Инсайдер, откройся
В настоящее время наиболее "продвинутым" представляется законопроект "Об инсайдерской информации", внесенный группой депутатов Госдумы (М.В. Емельяновым, И.Д. Грачевым и В.А. Тарачевым), созданный еще в 2000 году. Правительство неоднократно отклоняло его, однако авторы в рамках рабочей группы при Комитете Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам дорабатывали и уточняли его редакцию и вносили на рассмотрение заново. Примут ли депутаты новую редакцию, пока неизвестно.
Рост доверия
Содержащиеся в депутатском законопроекте ограничения увеличивают прозрачность российского рынка ценных бумаг и направлены на рост доверия инвесторов. Опыт ряда европейских стран показал, что принятие соответствующего законодательства в среднесрочной перспективе способствует устойчивому росту национальных фондовых индексов и укреплению рынка капиталов. Как показал опыт немецких коллег, принятие в 1994 году соответствующих поправок в законодательство о ценных бумагах, касающихся запрета на использование инсайдерской информации при совершении сделок с ценными бумагами, привело к существенному увеличению притока иностранных инвестиций на их фондовый рынок.
Аналогичным образом проходило совершенствование инсайдерского законодательства и в других европейских странах.
Именно поэтому, по словам Владимира Тарачева, зампреда Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, законопроект готовился в течение двух лет в тесном взаимодействии с западными консультантами из Германии, США и Великобритании.
По его словам, концепцию законопроекта можно кратко сформулировать следующим образом. Первая тройка - это основополагающие понятия: инсайдер, инсайдерская информация и инсайдерская сделка с ценными бумагами. Вторая тройка - ключевые запреты, которые распространяются на инсайдеров: запрет на совершение сделки с ценными бумагами с использованием "внутренней" информации, запрет на ее передачу и разглашение и запрет на проведение финансовых консультаций с ее использованием.
Законопроект обязывает инсайдеров раскрывать информацию о своих сделках с ценными бумагами, а также в порядке, установленном законодательством о рынке ценных бумаг, раскрывать саму инсайдерскую информацию.
Контроль за соблюдением установленных ограничений возлагается законопроектом на ФКЦБ России и Комитет по финансовому мониторингу.
Для выявления сделок с использованием инсайдерской информации, а также действий, направленных на манипулирование, планируется, что ФКЦБ России совместно с биржами создаст системы мониторинга организаторов торговли на рынке ценных бумаг, проведет инсайдерские проверки, запросит у эмитентов и фондовых бирж всю необходимую информацию.
В случае отягчающих обстоятельств при нарушении положений данного законопроекта предусматривается судебное преследование.
Разработчики законопроекта и не скрывают, что большим прорывом стало бы только само введение понятий "инсайдерская информация", "инсайдер" и "инсайд", которых пока нет в российском законодательстве, и что принятие Госдумой их документа станет еще одним шагом к внедрению стандартов корпоративного управления на российском рынке.
По словам заместителя председателя ФКЦБ России Геннадия Колесникова, норм Федерального закона "О рынке ценных бумаг" об использовании служебной информации абсолютно недостаточно для эффективной борьбы с инсайдерской практикой. Прежде всего потому, что понятие "служебная информация" значительно уже понятия "неравнодоступная инсайдерская информация". В результате основная часть социально опасной деятельности инсайдеров остается вне правового регулирования и осуществляется ими практически безнаказанно.
Данные о возможных злоупотреблениях исайдерской информацией содержатся в многочисленных публикациях российских СМИ. Так, весной 2001 года крупные операции с акциями ОАО "Газпром" были проведены на ММВБ. Указанные сделки сопровождались слухами, связанными с возможной реструктуризацией компании, что, по мнению биржевых аналитиков, привело к раскачиванию рыночных цен и существенному падению котировок акций ОАО "Газпром".
В конце 2000 года утечка в СМИ сведений о возможном возбуждении прокуратурой г. Москвы уголовного дела о признании незаконной приватизации РАО "Норильский Никель" привела к 15%-ному падению акций компании. По данным печатных СМИ, несколько крупных брокерских контор использовали данный факт в целях получения дохода. В дальнейшем информация о возбуждении уголовного дела не подтвердилась. Если вышеизложенные факты свидетельствуют о разглашении инсайдерской информации профессиональными участниками рынка и СМИ, то недавние события с арестом одного из крупнейших акционеров ОАО "ЮКОС" Платона Лебедева и многочисленными проверками различных правовых ведомств помещений и документации ОАО "ЮКОС" обнажили лицо главных инсайдеров российского фондового рынка - государственных чиновников (как в случае с дефолтом 1998 года, сопровождавшимся игрой на рынке сотен чиновников из Правительства РФ), подогревающих сложившуюся ситуацию путем предсказания грядущего тотального пересмотра итогов приватизации, развенчанного лишь Президентом России В.В. Путиным в своем интервью СМИ о том, что никаких пересмотров не будет.
Ряд возражений
Но существует и другая позиция по данному законопроекту.
Например, руководитель службы правового контроля группы "Ренесанс Капитал" Елена Авакян заявила в одном из своих интервью газете "Финансовые известия":
"И в США и в Германии, и во Франции все подобного рода законы содержат весьма субъективное оценочное понятие термина "инсайдерская информация", а также того, что можно считать сделкой, совершенной с ее использованием. Однако в отличие от нашей страны там уже накопилась серьезная правоприменительная практика и опыт правонарушения по таким законам".
К сожалению, и у российских участников рынка нет полной уверенности в том, что ФКЦБ сможет адекватно и эффективно применять закон об инсайдерской информации при отсутствии какого бы то ни было опыта в применении подобного рода законодательства и отсутствия надлежащего современного технического оснащения.
Тем не менее все эксперты единодушны: закон принимать надо. И выражают опасение, что задержка с его рассмотрением в Госдуме может означать начало волокиты, имеющей целью просто "похоронить" проект.
Высказываясь об этой ситуации, Андрей Гальперин, управляющий директор ИК "Проспект", признал, что "закон этот сразу не заработает, но стремиться к цивилизации надо. При этом закон будет не столько ограничивать использование информации, сколько, напротив, подталкивать к ее раскрытию. Пройдет два года, продолжает он, и менеджеры начнут понимать, что, чем рисковать, играя с акциями собственных компаний, проще сначала сделать информацию публичной, доступной для всех, а через минуту начать ею пользоваться".
Также следует отметить, что в ряде рассматриваемых Госдумой законопроектов содержатся определения и указания на "инсайдерскую информацию". Это законопроекты "О срочном рынке" (ст.35), "О производных финансовых инструментах" (ст.28) и "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", дающий определение понятиям "инсайдерская информация", "инсайдер" и "манипулирование ценами". Таким образом, мы можем убедиться в уже давно назревшей необходимости в принятии специального закона об инсайдерской информации, который сам по себе является прогрессивным и необходимым для движения к цивилизованному рынку.
Инсайдерская информация о ценных бумагах - любые нераскрытые сведения, относящиеся к ценным бумагам и операциям с ними, а также эмитенту этих ценных бумаг и осуществляемой им деятельности, раскрытие которых может оказать существенное влияние на рыночную цену указанных ценных бумаг.
Д. Ивлиев,
старший эксперт Департамента ТПП РФ по законодательству
А. Золотов,
обозреватель "эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 43, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru