Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки О.В. Даниловой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка О.В. Данилова, чьи исковые требования с учетом добровольного исполнения их части ответчиком удовлетворены судом частично и с которой в пользу ответчика судом частично взысканы расходы на оплату услуг представителя, оспаривает конституционность части первой статьи 100 "Возмещение расходов на оплату услуг представителя" ГПК Российской Федерации.
По мнению заявительницы, оспариваемое положение с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", не соответствует статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 45 (часть 2), 46 (части 1 и 2), 52 и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку допускает произвольное распределение судом судебных расходов между сторонами, в том числе позволяет возлагать на истца обязанность выплатить в пользу ответчика сумму судебных расходов, в несколько раз превышающую взысканную в пользу истца по его иску денежную сумму.
Кроме того, О.В. Данилова просит Конституционный Суд Российской Федерации отменить определение суда, принятое в деле с ее участием, в той мере, в какой оно не соответствует Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Часть первая статьи 100 ГПК Российской Федерации предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Тем самым данное законоположение устанавливает гарантию против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и призвано обеспечить реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования, что находит отражение и в части первой статьи 98 ГПК Российской Федерации, закрепляющей правило о пропорциональном распределении судебных расходов между сторонами в случае частичного удовлетворения иска.
Действуя в системной связи с названной нормой, оспариваемое положение предполагает обязанность суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле, и не допускает произвольного распределения между ними судебных расходов. Кроме того, правоприменительная практика исходит из того, что в случае добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком после обращения истца в суд судебные издержки подлежат взысканию с ответчика вне зависимости от заявления истцом отказа от иска (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела").
Таким образом, оспариваемая норма не может расцениваться как нарушающая конституционные права О.В. Даниловой в обозначенном в жалобе аспекте. Оценка же суммы, взысканной с нее судом в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя, в том числе с точки зрения ее разумности и пропорциональности размеру оставленных без удовлетворения исковых требований, а равно и разрешение поставленного в жалобе вопроса об отмене судебного определения не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Даниловой Ольги Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2021 г. N 736-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Даниловой Ольги Васильевны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)