистами Министерства проведено выступление на радио "ГТРК "Пермь" по теме: "О соблюдении прав обучающихся при осуществлении образовательной деятельности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в 2020 году (утв. и.о. заместителя министра, начальника управления надзора и контроля в сфере образования 15 февраля 2021 г.)
Текст обзора опубликован на Официальном сайте Министерства образования и науки Пермского края (http://minobr.permkrai.ru) 15 февраля 2021 г.