Отдельные особенности учета внебюджетных средств
"Не простое это дело - Родину защищать"
Этих особенностей, конечно, очень много, но мы будем постепенно их совместно изучать, анализировать и освещать на страницах рубрики. Мелочей в исполнении (кассовом исполнении) федерального бюджета нет.
Как известно, в целях последовательной реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе п. 4 ст. 254 (средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства), Минфином России был разработан и утвержден приказом от 21.06.2001 N 46н (далее - Приказ Минфина России N 46н) Порядок открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов (далее - Порядок).
Казалось бы, все просто - читай и действуй. Или не так уж просто? Рассмотрим и заострим внимание на отдельных особенностях.
Согласно вышеназванному приказу Минфина России (п. 4), основанием для открытия получателю средств федерального бюджета (далее - клиент) лицевого счета для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - внебюджетные средства), является Генеральное разрешение на открытие в органах федерального казначейства лицевых счетов для учета операций с внебюджетными средствами (далее - Генеральное разрешение), выданное Минфином России главному распорядителю средств федерального бюджета.
Конечно, само по себе Генеральное разрешение не является основанием для непосредственного открытия клиенту лицевого счета по учету внебюджетных средств, а выступает в роли общего отраслевого разрешительного документа. Именно на его основании которого главный распорядитель средств федерального бюджета оформляет находящимся в его непосредственном ведении получателям и нижестоящим распорядителям средств федерального бюджета Разрешения на открытие в органах федерального казначейства лицевого счета для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - Разрешения).
Одним из условий открытия клиенту лицевого счета по учету внебюджетных средств является наличие Разрешения, оформленного распорядителем средств федерального бюджета, в непосредственном ведении которого данный клиент находится (далее - Разрешение получателя средств).
Следует обратить внимание, что, хотя такая процедура приказом Минфина России N 46н и Порядком не предусмотрена, у федерального бюджетного учреждения, совмещающего функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, должно быть два Разрешения. Одно - Разрешение, оформленное как нижестоящему распорядителю средств федерального бюджета его вышестоящим распорядителем средств федерального бюджета (далее - Разрешение распорядителя средств), а второе - Разрешение получателя средств, которое он выдает себе, как получателю средств федерального бюджета на основании своего Разрешения распорядителя средств.
Разрешение получателя средств подлежит оформлению в строгом соответствии с Разрешением распорядителя средств. При этом ответственность за соблюдение этого соответствия несет распорядитель средств федерального бюджета, непосредственно выдающий Разрешение получателя средств.
В связи с этим, ответственный работник органа федерального казначейства в ходе своей работы осуществляет проверку Разрешения получателя средств только на предмет его соответствия Генеральному разрешению.
Так уж определено, что для использования клиентами установленного (предоставленного) федеральными законами или иными нормативными правовыми актами права на получение и использование внебюджетных средств, главный распорядитель средств федерального бюджета, должен сначала заявить эти права посредством оформления и регистрации в Минфине России Генерального разрешения по своей отрасли.
При этом в соответствии с приказом Минфина России N 46н (п. 13), главный распорядитель средств федерального бюджета в связи с введением в действие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также учредительных документов (уставов) получателей средств федерального бюджета, упраздняющих или устанавливающих источники образования и (или) направления расходования средств, обязан в 20-дневный срок оформить Дополнения к Генеральному разрешению.
Таким ярким примером является случай, когда основанием, устанавливающим источник образования федеральных внебюджетных средств и направления их использования, является федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (далее - федеральный бюджетный закон).
В связи с этим, с начала нового финансового года, который в соответствии со статьей 11 БК РФ исчисляется календарно - с 1 января по 31 декабря, внебюджетные средства, поступающие на счета органов федерального казначейства для клиентов со ссылкой на пункты Разрешений, предусмотренные федеральным бюджетным законом предыдущего года, подлежат учету на лицевых счетах клиентов без права расходования до внесения соответствующих Дополнений в Генеральные разрешения (Разрешения).
Общеизвестно, что обычной практикой прошлых лет было принятие федерального бюджетного закона уже в период действия нового финансового года. Таким образом, складывалась ситуация при которой старый федеральный бюджетный закон уже не действовал, а нового еще нет.
Исключением стал Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год", вступивший в силу 24.12.2003 года - с момента его официального опубликования (ст. 160 этого Федерального закона).
Но даже в этих условиях, когда федеральный бюджетный закон на 2004 год был принят и вступил в действие в 2003 году, нормы этого закона в отношении внебюджетных средств Минобороны России и иных отдельных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной (правоохранительной) службы не могли быть реализованы с 1 января, как это предписывает статья 11 БК РФ. Такая ситуация связана с необходимостью оформления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в 20-дневный срок дополнений к Генеральным разрешениям (Разрешениям).
Так, для реализации этой нормы на уровне главного распорядителя средств федерального бюджета и оформления Дополнения к Генеральному разрешению, необходимо вступление в силу федерального бюджетного закона на новый финансовый год не позднее 10 декабря. Но даже это не позволит реализовать данную норму с 1 января, так как должна быть запущена система оформления аналогичных Дополнений к Разрешениям по нижестоящим распорядителям и получателям средств федерального бюджета. В данном случае эту ситуацию не улучшает наличие многоуровневой системы распорядителей средств федерального бюджета, к тому же усложненной к примеру экстерриториальным принципом развертывания военных бюджетных учреждений Минобороны России.
Если взять для расчета аналогичный срок для оформления Дополнений к Разрешениям, то получается, что федеральный бюджетный закон на новый финансовый год должен быть принят и вступить в действие не позднее 20 ноября. А ведь еще надо поднять наверх, утвердить, отправить вниз и довести до органов федерального казначейства сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам.
Таким образом, учитывая установленные приказом Минфина России N 46н и Порядком особенности учета операций клиентов с внебюджетными средствами, с первого рабочего дня нового финансового года обычной обязанностью казначея, обслуживающего лицевой счет клиента, является проверка приходных и расходных платежных документов на их соответствие соответствующему пункту Разрешения. Необходимо отметить, что эта же обязанность лежит и на руководстве федерального бюджетного учреждения при оформлении расходных платежных документов.
Можно даже сказать больше, что до получения соответствующего дополнения к своему Разрешению, несмотря на наличие разрешающей нормы в его уставе (положении), клиент не может совершать действия по заключению договоров, направленных на выполнение работ (предоставление услуг) и получение доходов в соответствии с федеральным бюджетным законом, разве что только включив в договор (если он в письменной форме) пункт, оговаривающий вступление в действие этого договора с момента оформления Дополнения к Разрешению.
Таким ярким примером, является ситуация с изменением в 2004 году направления использования внебюджетных средств, полученных федеральными учреждениями Минобороны России (иных отдельных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной (правоохранительной) службы).
Так, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" изменено направление использования внебюджетных средств, ранее получаемых федеральными бюджетными учреждениями Минобороны России в соответствии с нормами федеральных бюджетных законов прошлых лет, которые в 2004 году должны использоваться исключительно на государственную программу вооружения.
Таким образом, внебюджетные средства, полученные федеральными бюджетными учреждениями Минобороны России в соответствии с федеральным бюджетным законом 2004 года до внесения в установленном порядке изменений и дополнений в Генеральное разрешение (Разрешения), подлежали учету на лицевых счетах клиентов без права расходования.
Письмом Минфина России от 19.03.2004 N 3-12-15/8 обращено внимание Минобороны России на необходимость оформления соответствующих изменений и дополнений к Генеральному разрешению (Разрешениям), а также об учете этих средств на лицевых счетах клиентов без права расходования (абзац 4 письма) до внесения этих изменений и дополнений. При этом, это письмо никоим образом не допускала возможности ограничения операций на лицевых счетах в отношении доходов, поступающих по иным пунктам Генерального разрешения (Разрешений).
Буквально в течение месяца Министерством обороны Российской Федерации было оформлено Дополнение к Генеральному разрешению, подписанное и зарегистрированное Минфином России 19.04.2004 N 187001/03.
В соответствии с данным Дополнением в Генеральное разрешение введен новый пункт 14 с одновременным исключением прежних пунктов 2, 8 и 9, в которых в качестве основания для получения внебюджетных средств был заявлен Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год". Кстати, если бы в 2003 году буквально был выполнен приказ Минфина России N 46н и Порядок, то расходные операции в течение 2003 финансового года не должны были бы проводиться, даже если норма Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" была идентична норме Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год". Таковы условия вышеуказанного Порядка и приказа Минфина России.
Направленное в адрес Минобороны России указанное письмо Минфина для сведения, в том числе в целях проведения разъяснительной (консультационной) деятельности в соответствии с п. 82 приложения к приказу Минфина России от 30.12.2002 N 142н, доведено до управлений федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (письмо от 26.03.2004 N 03-01-01/12-111).
Необходимо также отметить, что в соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", в том числе исходя из того, что Минобороны России является государственным заказчиком гособоронзаказа, допускается возможность централизации внебюджетных средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями Минобороны России, на уровень главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета и последующего перераспределения этих средств по нижестоящим распорядителям и получателям средств федерального бюджета в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.
В отношении возможности централизации внебюджетных средств в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов по внебюджетным средствам, Минфином России и Минобороны России оформлена совместная телеграмма от 19.04.2004 N 03-01-01/12-139 и N 180/6/897, доведенная до управлений федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации и центральных (территориальных) органов военного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Для сведения несколько слов о смете доходов и расходов по внебюджетным средствам Минобороны России, порядке ее утверждения и внесения в нее изменений.
Порядок составления и утверждения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения по средствам, получаемым от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности подписан Начальником Главного финансово-экономического управления Минобороны России, Заместителем Министра обороны РФ по финансово-экономической работе Л.К. Куделиной и утвержден приказом Министра обороны РФ С. Иванова от 23.01.2004 N 15 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год".
Одновременно с этим Порядком утверждена форма N 1 СБУ "Смета доходов и расходов бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации по средствам, получаемым от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности". Здесь предусмотрены специальные строки о возможности проведения операций по централизации средств и их распределения - получения средств от вышестоящего финансового органа (п. 2.6) и их расходования (п. 3.6), а также направления средств вышестоящему финансовому органу, после возмещения затрат и уплаты налогов и иных обязательных платежей (п. 3.5).
В соответствии с указанным Порядком Минобороны России проект сметы рассматривается и подписывается руководителем бюджетного учреждения, начальником финансово-экономического органа (главным бухгалтером) и представляется на утверждение распорядителю средств.
Затем смета после ее рассмотрения и утверждения возвращается бюджетному учреждению для исполнения и представления в соответствующий орган федерального казначейства для осуществления контроля. Аналогичным же порядком вносятся изменения в утвержденную смету доходов и расходов.
Данным Порядком Минобороны России также установлено, что распорядитель средств в ходе исполнения сметы осуществляет контроль за соблюдением бюджетной, налоговой и кассовой дисциплин, полнотой и своевременностью фактического поступления средств из внебюджетных источников.
Р.В. Мадьяров,
заместитель начальника Отдела
методического обеспечения кассового исполнения
федерального бюджета по расходам
Министерства финансов Российской Федерации
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).