Проверка использования бюджетными учреждениями
федерального имущества
В соответствии с п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Федеральное имущество закрепляется за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления. Это означает, что в соответствии с п. 1 ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 03.07.1998 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения Реестра федерального имущества" организация учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества (далее именуется - Реестр) возложена на Министерство государственного имущества Российской Федерации. Министерство государственного имущества РФ преобразовано в 2000 г. в Министерство имущественных отношений РФ, которое в настоящий момент упразднено. Функции по управлению имуществом упраздненного Министерства имущественных отношений РФ переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, находящемуся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.
То есть в настоящий момент организация учета федерального имущества и ведение Реестра федерального имущества должны осуществляться Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Все федеральное имущество должно быть занесено в Реестр. При этом под реестром понимается федеральная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них, подлежащая учету в Государственном регистре баз и банков данных (постановление Правительства РФ от 03.07.1998 N 696).
Объектами учета Реестра (далее именуются - Объекты учета), расположенными как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, являются:
земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты (ресурсы), находящиеся в федеральной собственности;
федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием или государственным учреждением, либо находящееся в федеральной собственности предприятия в целом как имущественный комплекс;
находящиеся в федеральной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них федеральное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;
иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям.
Для внесения федерального имущества в Реестр бюджетному учреждению необходимо предоставить в территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по месту регистрации следующие документы (постановление Правительства РФ от 03.07.1998 N 696, п. 7):
а) заявление за подписью руководителя юридического лица на получение свидетельства о внесении в Реестр федерального имущества Объекта учета (далее именуется - Свидетельство);
б) карту учета федерального имущества, имеющегося у юридического лица, с перечнем объектов недвижимости (далее - Перечень). В этом перечне указываются: основание нахождения имущества у юридического лица; инвентарный номер объекта недвижимости; балансовая и остаточная балансовая стоимость (тыс. руб.).
в) копии документов, подтверждающих приведенные в Перечне данные об объекте учета.
Объекту учета, прошедшему процедуру учета, присваивается реестровый номер, а заявителю направляется Свидетельство не позднее пяти дней с даты его присвоения.
После получения Свидетельства бюджетные учреждения ежеквартально представляют в соответствующий территориальный орган копии балансовых отчетов и иных документов об изменении данных об Объектах учета, а также ежегодно, до 1 апреля текущего года, обновленный Перечень.
Если есть необходимость в списании, реализации или сдаче в аренду имущества, то эти действия осуществляются только с согласия собственника этого имущества в соответствии с п. 1 ст. 297 ГК РФ. То есть при списании, продаже, сдаче в аренду или другом отчуждении имущества в настоящий момент требуется согласие Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в лице его территориальных органов по месту регистрации юридического лица (в данном случае - учреждения, финансируемого из федерального бюджета).
Но если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК РФ).
Сдача в аренду федерального имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, должна осуществляться путем заключения тройственных договоров. Сторонами при заключении договора будут являться:
1) Бюджетное учреждение - в качестве Балансодержателя;
2) Территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - в качестве Арендодателя;
3) Арендатор - в качестве пользователя федерального имущества.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в доход федерального бюджета поступает 100% доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Российской Федерации.
Право использовать платежи за аренду федерального имущества дано следующим учреждениям (постановление Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 "О мерах по реализации Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2004 год", п. 7):
научным учреждениям;
учреждениям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус;
образовательным учреждениям;
учреждениям здравоохранения;
государственным учреждениям федеральной почтовой связи Министерства информационных технологий и связи РФ;
государственным учреждениям культуры и искусства;
государственным архивным учреждениям, имеющим государственный статус.
Денежные средства, поступившие от сдачи в аренду федерального имущества, отражаются на лицевых счетах вышеперечисленных бюджетных учреждений, открытых в органах федерального казначейства, и направляются на содержание этих учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы (письмо Минфина России от 02.12.2003 N 03-01-01/03-348).
Механизм поступления и использования средств от аренды федерального имущества рассмотрим на примере.
Пример 1
Бюджетное учреждение ЦПО является государственным учреждением федеральной почтовой связи Министерства информационных технологий и связи РФ в Энской области и функционирует в административном здании, включенном в Реестр федерального имущества.
Право оперативного управления административным зданием, находящимся в федеральной собственности, закреплено за ЦПО на основании договора от 24.01.1999 N 66. Бюджетным учреждением ЦПО открыт в ОФК по месту регистрации лицевой счет N 03139320810 для учета и распределения средств, поступающих от сдачи в аренду федерального имущества. Между Департаментом имущественных отношений Энской области, ЦПО и ЗАО "Информ" заключен договор аренды помещения. На лицевой счет N 03139320810 поступила 15.05.2004 оплата за июнь 2004 г. за аренду помещений в сумме 58 300 руб. от ЗАО "Информ".
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения ЦПО сделаны следующие проводки за май 2004 года:
Дебет 175.1 Кредит 173.1 58 300 руб. - начислена арендная плата без НДС (НДС арендаторы уплачивают самостоятельно в федеральный бюджет, поэтому сумма НДС с арендной платы на лицевой счет бюджетного учреждения ЦПО не попадает);
Дебет 091 Кредит 141.1 58 300 руб. поступила арендная плата;
Дебет 173.1 Кредит 175.1 58 300 руб.
Расходование дополнительного финансирования, поступающего от сдачи в аренду недвижимого федерального имущества в 2004 г., осуществляется в ЦПО согласно смете доходов и расходов, утвержденной вышестоящей организацией 25.02.2004 г. Использование этих средств в 2004 г. предусмотрено по целевой статье 530 "Финансирование расходов, осуществляемых за счет средств, поступающих от сдачи в аренду имущества" на оплату коммунальных услуг, текущего ремонта зданий и прочие текущие расходы.
В соответствии со сметой доходов и расходов 17.05.2004 с лицевого счета N 03139320810 перечислены денежные средства по коду экономической классификации расходов бюджетов РФ 110730 "Оплата потребления электрической энергии" в сумме 58 300 руб.:
Дебет 178.1 Кредит 091 58 300 руб.
Основными источниками проверки правильности использования федерального имущества являются следующие документы:
Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления;
основание нахождения федерального имущества в пользовании бюджетного учреждения (договор о передаче федерального имущества в оперативное управление, паспорта БТИ и пр.);
Перечень объектов федерального имущества, числящегося на балансе проверяемого бюджетного учреждения на момент проверки.
При проверке использования федерального имущества устанавливаются в основном четыре вида нарушений:
1) недопоступление платежей в бюджет от сдачи имущества в аренду;
2) сдача в аренду без согласования с собственником имущества;
3) реализация имущества без разрешения собственника имущества;
4) списание имущества без разрешения собственника имущества.
Недопоступление платежей в бюджет от сдачи имущества в аренду
Львиную долю (свыше 80%) в общей сумме нарушений, выявляемых при проверке правильности использования федерального имущества, имеют недопоступления платежей в бюджет за аренду федерального имущества.
Пример 2
При ревизии профессионального лицея, финансируемого из федерального бюджета, установлено следующее. Профессиональный лицей сдает часть площадей помещения общежития студентов в аренду. При сверке соответствия фактически занимаемых арендатором площадей условиям договора установлено превышение фактически занимаемой площади над площадью, указанной в договоре аренды, на 16 м2. В результате по акту замера, фиксирующему это превышение, сделан расчет доплаты за аренду. Доплата за аренду составила 62 869 руб. Эта сумма возмещена в ходе ревизии в доход федерального бюджета.
Бывают случаи, когда расчет с федеральным бюджетом произведен, а арендодатель при этом упускает свою выгоду.
Пример 3
Образовательному учреждению А выдано свидетельство о внесении в Реестр от 30.04.1999 N 045734 и присвоении реестрового N 06300084 федеральному имуществу, закрепленному за ним на праве оперативного управления. Бюджетное учреждение сдает в 2003 г. в аренду 50 м2 помещений, расположенных в здании, являющемся федеральной собственностью. Арендуемые помещения используются в учебных целях филиалом московского ВУЗа по договору от 18.12.2002 N 731 между Департаментом имущественных отношений Энской области, бюджетным учреждением и арендатором (московским ВУЗом).
В соответствии с договором арендная плата перечислена в полном объеме (112 595 руб.) в федеральный бюджет, но не перечислена на лицевой счет образовательному учреждению А.
Следовательно, образовательное учреждение недополучило дополнительный источник финансирования в размере 112 595 руб. на развитие его материально-технической базы. Таким образом, упущенная выгода образовательного учреждения А составила за 2003 г. 112 595 руб.
Сдача в аренду без согласования
с собственником имущества
Сдача в аренду без согласования с собственником имущества встречается в настоящее время достаточно редко (около 4% от общей суммы нарушений по использованию федерального имущества). Здесь, в основном, имеются в виду случаи заключения договоров аренды федерального имущества без участия федерального органа по управлению имуществом.
Реализация федерального имущества без разрешения собственника
Сумма реализации федерального имущества без разрешения собственника составляет около 2% от общей суммы нарушений по использованию федерального имущества - самую маленькую долю. Тем не менее, необходимо рассмотреть этот случай на примере.
Пример 4
В результате ревизии установлено, что бюджетным учреждением 19.02.2004 проданы без разрешения Департамента имущественных отношений Энской области две автомашины, числящиеся в перечне федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления: УАЗ 3303, 1995 года выпуска, износ 100% - за 200 000 руб.; ГАЗ-3110, 1993 года выпуска, износ 91,5% - за 150 000 руб.
В нарушение п. 2 ст. 33 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" денежные средства, полученные от продажи федерального имущества, не перечислены в федеральный бюджет. Материалы ревизии переданы в ИМНС по месту регистрации бюджетного учреждения.
ИМНС по Ленинскому району Энской области по акту ревизии произведено списание в бесспорном порядке денежных средств в сумме 200 000 + 150 000 = 350 000 руб. в доход федерального бюджета.
Списание федерального имущества без разрешения собственника
Сумма реализации федерального имущества без разрешения собственника составляет около 10% от общей суммы нарушений по использованию федерального имущества.
Пример 5
С баланса Инспекции МНС Энского района Энской области в 2003 г. списан автомобиль УАЗ-3962, 1993 г. выпуска, балансовой стоимостью 30 542 руб. Этот автомобиль находился в аварийном состоянии с 1995 г., по заключению Энской лаборатории судебной экспертизы от 30.10.2001 восстановительный ремонт нецелесообразен. Автомобиль УАЗ-3962 включен в перечень федерального имущества, закрепленного за Инспекцией МНС Энского района Энской области на праве оперативного управления. Следовательно, без разрешения Департамента имущественных отношений Энской области Инспекция МНС Энского района Энской области списывать автомобиль УАЗ-3962 не имела права. Установленный в ходе ревизии факт списания федерального имущества без разрешения собственника повлек возмещение в доход федерального бюджета суммы в размере 30 542 руб.
Таким образом, на примерах рассмотрены виды нарушений законодательства при использовании бюджетными учреждениями федерального имущества.
Т.В. Антипова,
к.э.н., советник госслужбы III класса
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).