Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 декабря 2020 г. N 03-05-06-04/113135
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, вопросы о введении транспортного налога, установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
В случае отмены транспортного налога в целях возмещения бюджетных потерь потребуется существенно повысить ставки акцизов на нефтепродукты, что в свою очередь, приведет к значительному росту цен практически на все товары.
Кроме того, отмечается, что в соответствии со статьей 181 Кодекса бензин автомобильный и дизельное топливо относятся к подакцизным товарам.
Согласно положениям статей 179 и 182 Кодекса налогоплательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию произведенных ими подакцизных товаров. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 199 Кодекса соответствующая сумма акциза относится у налогоплательщика на стоимость реализованного им подакцизного товара.
Таким образом, налогоплательщиками акциза являются непосредственные производители подакцизных товаров.
Одновременно сообщается, что во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина разработана Программа льготного ипотечного кредитования по ставке 6,5% годовых, которая реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2020 г. N 566 "Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году" (далее - Правила, Программа).
Перечень условий, при выполнении которых возникает право на получение кредита (займа) в рамках Программы, установлен пунктом 5 Правил.
К их числу относятся, в том числе следующие условия:
- валютой кредитного (заемного) обязательства является рубль;
- кредитный договор заключен с 17 апреля по 1 июля 2021 г. (включительно);
- кредит (заем) выдан в пределах установленного для выдавших его кредитной организации или уполномоченной организации лимита средств на выдачу кредитов (займов) и составляет:
до 6 млн рублей (включительно) для жилых помещений, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
до 12 млн рублей (включительно) для жилых помещений, расположенных на территориях г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- заемщиком (каждым из солидарных заемщиков) является гражданин Российской Федерации;
- заемщиком за счет собственных средств и (или) за счет средств финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов либо от организаций-работодателей, и (или) путем распоряжения полностью или частично средствами материнского (семейного) капитала оплачено не менее 15 процентов цены договора участия в долевом строительстве, или цены заключенного с юридическим лицом договора об уступке права требования по договору участия в долевом строительстве, или цены заключенного с застройщиком договора купли-продажи жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 Правил кредиты (займы) в рамках Программы могут быть выданы на цели:
приобретения заемщиками у юридических лиц (за исключением инвестиционных фондов, в том числе их управляющих компаний) жилых помещений, находящихся на этапе строительства, по договорам участия в долевом строительстве или заключенным заемщиками с юридическими лицами договорам уступки права требования по договорам участия в долевом строительстве в соответствии с положениями Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
приобретения заемщиками жилых помещений у застройщиков по договорам купли-продажи в многоквартирных домах и домах блокированной застройки.
Далее отмечаем, что порядок оспаривания сведений, входящих в состав кредитной истории, установлен нормами статьи 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях".
Дополнительно сообщается, что 31.07.2020 принят Федеральный закон N 302-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях в части модернизации системы формирования кредитных историй", предусматривающий уточнение порядка и сроков хранения сведений, входящих в состав кредитной истории. Предполагается, что срок хранения будет применяться к записям о конкретных кредитных сделках, а не в целом ко всей кредитной истории. Это позволит решить проблему хранения в кредитной истории неактуальных сведений, поскольку в настоящее время срок хранения всех сведений кредитной истории продлевается при любом изменении входящих в нее сведений, даже не имеющих отношения к конкретной кредитной сделке. Кроме того, с учетом международного опыта срок, по истечении которого будут аннулироваться сведения по записи о кредитной сделке, будет сокращен до 7 лет. Кроме того, указанным Федеральным законом предусмотрена возможность обращаться с требованием о корректировке кредитной истории напрямую к источнику формирования кредитных историй.
Обращаем внимание, что статьей 5.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность бюро кредитных историй за непроведение проверки, несвоевременное проведение проверки информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете), а также за незаконный отказ в исправлении недостоверной информации и неисполнение обязанности по исправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете).
Стоит также отметить, что согласно статье 9 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" органы законодательной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Кредитные организации, являясь юридическими лицами, самостоятельно определяют направления своей работы, принимают решения по всем вопросам своей деятельности, а также самостоятельно разрабатывают внутренние документы, определяющие порядок проведения тех или иных операций, в том числе правила и порядок кредитования клиентов.
Также информируем, что в соответствии со статей 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, а также некредитных финансовых организаций, включая бюро кредитных историй, осуществляет Банк России.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 декабря 2020 г. N 03-05-06-04/113135
Текст письма опубликован не был