Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 декабря 2020 г. N 03-05-06-04/113137
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 13 Кодекса акцизы относятся к федеральным налогам. Согласно статье 179 Кодекса налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 Кодекса установлено, что объектом налогообложения акцизами признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров. К подакцизным товарам в частности относятся автомобильный бензин, дизельное топливо, моторное масло для карбюраторных, дизельных и инжекторных двигателей, прямогонный бензин.
Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по налоговым ставкам, установленным статьей 193 Кодекса.
Согласно статье 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (статья 357 Кодекса).
Статьей 358 Кодекса установлено, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база для исчисления транспортного налога в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статистическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы; в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 Кодекса, - как единица транспортного средства.
Согласно статье 356 Кодекса законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку по транспортному налогу в пределах, установленных главой 28 "Транспортный налог" Кодекса.
Таким образом, акцизы и транспортный налог являются самостоятельными налогами, которые имеют различные объекты налогообложения и налоговые базы.
Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
В случае отмены транспортного налога в целях возмещения бюджетных потерь потребуется существенно повысить ставки акцизов на нефтепродукты, что в свою очередь, приведет к значительному росту цен практически на все товары.
По вопросу, связанному с применением ввозных таможенных пошлин при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, сообщается, что порядок перемещения физическими лицами транспортных средств для личного пользования регулируется главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (далее - Решение Совета ЕЭК).
В отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС легковых транспортных средств для личного пользования применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов, установленные таблицей 2 приложения N 2 к Решению Совета ЕЭК.
Случаи и условия ввоза на таможенную территорию ЕАЭС транспортных средств для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов установлены приложением N 3 к Решению Совета ЕЭК.
Вопросы, связанные с внесением изменений в документы, составляющие право ЕАЭС, относятся к компетенции Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК).
Порядок взаимодействия с ЕЭК, в том числе при подготовке предложений по внесению изменений и дополнений в правовые акты, составляющие право ЕАЭС, определен Положением о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с ЕЭК, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2015 г. N 1126.
В соответствии с пунктом 5 указанного положения координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию с ЕЭК осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 декабря 2020 г. N 03-05-06-04/113137
Текст письма опубликован не был