Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Г.А. Тырыкиной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Г.А. Тырыкина оспаривает конституционность положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", согласно которым при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, налоговые органы проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке, - контрольные закупки (абзац пятый); выносят предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (абзац десятый).
Как следует из представленных материалов, по результатам проведенной налоговым органом контрольной закупки индивидуальный предприниматель Г.А. Тырыкина была привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.5 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники" КоАП Российской Федерации. Решением арбитражного суда, оставленным без изменения вышестоящими арбитражными судами, было отказано в удовлетворении требований Г.А. Тырыкиной о признании незаконным и отмене предписания налогового органа, выданного в связи с нарушением порядка регистрации контрольно-кассовой техники и ее применения. Как указали суды, налоговым органом правомерно проведена проверка объекта торговли на предмет соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники; оспариваемое предписание налоговой инспекции соответствует нормам действующего законодательства и вынесено в пределах предоставленных налоговому органу полномочий. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации заявительнице было отказано.
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 18, 19 (часть 1), 24 (часть 2), 45 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют налоговым органам проводить мероприятия по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в отсутствие норм, регулирующих порядок проведения таких мероприятий.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 57 Конституции Российской Федерации предписывает каждому платить законно установленные налоги и сборы. Одним из условий реализации этой конституционной обязанности является законный и единообразный порядок учета денежных средств. Все организации, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны вести сбор, регистрацию и обобщение информации о принадлежащем им имуществе и его движении путем непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении вопросов, связанных с проверкой конституционности законоположений, регулирующих применение контрольно-кассовой техники, неоднократно указывал, что такие законоположения имеют многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. Применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок, что отражается на определении налоговой базы и размере подлежащих уплате налогов. Федеральный законодатель, устанавливая порядок осуществления наличных денежных расчетов, в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации вправе в пределах своих конституционных полномочий ввести некоторые ограничения в целях защиты прав и законных интересов других лиц (определения от 5 ноября 2003 года N 348-О, от 17 октября 2006 года N 436-О и др.).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и проводить контрольные закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 132н) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (пункт 1), права и обязанности должностных лиц (пункты 7 и 8) и лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю и надзору (пункты 9 и 10). Данный регламент также детализирует процедуру проведения проверки соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения (пункты 39-44).
Оспариваемые заявительницей положения, направленные на обеспечение соблюдения правопорядка в области торговли и финансовой отчетности, действуют во взаимосвязи с иными нормами, регулирующими применение контрольно-кассовой техники и деятельность уполномоченных органов по проверке порядка ее применения. Таким образом, они не могут расцениваться как нарушающие конституционные права Г.А. Тырыкиной в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тырыкиной Галины Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2021 г. N 641-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тырыкиной Галины Александровны на нарушение ее конституционных прав абзацами пятым и десятым пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)