Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 декабря 2020 г. N 03-05-05-01/113888
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает, что в соответствии с изложенной в обращении информацией дать ответ по существу поставленных вопросов не представляется возможным.
Одновременно сообщается, что статьей 4 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон N 3085-1) определено, что потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности (статья 4 Закона N 3085-1).
При этом под паевым взносом понимается имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку (статья 1 Закона N 3085-1).
Согласно статям 5 и 8 Закона N 3085-1 потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном законодательством порядке.
Собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо. Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации (статья 21 Закона N 3085-1).
Статьей 6 Закона N 3085-1 потребительское общество обязано вести бухгалтерский учет, а также представлять финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Относительно налога на имущество организаций отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость имущества), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 и 378.2 Кодекса.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения также признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса. При этом данное положение применяется вне зависимости от порядка учета объектов недвижимого имущества на балансе организации в качестве основных средств или иных активов.
Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.
При этом исходя из пункта 2 статьи 378.2 Кодекса следует, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, должны быть установлены законом субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
К указанным объектам недвижимого имущества, облагаемым по кадастровой стоимости, отнесены:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства;
- жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, потребительское общество, как юридическое лицо, признается плательщиком налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, собственником которого является, в соответствии с положениями главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса.
При этом, если потребительское общество применяет упрощенную систему налогообложения, то согласно пункту 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 Кодекса).
Транспортный налог и земельный налог уплачиваются потребительским обществом в порядке, предусмотренном соответственно главами 28 "Транспортный налог" и 31 "Земельный налог" Кодекса, в отношении зарегистрированных в установленном порядке на общество транспортных средств, а также земельных участков, собственником которых общество является.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 декабря 2020 г. N 03-05-05-01/113888
Текст письма опубликован не был