Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 2 апреля 2021 года N 73
Методические рекомендации по проведению внеплановых выездных проверок в части условий безопасности труда иностранных граждан
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по проведению внеплановых проверок в части условий безопасности труда иностранных граждан (далее - Методические рекомендации) составлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее - ТК РФ), Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Роструда от 13 июня 2019 г. N 160 (далее - Административный регламент), а также с учетом постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" (далее - Пленум N 15) и применяется при проведении внеплановых проверок по соблюдению условий безопасности труда иностранных граждан, в том числе в части надлежащего оформления с работниками трудовых отношений.
2. Организация проведения проверки
2.1. Основанием для проведения внеплановых проверок условий безопасности труда иностранных граждан является наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, (абз. 8 ч. 7 ст. 360 ТК РФ) - подпункт 5.2 пункта 5 Протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 23 февраля 2021 года, утвержденного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 5 марта 2021 года N Пр-356.
2.2. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации (далее - Распоряжение).
При подготовке Распоряжения в пункте 6 Распоряжения следует указать ссылку на приказ Роструда, а также поручение Президента Российской Федерации (например: "подпункт 5.2 пункта 5 Протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 23 февраля 2021 года, утвержденного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 5 марта 2021 года N Пр-356").
В пункте 9 Распоряжения при указании правовых оснований проведения проверки в качестве одного из оснований следует указывать ссылку на п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ и (или) абз. 8 ч. 7 ст. 360 ТК РФ.
При указании подлежащих проверке обязательных требований в пункте 10 Распоряжения следует руководствоваться письмом Роструда от 30 июля 2019 г. N 0345-03-5, письмом Генеральной прокуроры Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. N 76/2-187-2019.
В частности, в пункте 10 Распоряжения должны быть указаны нормы ТК РФ, регулирующие общие требования условий безопасности труда иностранных граждан, например, статьи 15, 16, 19.1, 22, 56, 57, 58, 59, 60.1, 60.2, 61, 67, 67.1, 76, 212, 213, 215, 217, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227 - 230.1, 282 ТК РФ, пункты 7, 8, 11, 12, 13, 17, 21, 26, 28, 30, 32, 33, 34, 36, 40, 41, 43, 45, 46, 48, 49, 51, 52, 54, 55, 56, 58 - 67 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. N 438н, требования по оформлению трудовых отношений, требования Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29, требования Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н и т.п.
Конкретный перечень обязательных требований определяется индивидуально при организации каждой проверки с учетом специфики деятельности организации, привлекающей иностранных граждан.
2.3. В рамках проведения проверок условий безопасности труда иностранных граждан, при указании в пункте 13 Распоряжения перечня документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, нужно учитывать не только документы, обусловленные требованиями конкретных нормативных правовых актов, указанными в пункте 10 Распоряжения, но и иные, сопутствующие документы.
Так, например, в целях установления фактических данных о выполнении лицами работ рекомендуется рассмотреть помимо трудовых договоров или гражданско-правовых договоров такие документы работодателя, как документ, подтверждающий соответствующие полномочия лица (работодателя) на подписание трудового договора (абз. 5 ч. 1 ст. 57 ТК РФ), штатное расписание (абз. 3 и 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ), табель учета рабочего времени (абз. 4 и 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ), отчет о проведении специальной оценки условий труда, в том числе карту специальной оценки условий труда (абз. 7 и 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ) и др.
При этом, в случае если будут усматриваться нарушения трудового законодательства, не охваченные предметом проверки и создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, следует рассмотреть вопрос об инициировании внеплановой проверки на основании абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ (информация от должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)) посредством подачи служебной записки на имя руководителя государственной инспекции труда с изложением подробных сведений, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю.
2.4. В случае если в ходе проведения внеплановой проверки возникла необходимость рассмотрения дополнительных документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, в Распоряжение или приказ на проведение проверки вносятся соответствующие изменения в порядке, определенном п. 110 Административного регламента, о которых незамедлительно уведомляется работодатель посредством вручения копии распоряжения (приказа) или направления его заказным письмом с уведомлением о вручении.
2.5. Особое внимание следует обратить на организацию и проведение проверки в отношении юридических лиц, участвующих в реализации крупных инвестиционных проектов, имеющих филиалы, структурные подразделения, рабочие места (далее - филиалы) на территории иных субъектов Российской Федерации.
С целью осуществления мероприятий по контролю, в частности осмотра и обследования используемых проверяемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, руководителю территориального органа Роструда (их заместителям), на территории которого зарегистрировано юридическое лицо, имеющее филиалы на территории иных субъектов Российской Федерации необходимо направить запрос в территориальный орган Роструда, на территории которых находятся филиалы, о предоставлении информации о должностных лицах, подлежащих включению в распоряжение или приказ на проведение внеплановой выездной проверки юридического лица и его филиалов по месту их нахождения.
Руководители территориального органа Роструда (их заместители), на территории которых находятся филиалы юридического лица, в день получения соответствующего запроса представляют запрошенные данные о должностном лице, подлежащем включению в распоряжение или приказ на проведение внеплановой выездной проверки.
Руководитель территориального органа Роструда (его заместители), на территории которого зарегистрировано юридическое лицо, имеющее филиалы, после получения информации издает распоряжение или приказ на проведение внеплановой выездной проверки юридического лица и его филиалов и в день издания распоряжения или приказа доводит его до сведения всех лиц, уполномоченных на проведение проверки.
В распоряжении или приказе на проведение проверки указываются наименование юридического лица, а также филиалов и места их нахождения.
В распоряжении или приказе на проведение проверки в качестве лиц, уполномоченных на проведение проверки, указываются должностные лица территориального органа Роструда, на территории которого зарегистрировано юридическое лицо, уполномоченные на проведение проверки, а также должностные лица территориальных органов Роструда, на территории которых зарегистрированы филиалы.
2.6. С целью надлежащего исполнения полномочий по проведению проверок условий безопасности труда иностранных граждан, проведения всесторонней и полной проверки, при необходимости, следует предварительно в порядке взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить получение дополнительных сведений.
3. Проведение проверки
3.1. Перед непосредственным проведением внеплановой проверки должностные лица государственной инспекции труда, которые уполномочены на проведение проверки, в первую очередь рассматривают документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении государственной инспекции труда, в том числе материалы ранее проведенных проверок и их результаты, дела об административных правонарушениях, обращения граждан и работников о допускаемых нарушениях у соответствующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3.2. В ходе проведения внеплановых выездных проверок исследуются вопросы условий безопасности труда иностранных граждан, привлекаемых для реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе обеспечение работодателем:
3.2.1. безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
3.2.2. создания и функционирования системы управления охраной труда;
3.2.3. соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте;
3.2.4. режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
3.2.5. приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
3.2.6. проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
3.2.7. недопущения к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
3.2.8. организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
3.2.9. проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
3.2.10. проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
3.2.11. недопущения работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
3.2.12. информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
3.2.13. принятия мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
3.2.14. расследования и учета в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
3.2.15. санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также при доставке работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
3.2.16. обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
3.2.17. ознакомления работников с требованиями охраны труда;
3.2.18. разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;
3.2.19. наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности.
Дополнительно исследуются вопросы:
3.2.20. соответствия трудовых договоров требованиям законодательства;
3.2.21. незаключения трудовых договоров;
3.2.22. надлежащего оформления трудовых отношений с заключением трудового договора в письменной форме и в установленные сроки;
3.2.23. заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем;
3.2.24. фактического допуска к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, когда работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор).
При рассмотрении вопроса соответствия трудовых договоров требованиям законодательства оценивается исполнение работодателем требований ст. 57 ТК РФ, п. 9 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н, а при необходимости и иных норм трудового законодательства, например, ст. 282 ТК РФ.
При рассмотрении вопросов создания и функционирования системы управления охраной труда следует руководствоваться методическими рекомендациями по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утвержденными приказом Роструда от 21 марта 2019 года N 77.
Для надлежащего исследования вопросов наличия трудовых отношений следует руководствоваться методическими рекомендациями по проведению внеплановых проверок в части надлежащего оформления с работниками трудовых договоров или заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, утвержденными приказом Роструда от 6 февраля 2020 года N 28.
Также необходимо обратить внимание на результаты анализа Роструда в части исследования обстоятельств, связанных с оформлением отношений с гражданами, привлекаемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями к строительству объектов капитального строительства, направленные письмом от 11 сентября 2020 года N 2555-ТЗ, в котором указано, что заключение с гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, при отсутствии условий, указанных в части 2.1, пункте 5 части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, недопустимо.
Вопросы безопасности иностранных граждан при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов исследуются с учетом специфики деятельности проверяемой организации и вступивших в силу правил по охране труда (например, при проверке условий безопасности труда иностранных граждан строительной организации следует применять Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утвержденные приказом Минтруда России от 11.12.2020 N 883н; при проверке условий безопасности труда иностранных граждан задействованных в проведении работ в ограниченных и замкнутых пространствах необходимо руководствоваться Правилами по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах, утвержденными приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 902н и др.).
Следует отметить, что возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан может быть обусловлено в соответствии со ст. 91 Административного регламента, в том числе следующими фактами:
- необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке, обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования;
- отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование;
- непроведение специальной оценки условий труда;
- непредставление, нарушение порядка представления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам проведения специальной оценки условий труда;
- уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление.
3.3. При проведении проверки необходимо также использовать проверочный лист, входящий в форму предоставления информации о результатах проверки условий безопасности труда иностранных граждан, привлекаемых для реализации крупных инвестиционных проектов, утвержденную в установленном порядке.
4. Оформление результатов проверки
4.1. По результатам проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах в порядке, определенным ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ.
4.2. В соответствии с требованиями абз. 7 ч. 2 ст. 16, п. 70 Административного регламента в акте проверки указываются подробные сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
Выявленное в ходе проведения проверки нарушение подлежит подробному изложению с указанием существа нарушения со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных правовых актов, требования которых нарушены, документов и их реквизитов, а также установленных фактов, подтверждающих наличие нарушений и позволяющих установить время совершения нарушения.
При установлении в ходе проверки фактов нарушений ст. 212, 225 ТК РФ и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29, в акте проверки указываются фамилия, имя, отчество иностранных работников, в отношении которых допущены такие нарушения.
Результаты проверки, излагаемые в акте проверки, должны подтверждаться соответствующими документами, пояснениями и иными доказательствами, хранящимися в надзорном деле вместе с актом проверки.
4.3. Как указано в п. 71 Административного регламента, при отсутствии выявленных нарушений в акте проверки излагается перечень документов, рассмотренных уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа для достижения целей и задач проведения проверки, подробные сведения о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
4.4. Результаты проведенных внеплановых выездных проверок в отношении филиалов, находящихся на территории иного субъекта Российской Федерации, чем юридическое лицо, следует направить в территориальный орган Роструда, на территории которого зарегистрировано юридическое лицо, в срок не позднее чем за 3 рабочих дня до окончания срока проведения выездной проверки, указанного в распоряжении или приказе, в виде справки за подписью должностного лица, уполномоченного на проведение проверки, с приложением подтверждающих документов и материалов, а также соответствующей формы предоставления информации о результатах проверки условий безопасности труда иностранных граждан, привлекаемых для реализации крупных инвестиционных проектов, утвержденной в установленном порядке.
В данном случае акт проверки оформляется с учетом справок, оформленных должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, и подписывается уполномоченными на проверку должностными лицами территориального органа Роструда, на территории которого зарегистрировано юридическое лицо.
Также должностными лицами территориального органа Роструда, уполномоченными на проверку, на территории которого зарегистрировано юридическое лицо индивидуальный предприниматель, оформляется форма предоставления информации о результатах проверки условий безопасности труда иностранных граждан, привлекаемых для реализации крупных инвестиционных проектов, утвержденной в установленном порядке с учетом форм, представленных территориальными органами Роструда участвующими в проверке.
4.5. В целях проведения Рострудом детального анализа по результатам проведенных проверок, подготовки итогового доклада и направления предложений, в том числе о совершенствовании законодательства, необходимо обеспечить заполнение отчетных форм (посредством АСУ "КНД").
4.6. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ, п. 113 Административного регламента при выявлении в результате проведения надзорных мероприятий допущенных работодателем нарушений обязательных требований уполномоченные должностные лица Роструда или его территориального органа в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в каждом конкретном случае непосредственно по завершению надзорных мероприятий обязаны:
- выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием конкретных сроков их устранения;
- принять исчерпывающие меры по контролю за устранением выявленных нарушений обязательных требований, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан;
- при выявлении признаков административных правонарушений, предусмотренных КоАП, принять меры к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц и обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном КоАП.
Требования к оформлению предписания изложены в пунктах 114-117 Административного регламента.
Кроме этого, при выявлении в ходе проведения проверки нарушений, являющихся основанием для отстранения работников от работы, в акте проверки указываются сведения о результатах исполнения работодателем требований статьи 76 ТК РФ со ссылками на реквизиты соответствующих распорядительных документов работодателя или выдается соответствующее предписание.
На основании ст. 357 ТК РФ и п. 120 Административного регламента уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа как в ходе проведения проверки, так и по ее завершению, но не позднее 3 рабочих дней со дня вручения или направления акта проверки, при выявлении соответствующих нарушений выдаются следующие предписания:
- об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- о запрете использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда.
4.7. Производство по делу об административном правонарушении в отношении виновных лиц по фактам выявленных нарушений осуществляется уполномоченными должностными лицами государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации вне зависимости от факта выдачи предписания, а также прекращения отношений с работниками (исполнителями) на момент проведения проверки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.