Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан А.Р. Шарипова, К.Р. Шарипова и Р.Р. Шарипова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Граждане А.Р. Шарипов, К.Р. Шарипов и Р.Р. Шарипов оспаривают конституционность части 1 (ошибочно поименованной в жалобе пунктом 1) статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и подведомственных им организаций.
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, был признан правомерным отказ уполномоченного государственного учреждения передать в муниципальную собственность жилое помещение, относящееся к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации и предоставленное Р.Р. Шарипову, а также членам его семьи.
По мнению заявителей, оспариваемая норма не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7, 15, 17-19, 33, 40, 45, 46, 55, 118 и 120, поскольку она позволяет судам отказывать гражданам - нанимателям специализированных жилых помещений Министерства обороны Российской Федерации в удовлетворении административных исковых требований, касающихся передачи таких помещений в муниципальную собственность, со ссылкой на недопустимость изменения правового режима данных объектов.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в Российской Федерации (статья 8, часть 2), относит к предметам ведения Российской Федерации федеральную государственную собственность и управление ею, оборону и безопасность (статья 71, пункты "д", "м"), что подразумевает наличие у федерального законодателя достаточно широкой дискреции при установлении оснований и правовых механизмов передачи недвижимого федерального имущества, относившегося к категории военного, в собственность иных публично-правовых образований для последующего использования для целей, не связанных с обороной и безопасностью государства. При этом служебные жилые помещения Министерства обороны Российской Федерации - в силу своего предназначения - непосредственно связаны с выполнением указанным ведомством возложенных на него задач и обязанностей.
С учетом этого оспариваемая норма, рассматриваемая в нормативном единстве с иными положениями данного Федерального закона и определяющая органы, уполномоченные на принятие решений о передаче военного недвижимого имущества (за исключением объектов, необходимых для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства) в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность, сама по себе не нарушает каких-либо конституционных прав в аспекте, указанном заявителями, проживающими в служебном жилом помещении Министерства обороны Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Шарипова Александра Радионовича, Шарипова Константина Радионовича и Шарипова Радиона Раифовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2021 г. N 745-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Шарипова Александра Радионовича, Шарипова Константина Радионовича и Шарипова Радиона Раифовича на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 3 Федерального закона "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)