Решение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2021 г. N АКПИ21-73
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. N АПЛ21-213 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
Назаровой А.М.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению саморегулируемой организации Союз организаций "Автоматизированные системы безопасности" о признании недействующим абзаца четвертого пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479,
установил:
согласно абзацу четвертому пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Саморегулируемая организация Союз организаций "Автоматизированные системы безопасности" (далее - СРО Союз "АСБ") обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца четвертого пункта 54 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 1, 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", части 1 статьи 1, статье 4, частям 49, 50 статьи 147 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", главе 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", разделу VII технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017), статьям 472, 473 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 5, пункту 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также нормам Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", целям государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300, и нарушают права членов саморегулируемой организации.
Как указывает административный истец, СРО Союз "АСБ" основана на добровольном членстве субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих проектирование, монтаж, техническое обслуживание и мониторинг работоспособности автоматизированных систем безопасности, в том числе систем пожарной безопасности. В соответствии с перечисленными нормативными правовыми актами средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны иметь обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности в форме декларирования или сертификации. Межгосударственный стандарт ГОСТ 27.002-2015 "Надежность в технике. Термины и определения", пункт 5.3.2.4 межгосударственного стандарта ГОСТ 2.114-2016 "Единая система конструкторской документации. Технические условия", пункт 4.13 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 2.601-2019 "Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы" не предусматривают прав изготовителя (поставщика) увеличивать установленный в конструкторской документации срок годности (службы) изделий, такое право не предоставлено и потребителям (правообладателям объекта защиты). Заключение лицензируемой организацией договоров, государственных (муниципальных) контрактов на техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с истекшими сроками службы (годности) образует состав административного правонарушения, предусмотренного частями 3, 4 статьи 14.1 и статьей 14.46.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена статьями 219 и 238 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители административного истца СРО Союз "АСБ" Кривошонок В.В., Воронцова Н.В. поддержали заявленные требования и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта наделяют правообладателя объекта защиты правом эксплуатировать средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком).
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (поручение от 6 февраля 2021 г. N ЮБ-П4-1442).
Представитель административного ответчика Правительства Российской Федерации Османова А.К. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права членов саморегулируемой организации на осуществление предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию автоматизированных систем безопасности, в том числе пожарной безопасности.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца СРО Союз "АСБ" Кривошонка В.В., Вороновой Н.В., административного ответчика Правительства Российской Федерации Османовой А.К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Согласно статье 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации утверждает нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от 16 сентября 2020 г. N 1479 утвердило Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2463).
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 сентября 2020 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 28 сентября 2020 г., N 39.
Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет противопожарный режим как совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (абзац шестой статьи 1). Требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности (абзац четвертый статьи 1).
Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Определяя правила поведения руководителя организации по техническому обслуживанию средств противопожарной защиты объекта защиты, абзац четвертый пункта 54 Правил обязывает правообладателя объекта защиты обеспечить ежегодные испытания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены при их эксплуатации сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации.
Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют законодательству о пожарной безопасности, техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности, позволяют организации оптимизировать затраты на эксплуатацию средств противопожарной защиты на объекте, не снижая требуемого уровня пожарной безопасности, и не нарушают права членов саморегулируемой организации на осуществление предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию автоматизированных систем безопасности, в том числе пожарной безопасности.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Федеральному закону "О пожарной безопасности", Федеральному закону "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральному закону "О техническом регулировании", техническому регламенту Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017), Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей", Федеральному закону "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и целесообразности иного регулирования пожарной безопасности применительно к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения за пределами срока службы.
Согласно части 4 статьи 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части 1 статьи 1, статье 4, частях 49, 50 статьи 147 определяет цели и сферу применения данного технического регламента, содержание технического регулирования в области пожарной безопасности, порядок проведения сертификации.
Федеральный закон "О техническом регулировании" в главе 4 регламентирует отношения, связанные с удостоверением соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 40 принят технический регламент Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения", который устанавливает обязательные для применения и исполнения на территориях государств - членов Евразийского экономического союза требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, а также требования к маркировке этих средств для обеспечения их свободного перемещения на территориях государств - членов (пункт 2). Технический регламент распространяется на средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, предназначенные для предотвращения, снижения риска возникновения, ограничения развития пожара и распространения его опасных факторов, для тушения пожара, спасения людей, защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества и окружающей среды от пожара, а также для снижения риска причинения вреда и (или) нанесения ущерба вследствие пожара (пункт 3). Средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, согласно данному техническому регламенту, предназначены для предотвращения, снижения риска возникновения и развития пожара, ограничения распространения его опасных факторов, для тушения пожара, спасения людей и ликвидации последствий пожара, защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества и окружающей среды от пожара, а также для снижения риска причинения вреда и (или) нанесения ущерба вследствие пожара (пункт 6).
Статьи 472, 473 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируют вопросы срока годности товара, исчисления этого срока по договору купли-продажи.
В пункте 2 статьи 5 Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусматривает, что изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, а согласно пункту 2 статьи 7 названного Закона изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Федеральный закон "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" определяет национальный стандарт как документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации (пункт 5 статьи 2). В соответствии с требованиями законодательства разработаны межгосударственный стандарт ГОСТ 27.002-2015 "Надежность в технике. Термины и определения", межгосударственный стандарт ГОСТ 2.114-2016 "Единая система конструкторской документации. Технические условия", национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 2.601-2019 "Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы", которые не содержат запрета на эксплуатацию правообладателем объекта защиты средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы устанавливал иные требования к правообладателю объекта защиты по обеспечению проведения ежегодных испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, не имеется.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления саморегулируемой организации Союз организаций "Автоматизированные системы безопасности" о признании недействующим абзаца четвертого пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда |
В.С. Кириллов |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2021 г. N АКПИ21-73
Текст решения опубликован не был