Заслон для инсайда
Задачи и цели
Огрехи и прорехи
Кто сдает инсайд вторичный...
Накажи себя сам
Специалисты рынка ценных бумаг могут привести много примеров заключения сделок на фондовом рынке, совершенных с использованием инсайдерской информации: это и скупка региональных энергетических компаний, и сделки с акциями ТНК накануне покупки British Petroleum 50% акций компании, и ажиотаж вокруг государственных облигаций за полчаса до присвоения агентством Standart & Poors инвестиционного рейтинга РФ, и последние события с акциями ЮКОСа. Эта проблема не могла остаться незамеченной отечественным законодателем. Тому, как она им разрешается, посвящена данная статья.
На протяжении более чем четырех лет - начиная с 2000 г. - инициативная группа депутатов во главе с Владимиром Тарачевым не раз заявляли в Государственной Думе проект закона "Об инсайдерской информации" (далее - Проект). Однако все их попытки тщетны: законопроект не удалось рассмотреть даже в первом чтении.
В чем же причины такой "нерешительности" законодателя?
Задачи и цели
Сразу оговоримся: автор данной статьи не является противником существования подобного закона. Появление последнего, безусловно, увеличит прозрачность российского рынка ценных бумаг, а также приведет к росту доверия инвесторов к рынку. Пример западных стран подтверждает тот факт, что принятие нормативного акта, регламентирующего вопросы распространения инсайдерской информации, влечет стабильный рост фондового рынка*(1).
Проект вводит ранее неизвестные российскому законодательству понятия, такие как "инсайдерская информация" и "инсайдер", устанавливает ограничения на распоряжение и использование инсайдерской информации, а также на операции инсайдеров с ценными бумагами, по которым у них имеется инсайдерская информация. Он устанавливает обязанность инсайдеров раскрывать информацию о своих сделках с ценными бумагами и определяет порядок ее раскрытия. Также в нем предусмотрен ряд мер, направленных на защиту инвесторов от злоупотреблений со стороны инсайдеров.
Огрехи и прорехи
Теперь от плюсов Проекта перейдем к его минусам.
Законопроект определяет инсайдерскую информацию как любую информацию об эмиссионных ценных бумагах и сделках с ними, а также об эмитенте этих ценных бумаг и осуществляемой им деятельности, не известную третьим лицам, раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную цену этих ценных бумаг. В то же время в ст. 2 Проекта указано, что его положения применяются к отношениям, связанным с совершением сделок с ценными бумагами, обращение которых осуществляется с участием организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также с теми ценными бумагами, в отношении которых эмитентом принято решение об организации их обращения с участием организатора торговли на рынке ценных бумаг.
Между тем на организованном рынке обращаются также и ценные бумаги, не относящиеся к эмиссионным. Поэтому непонятно, информация о каких видах ценных бумаг является инсайдерской. Налицо противоречие норм законопроекта.
Кроме того, законопроект не определяет четких правовых критериев понятия "инсайдерская информация", а лишь отсылает нас к гражданскому законодательству и законодательству о рынке ценных бумаг (ст. 4 Проекта). Также не разграничиваются понятие "инсайдерская информация" и другие виды информации. В ГК РФ, ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон) и ряде других законов используются понятия "информация, составляющая служебную или коммерческую тайну", "конфиденциальная информация", "служебная информация", "государственная тайна", "банковская тайна", "тайна предварительного следствия".
Наиболее интересным представляется соотношение понятий "инсайдерская". Последняя определена в ст. 31 Закона как любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих ею в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.
Неискушенный человек не сразу найдет отличие служебной информации от инсайда. При этом перечень инсайдеров в Проекте и перечень лиц, располагающих служебной информацией в ст. 32 Закона, практически идентичен.
Кто сдает инсайд вторичный...
Однако Проект разделяет инсайдеров на "первичных" и "вторичных". Вторичные инсайдеры - лица, ставшие обладателями инсайдерской информации в силу каких-либо обстоятельств.
Соответственно меры воздействия на тех и других отличаются. Законопроектом для "вторичных" инсайдеров предусматриваются ограничения, касающиеся совершения сделок с использованием инсайдерской информации и распространения данной информации.
Тем не менее все же найти кардинальные различия между служебной и инсайдерской информацией представляется весьма затруднительным. Следовательно, необходимо определить четкое место инсайдерской информации как в структуре разных видов информации, так и в системе разного рода "тайн", существующих в российском законодательстве.
Накажи себя сам
В соответствии с законопроектом инсайдеры обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг о совершаемых ими сделках с ценными бумагами, к инсайдерской информации о которых или об эмитенте которых они имеют доступ, а также опубликовывать информацию о таких сделках не позднее пяти дней с момента их совершения. Эффективность данной нормы на практике представляется крайне сомнительной: кто же будет добровольно сообщать о том, что зарабатывает на рынке с использованием инсайда?
В целях предотвращения конфликтов личных интересов инсайдеров физических лиц при совершении операций с ценными бумагами предусмотрено, что они должны воздерживаться от участия в сделке, в которую вовлечены лица или организации, с которыми этот инсайдер или член его семьи имеют личные связи или финансовые интересы. При этом понятие "личные связи" не конкретизируется.
Таким образом, потенциальному инсайдеру предоставляется две альтернативы: либо стать отшельником, отказаться от всяких контактов с внешним миром, закрыть счета во всех банках либо просто забыть про рынок ценных бумаг, иначе его личная жизнь может стать объектом пристального внимания чиновников. При этом не стоит забывать о том, что на российском фондовом рынке профессионализм трейдера измеряется количеством имеющегося в его распоряжении инсайда.
В свою очередь, Проект наделяет регулятора фондового рынка полномочиями по проведению расследования в отношении инсайдеров с целью проверки сведений о совершении сделок с использованием инсайдерской информации. К сожалению, основания для проведения проверки в Проекте не конкретизированы.
Привлечение инсайдеров к ответственности также представляется проблематичным. Отследить всю цепочку и найти источник инсайда довольно сложно: большинство биржевых сделок совершаются биржевыми посредниками от собственного имени, но в интересах третьих лиц, которые зачастую и выступают в качестве инсайдеров.
Наряду с этим не следует забывать о сложности либо полной невозможности доказывания причинной связи между фактом противоправного использования инсайдерской информации и возникновения убытков у иных участников биржевой торговли. При этом особый механизм ценообразования в биржевой торговле не позволяет применять традиционные подходы для определения размера убытков потерпевших сторон.
И, наконец, законопроект устанавливает административную ответственность за нарушение положений закона об инсайдерской информации. Однако в КоАП РФ существует статья 15.21, устанавливающая ответственность за использование служебной информации на рынке ценных бумаг. Демаркационную линию между двумя этими правонарушениями провести очень сложно. Может получиться так, что инсайдер будет наказан дважды за одно и то же деяние.
- Какие же меры необходимо предпринять для эффективной борьбы с инсайдом? Законодатель должен установить четкие "правила игры" для инсайдеров, подробно прописать процедуру осуществления контроля, так как недостаточно просто установить наказание за инсайд.
Регулирующим органом следует разработать эффективную методику по выявлению фактов заключения сделок с использованием инсайдерской информации. При ее разработке необходимо учесть опыт западных стран в борьбе с инсайдерами. Регулирующим органам также нужно предусмотреть соответствующее техническое обеспечение для осуществления контроля на должном уровне.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны разработать собственные процедуры для осуществления внутреннего контроля за сделками, заключенными с использованием инсайдерской информации. Рекомендуется разработать кодекс профессиональной этики, нормы которого будут направлены на предотвращение злоупотреблений с использованием инсайдерской информации.
Саморегулируемым организациям в свою очередь необходимо разработать повышенные требования к своим членам, направленные на предотвращение незаконного распоряжения и использования инсайдерской информации.
А. Петровичев,
юрист компании
"Брокеркредитсервис" (ООО "Компания БКС")
"эж-ЮРИСТ", N 34, август 2004 г.
---------------------------------------------------------------------------------
*(1) Cм.: А. Золотов, Д. Ивлиев. Инсайдер, откройся // эж-ЮРИСТ. 2003. N 43.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru