В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад по обобщенной практике при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными на территории Московской области, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушения обязательных требований за 1 квартал 2021 года.
2. Управлению делами разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Мороза С.И.
Министр |
С.Б. Воскресенский |
Утвержден
приказом министра сельского
хозяйства и продовольствия
Московской области
N 19П-64 от 06.04.2021
Доклад
по обобщенной практике при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными на территории Московской области, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований за I квартал 2021 года
Настоящий доклад подготовлен в целях:
обеспечения единства практики применения Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Минсельхозпрод Московской области) федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации;
обеспечения доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
снижения количества нарушений обязательных требований и повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах торговли и оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
совершенствования нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Доклад о правоприменительной практике Министерства подготовлен за 1 квартал 2021 года при осуществлении:
- государственного (контроля) надзора в области обращения с животными без владельцев;
- государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в области обращения с животными.
I. Общие положения
Основные нормативные правовые документы регулирование при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными:
1. Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
2. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
3. Федеральный закон от 30.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 247-ФЗ вместо "30.07.2020" следует читать "31.07.2020"
4. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 795 "Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию";
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 N 974 "Об утверждении перечня потенциально опасных собак";
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
8. Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 27.12.2019 N 20РВ-436 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Московской области";
9. Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 27.12.2019 N 20РВ-437 "Об утверждении Порядка по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них на территории Московской области".
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение требований, определяющих порядок и условия осуществления государственного надзора, размещен на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Минсельхозпрод Московской области) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в разделе "Деятельность. Контрольно-надзорная деятельность. Государственный надзор в области обращения с животными. Профилактика нарушений обязательных требований. Перечень обязательных требований".
II. Правоприменительная практика осуществления государственного надзора в области обращения с животными
1. Сведения о состоянии соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ), а также постановлением Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области", Минсельхозпрод Московской области наделен полномочиями по:
установлению порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них;
установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев;
осуществлению государственного надзора в области обращения с животными (с 01.01.2020).
Распоряжениями Минсельхозпрода Московской области от 27.12.2019 N 20РВ-436, N 20РВ-437, вступившими в силу с 01.01.2020, утверждены Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Московской области (далее - Порядок 1) и Порядок по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них на территории Московской области (далее - Порядок 2).
Статьей 21 Федерального закона N 498-ФЗ установлено, что за нарушение требований Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации) не предусматривает административную ответственность за нарушение требований в области обращения с животными.
В соответствии со статьей 1.3.1 КоАП Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно данным ежегодного мониторинга животных без владельцев на территории Московской области по состоянию на 01.06.2020 численность животных без владельцев составила 28 409 животных.
В соответствии с Федеральным законом N 498-ФЗ животные без владельцев подлежат отлову, транспортировке в приют и возврату на прежнее место обитания. Проведение указанных мероприятий регулируется Порядком 1. Мероприятия необходимо проводить так, чтобы не наносить животным увечья, травмы и не допускать их гибели. Осуществляют мероприятия по отлову животных без владельцев юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подлежат государственному надзору в области обращения с животными.
На территории Московской области находится 42 приюта, из них 1 муниципальный, остальные частные. Порядок 2 устанавливает требования к организации приютов для животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Также Порядок 2 содержит требования к размещению приюта и обустройству помещений, необходимых для содержания животных, требования к обустройству ветеринарного пункта, карантинного помещения, помещения, предназначенного для лечения животных в условиях стационара, требования к осуществлению мероприятий по кормлению, поению, выгулу животных и уходу за ним. Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.
По предварительным данным только 3 приюта, расположенных на территории Московской области, соответствуют установленным в Порядке 2 требованиям.
Согласно постановлению Правительства Московской области от 28.01.2020 N 22/3 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными" (далее - Постановление N 22/3) предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований, установленных Федеральным законом N 498-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Московской области, в том числе в части обращения с домашними животными и животными без владельца.
Постановлением N 22/3 установлено, что должностные лица Минсельхозпрода Московской области, уполномоченные на осуществление государственного надзора в области обращения с животными, вправе привлекать и рассматривать дела об административных правонарушениях.
05.08.2020 вступили в силу изменения в Закон Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", предусмотренные Законом Московской области N 173/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", устанавливающий ответственность за нарушение требований в области обращения с животными.
В соответствии с утвержденным Генеральной прокуратурой Российской Федерации планом выездных проверок на 2021 год. Управлением государственного надзора в области обращения с животными и ветеринарного контроля в 1 квартале 2021 года было проведено 4 плановые выездные проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций.
По фактам выявленных нарушений 1 должностное лицо было привлечено к административной ответственности, в соответствии с ч. 2 ст. 3.1.2. Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
Выдано предписание об устранении нарушений, а также постановление по делу об административном правонарушении, на сумму 10 тыс. рублей.
Также, в I квартале 2021 года было проведено:
- 1 внеплановая документарная проверка (нарушений не выявлено);
- 5 внеплановых выездных проверок физических лиц (нарушений не выявлено).
В соответствии со статьей 2.5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету. Однако, в настоящее время полная база данных о животных, находящихся у населения, не сформирована. Соответственно, проведение плановых проверок в рамках государственного надзора в области обращения с животными в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, затруднено отсутствием сведений об объектах надзора.
Постановлением Правительства Московской области от 25.08.2020 N 550/27 утвержден Административный регламент Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области по осуществлению государственного надзора в области обращения с животными (далее - Административный регламент).
Во исполнение Административного регламента Минсельхозпродом Московской области издан приказ от 02.10.2020 N 20П-170 об утверждении форм документов, применяемых уполномоченными должностными лицами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными на территории Московской области.
2. Анализ практики проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе её единообразия
Основное внимание Минсельхозпрод Московской области сосредоточил на проведении профилактических мероприятий, связанных с обращением с животными без владельцев и в области содержания домашних животных.
В области обращения с животными без владельцев Минсельхозпродом Московской области были проведены 8 совещаний в режиме ВКС с представителями органов местного самоуправления городских округов Московской области о ходе реализации мероприятий в рамках реализации Закона Московской области N 201/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области обращения с животными без владельцев".
Проведено 1 публичное мероприятие по обсуждению правоприменительной практики с представителями исполнителей по муниципальным контрактам на отлов животных без владельцев.
В 1 квартале 2021 года уполномоченные по надзору области обращения с животными должностные лица Минсельхозпрода Московской области осуществили 145 выездов по рассмотрению жалоб граждан на нарушения правил содержания домашних животных.
С владельцами было проведено 140 профилактических бесед, разъяснены требования к содержанию домашних животных и порядок их выгула.
Источниками выявления проблем в части соблюдения законодательства в области обращения с животными являются обращения граждан, поступившие в Минсельхозпрод Московской области через МСЭД, портал "Добродел", портал "ЕЦУР".
Наиболее часто встречающиеся нарушения:
- нарушение порядка содержания животных без владельцев в приютах для животных без владельцев;
- нарушение порядка выгула животного свободное, неконтролируемое передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;
- выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.
Для недопущения указанных нарушений необходимо неукоснительно соблюдать требования нормативных правовых актов, правил выгула и содержания животных. При этом, установлено отсутствие в достаточном количестве организованных площадок для выгула животных, что приводит к увеличению нарушений обязательных требований.
Анализ причин и условий возникновения нарушений при содержании животных показывает, что основными из них являются:
недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц организаций, граждан;
недостаточный уровень обеспеченности установленными местами для выгула животных.
С целью повышения уровня правовой культуры необходимо расширять пропаганду необходимости и важности соблюдения правил содержания и выгула животных.
Целесообразно также предусмотреть административную ответственность органов местного самоуправления за бездействие при организации мест для выгула животных, внеся соответствующие изменения в Закон Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях".
В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 498-ФЗ за нарушения требований, установленных данным Законом, владельцы животных несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако в настоящее время нормы, устанавливающие административную ответственность владельцев животных за нарушение требований Федерального закона N 498-ФЗ, в КоАП Российской Федерации отсутствуют.
Министерством, совместно с Комитетом по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Московской областной Думы разрабатывается законодательная инициатива о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях норм, устанавливающих административную ответственность за нарушения положений Федерального закона N 498-ФЗ.
В ходе обсуждения указанной инициативы было проведено расширенное заседание Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Московской областной Думы с участием представителей Министерства, Прокуратуры Московской области и администраций органов местного самоуправления Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 6 апреля 2021 г. N 19П-64 "Об утверждении доклада по обобщенной практике при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными на территории Московской области с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований"
Текст приказа опубликован на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (http://msh.mosreg.ru) 22 апреля 2021 г.