Порядок использования в 2004 году средств, поступающих в
доход федерального бюджета от сдачи в аренду имущества,
находящегося в федеральной собственности
Настоящая статья посвящена комментарию отдельных положений нового порядка использования в 2004 году доходов от сдачи в аренду федерального имущества, установленного Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год".
Данным пунктом Правительство Российской Федерации установило, что в 2004 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, учреждениям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям федеральной почтовой связи Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, имеющим государственный статус и финансируемым на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета, отражаются в смете доходов и расходов указанных учреждений и используются этими учреждениями сверх сумм, предусмотренных сводной росписью, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В свою очередь, право в установлении такой нормы Правительству Российской Федерации дала статья 28 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", в которой федеральный законодатель закрепил за отдельными учреждениями, созданными федеральными органами исполнительной власти, предоставляющими населению услуги социального характера, льготный режим использования доходов федерального бюджета в виде арендных платежей за федеральное имущество.
Необходимо обратить внимание, что такой отличный от других федеральных учреждений режим использования указанных доходов федерального бюджета предоставлен только для федеральных учреждений науки, образования, здравоохранения, культуры, искусства, архивного дела, учреждений научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, а также учреждений федеральной почтовой связи имеющих государственный статус.
На все иные организации, получающие доходы от государственной собственности, распространяется норма статей 41, 42 и 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам относятся соответствующего бюджета.
В законе неслучайно приведен подробный исчерпывающий перечень организаций, которым статья 28 предоставляет право льготного режима на данные статьи дохода, так как гражданское законодательство Российской Федерации содержит нормы, в соответствии с которыми на право пользования доходов от сдачи в аренду государственного имущества претендуют и иные организации.
Так на основании статьи 136 Гражданского кодекса Российской Федерации поступления, полученные в результате использования имущества, принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.
Статьей 295 того же кодекса установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с которыми собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества и имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
К таким организациям относятся федеральные унитарные предприятия почтовой связи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", научные организации согласно Федеральному закону от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и образовательные организации на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
На первый взгляд, налицо коллизия между гражданским законодательством Российской Федерации и бюджетным, и если первое предоставляет федеральным государственным унитарным предприятиям право на целевое использование прибыли от имущества, находящегося у них в хозяйственном ведении, то бюджетное законодательство обязывает их безвозмездно перечислять указанные доходы в бюджет в полном объеме.
Однако правовой анализ вышеуказанных норм позволяет сделать следующие выводы.
Статья 136 Гражданского кодекса РФ допускает право собственности на доходы, полученные в результате использования имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.
Статьей 51 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы федерального бюджета формируются, в том числе, за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в полном объеме.
В силу данного положения Кодекса статьей 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Российской Федерации, в размере 100 процентов доходов зачисляются в доход федерального бюджета 2004 года.
При этом приведенные нормы полностью корреспондируют с положениями п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым предприятие не вправе сдавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество в аренду, или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Результаты проведенного блиц анализа действующего законодательства, позволяют сделать выводы, что вышеприведенные нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004" год не содержат противоречий нормам гражданского законодательства, а устанавливают в отношении федерального имущества особенности регулирования его использования.
Возвращаясь к статье 28 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", позвольте повториться, что только для федеральной собственности и только для учреждений социальной сферы установлено особое положение в отношении указанных средств, когда поступившие в доход федерального бюджета средства отражаются на их лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства, и направляются на их содержание в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх сумм, установленных законом о бюджете.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.06.2004 N 57н утверждено Положение о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование (далее - приказ Минфина России от 30.06.2004 г.).
О зачислении арендных платежей
В целях реализации статьи 7 закона о бюджете пунктом 1 указанного приказа арендная плата за пользование федеральным имуществом, закрепленным за арендодателями (далее - арендная плата), перечисляется арендаторами в доход федерального бюджета на счета управлений федерального казначейства Министерства финансов Российской федерации по субъектам Российской Федерации, открытые на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" в подразделениях расчетной сети Банка России или в кредитных организациях в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (далее - счет N 40101).
Расчетные документы на перечисление арендной платы оформляются арендатором в соответствии с Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России, ГТК России, Минфина России от 03.03.2003 N БГ-3-10/98/197/22н.
При этом, в полях "ИНН" и КПП получателя указывается значение идентификационного номера налогоплательщика и значение кода причины постановки на учет арендодателя, а в поле - "Получатель" наименование в сокращенном виде Управления федерального казначейства, которому открыт счет N 40101, и в скобках наименование арендодателя в сокращенном виде и номер его лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей. В платежных поручениях (поле 104) в обязательном порядке указывается соответствующий код бюджетной классификации в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации, а в поле "Назначение платежа" - номер и дата заключенного договора на передачу в аренду федерального имущества, в соответствии с которым перечисляется арендная плата.
Сообщить арендаторам о реквизитах счетов N 40101 и порядке оформления расчетных документов на перечисление в доход федерального бюджета арендной платы обязаны арендодатели.
Пеня за неуплату или неполную уплату арендной платы за аренду федерального имущества в установленный договором срок подлежит перечислению арендаторами в доход федерального бюджета по коду 2010241 "Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности" классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Новые лицевые счета
Приказом Минфина России от 30.06.2004 г. введен новый вид лицевых счетов по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей, открываемых арендодателям в органах федерального казначейства по месту открытия им лицевых счетов получателя средств федерального бюджета, на которых органы федерального казначейства осуществляют учет операций, связанных с образованием и использованием дополнительного источника бюджетного финансирования. Отличием данного вида от других лицевых счетов являются значения первого и второго разряда номера лицевого счета, в которых используется код 11.
На указанных лицевых счетах орган федерального казначейства не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения из учреждения банка выписки со счета N 40101 отражает суммы, поступившие на счет N 40101 арендные платежи и представляет арендодателю Выписку из лицевого счета, а также копии платежных поручений по поступившим на счет N 40101 суммам арендной платы.
Как видим, приказом Минфина России от 30.06.2004 г. урегулирована существующая многолетняя проблема, заключающаяся в отсутствии у арендодателя информации, от какого арендатора поступили указанные суммы необходимая для проведения расчетов с ними.
На новых лицевых счетах в соответствии с пунктом 11 Положения отражается также сумма дебиторской задолженности по арендной плате прошлых лет, поступившая в доход федерального бюджета в текущем году, учитывается органом федерального казначейства и используется арендодателем в порядке, установленном настоящим Положением, в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования текущего года.
Остаток неиспользованного источника дополнительного бюджетного финансирования, отраженный на лицевом счете по коду 11, учитывается органом федерального казначейства согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Основанием для открытия лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей (далее - лицевой счет по коду 11) являются представленные в органы федерального казначейства копии договоров на передачу в аренду федерального имущества, заключенных арендодателем с арендаторами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Об использовании дополнительного источника
бюджетного финансирования за счет арендных платежей
Существенным отличием от прошлых лет является установленная пунктом 7 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 30.06.2004 г. норма, в соответствии с которой главные распорядители (распорядители) средств федерального бюджета доводят до арендодателей Уведомления о лимитах бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей (далее - Уведомление) для принятия арендодателями в установленном порядке денежных обязательств, подлежащих оплате за счет источника дополнительного бюджетного финансирования.
Уведомление оформляется и доводится главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета до арендодателя в двух экземплярах, один из которых для контроля за использованием источника дополнительного бюджетного финансирования представляется арендодателем в орган федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета по коду 11.
При этом главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета вправе в течение финансового года изменить в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств.
Согласно новому порядку кассовые операции за счет источника дополнительного бюджетного финансирования осуществляются в порядке, установленном для получателя средств федерального бюджета, в пределах учтенных на лицевом счете по коду 11 неиспользованных источника дополнительного бюджетного финансирования и лимитов бюджетных обязательств на основании платежных поручений, оформленных и представленных арендодателем в орган федерального казначейства.
Порядок возврата арендатору излишне уплаченной (взысканной) в доход федерального бюджета арендной платы урегулирован пунктом 13 Положения. Он осуществляется Управлением федерального казначейства со счета N 40101, на который она была ранее зачислена, на основании письменного решения арендодателя по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
Сумма, подлежащая возврату, должна быть санкционирована органом федерального казначейства, и не должна превышать сумму неиспользованного источника дополнительного бюджетного финансирования за счет арендной платы, отраженную на лицевом счете по коду 11.
Арендодатель и арендатор также вправе произвести зачет суммы, арендной платы, подлежащей возврату арендатору, в счет предстоящих платежей по заключенному между ними договору аренды.
Об ответственности
Контроль за полнотой и своевременностью поступлений в доход федерального бюджета арендной платы осуществляют главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся арендодатели, и федеральный орган исполнительной власти по управлению федеральным имуществом и его территориальные органы.
Пунктом 16 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 30.06.2004 г. ответственность за использование арендной платы с нарушением настоящего Положения возлагается на арендодателя.
Т.В. Саакян,
начальник отдела методологии
казначейского исполнения федерального бюджета
Министерства финансов Российской Федерации
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).