Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 18 мая 2021 г. N 264-р
Региональная программа
Орловской области "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области на 2021 - 2025 годы"
Паспорт
региональной программы Орловской области "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области на 2021 - 2025 годы"
Наименование региональной программы |
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области на 2021 - 2025 годы" (далее также - региональная программа) |
Ответственный исполнитель региональной программы |
Департамент образования Орловской области |
Соисполнители региональной программы |
Департамент здравоохранения Орловской области; Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области; Департамент внутренней политики и развития местного самоуправления Администрации Губернатора и Правительства Орловской области; Управление культуры и архивного дела Орловской области; Управление физической культуры и спорта Орловской области |
Участники региональной программы |
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области (по согласованию); Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области (по согласованию); Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Орловской области (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований Орловской области (по согласованию); общественные организации (по согласованию) |
Подпрограммы (в том числе ведомственные целевые программы) |
- |
Цель региональной программы |
Повышение эффективности региональной системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав |
Задачи региональной программы |
1. Создание условий для формирования у подростков правосознания, позитивных жизненных установок, здорового образа жизни, вовлечения их в продуктивную, социально значимую деятельность. 2. Совершенствование механизмов управления в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышение эффективности межведомственной профилактической деятельности и адресности при работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. 3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных и групповых, укрепление системы по противодействию распространению алкоголизма, токсикомании и наркомании в подростковой среде. 4. Совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, направленных на профилактику их противоправного поведения, обеспечение безопасности, в том числе информационной, социальной реабилитации, адаптации. 5. Организация и обеспечение методической поддержки органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Целевые индикаторы и показатели региональной программы |
1. Удельный вес числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем количестве совершенных преступлений. 2. Удельный вес числа несовершеннолетних, совершивших преступления, в общем количестве несовершеннолетних. 3. Удельный вес числа несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершивших преступления, от общего количества несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 4. Удельный вес числа несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охваченных дополнительными общеобразовательными программами. 5. Удельный вес числа несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которым предоставлялись услуги по отдыху и оздоровлению. 6. Доля несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, временно трудоустроенных в свободное от учебы время, находящихся в социально опасном положении, от общего числа граждан данной категории, обратившихся в государственную службу занятости населения |
Этапы и сроки реализации региональной программы |
Региональная программа реализуется в один этап: с 2021 по 2025 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию региональной программы |
Финансовое обеспечение мероприятий региональной программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год для реализации государственных программ Орловской области, в части обеспечения деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области и подведомственных им учреждений, являющихся субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: постановлением Правительства Орловской области от 16 сентября 2019 года N 526 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Образование в Орловской области"; постановлением Правительства Орловской области от 30 августа 2019 года N 498 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины"; постановлением Правительства Орловской области от 5 августа 2019 года N 441 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Содействие занятости населения Орловской области"; постановлением Правительства Орловской области от 2 октября 2019 года N 556 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Социальная поддержка граждан в Орловской области"; постановлением Правительства Орловской области от 17 декабря 2019 года N 695 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области"; постановлением Правительства Орловской области от 23 декабря 2019 года N 716 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области"; постановлением Правительства Орловской области от 31 октября 2016 года N 427 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие физической культуры и спорта" |
Ожидаемые результаты реализации региональной программы |
1. Повышение эффективности управления региональной системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Орловской области. 2. Развитие форм и технологий социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликте с законом. 3. Развитие информационно-аналитического, организационно-методического обеспечения и кадрового потенциала системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 4. Снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, по отношению к базовому году. 5. Повышение квалификации педагогических работников в сфере воспитания и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. 6. Повышение правовой грамотности и гражданской ответственности несовершеннолетних |
I. Анализ текущего состояния и основные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области
Основные направления и задачи государственной политики в интересах детей в Российской Федерации и Орловской области базируются на Конвенции о правах ребенка, иных международных актах в сфере обеспечения прав детей, Конституции Российской Федерации, которые гарантируют государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства.
В целях реализации положений указанных правовых актов в регионе приняты необходимые нормативные правовые акты, устанавливающие основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.
Увеличение факторов социального риска взаимосвязано с возрастанием социальных отклонений в поведении детей и родителей, влекущих беспризорность, социальное сиротство, правонарушения и иные антиобщественные действия с участием несовершеннолетних.
Об актуальности проблемы безнадзорности и правонарушений с участием несовершеннолетних и в их отношении свидетельствует объявление 2018 - 2027 годов в Российской Федерации Десятилетием детства (Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства").
По итогам 2020 года в результате мер, принятых субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, на территории региона отмечается снижение подростковой преступности на 29,1% (с 151 до 107), удельный вес числа преступлений, совершенных подростками, составил 2,9% (3,9% - в 2019 году). Число несовершеннолетних, совершивших преступления, сократилось на 33,8% (с 139 до 92), их доля в общем числе лиц, совершивших преступления, составила 2,9% (4,1% - за аналогичный период 2019 года).
На 46,4% уменьшилось количество тяжких преступлений, совершенных подростками (с 28 до 15), на 27,7% - совершенных в составе группы лиц (с 65 до 47). Количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, сократилось на 10% (с 100 до 90), потерпевшими признано 98 детей (снижение показателя на 6,7%, 105 человек в 2019 году).
Несмотря на имеющуюся положительную тенденцию по снижению подростковой преступности сохраняется необходимость принятия мер, направленных на объединение усилий всех заинтересованных органов и учреждений в решении вопросов предупреждения правонарушений с участием несовершеннолетних, создание условий для формирования в их среде позитивных ценностей и интересов.
Реализация указанных мер должна состоять из комплекса социальных, правовых, воспитательных и иных мероприятий в сочетании с новыми подходами к организации индивидуальной профилактической работы в целях ранней профилактики детского неблагополучия, сопряженного в том числе с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений, насилия в их отношении, криминальных проявлений в подростковой среде.
Необходимо продолжить внедрение социально ориентированных подходов в практической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях сохранения стабильности и дальнейшего снижения уровня подростковой преступности.
Следует обращать внимание на повышение доступности услуг для семей с детьми за счет развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций; необходимость обеспечить своевременное оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Требуется совершенствование системы межведомственного взаимодействия между образовательными организациями, медицинскими организациями и иными органами и учреждениями системы профилактики.
Во исполнение Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на территории Орловской области реализуется единый подход в решении вопросов предупреждения детской преступности, определена межведомственная система профилактической работы с несовершеннолетними. В регионе созданы и работают Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Орловской области, межведомственная комиссия по профилактике правонарушений в Орловской области, антинаркотическая комиссия Орловской области, Антитеррористическая комиссия в Орловской области, реализуются государственные программы в сферах образования, социальной защиты, занятости, молодежной политики, здравоохранения.
Серьезной и значимой проблемой в настоящее время стало злоупотребление продуктами информационно-коммуникационных технологий и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (сети Интернет, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее влияние, побуждает их к агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению.
Одними из основных причин формирования противоправного поведения подростков являются социальные факторы. К их числу относятся семейное неблагополучие, социальное сиротство детей, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, бродяжничество, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых лиц.
Кроме того, к числу причин, влекущих совершение правонарушений и преступлений несовершеннолетними, можно отнести:
недостаточный уровень взаимодействия субъектов профилактики при организации межведомственного сопровождения несовершеннолетних, имеющих проблемы с законом, совершивших правонарушения и преступления, отбывших наказание;
жестокость в подростковой среде;
воспитание в неполных и социально неблагополучных семьях, в которых дети испытывают недостаток опеки и контроля;
отсутствие необходимых социальных навыков у несовершеннолетнего; социально-педагогическая запущенность подростка, отставание от сверстников.
В настоящее время требуется совершенствование процесса выявления родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних детей, а также родителей, которые жестоко обращаются с детьми.
Назрела острая необходимость решения проблем социализации и реабилитации несовершеннолетних, профилактики повторной преступности и правонарушений.
Решить данную проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества и государства. Для этого необходимо эффективно выстроить работу специалистов различных служб по оказанию помощи лицам указанной категории для их успешной реабилитации и социальной адаптации.
Особый акцент в организации межведомственной профилактической работы необходимо сделать на внедрении новых социально-педагогических и психологических реабилитационных технологий сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом, а также технологий и методик работы с семьями, в которых несовершеннолетние склонны к совершению или совершают правонарушения.
Обеспечение непрерывности социального сопровождения - задача межведомственная, которая требует решения вопросов, связанных с координацией деятельности различных органов и учреждений, информационного сопровождения как самих несовершеннолетних и членов их семей, так и специалистов, которые занимаются их проблемами, на всех этапах реабилитационного процесса.
Основополагающий принцип региональной программы - это формирование правильных жизненных устремлений - вектора будущего несовершеннолетних, а особенно подростков, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом.
В рамках реализации региональной программы предусмотрен мониторинг эффективности мероприятий на основе разработанных индикаторов, необходимых для отслеживания промежуточных результатов и проведения необходимой корректировки мероприятий региональной программы.
II. Цель, задачи и основные ожидаемые результаты
Цель и задачи реализации региональной программы обусловлены приоритетами, определенными Конституцией Российской Федерации.
Основной целью региональной программы является повышение эффективности региональной системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
1) создание условий для формирования у подростков правосознания, позитивных жизненных установок, здорового образа жизни, вовлечения их в продуктивную социально значимую деятельность;
2) совершенствование механизмов управления в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышение эффективности межведомственной профилактической деятельности и адресности при работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
3) профилактика правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных и групповых, укрепление системы по противодействию распространения алкоголизма, токсикомании и наркомании в подростковой среде;
4) совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, направленных на профилактику их противоправного поведения, обеспечение безопасности, в том числе информационной, социальной реабилитации, адаптации;
5) организация и обеспечение методической поддержки органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с поставленными задачами региональной программы будет обеспечено достижение следующих результатов:
1) повышение эффективности управления региональной системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Орловской области;
2) развитие форм и технологий социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликте с законом;
3) развитие информационно-аналитического, организационно-методического обеспечения и кадрового потенциала системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, по отношению к базовому году;
5) повышение квалификации педагогических работников в сфере воспитания и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
6) повышение правовой грамотности и гражданской ответственности несовершеннолетних.
Итогом реализации региональной программы станет успешно функционирующая региональная система профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, базирующаяся на эффективном межведомственном взаимодействии всех субъектов профилактики.
III. Срок и контрольные точки реализации региональной программы
Срок реализации региональной программы: 2021 - 2025 годы.
Ежегодно контрольной точкой выполнения мероприятий региональной программы является 31 декабря текущего года.
IV. Основные мероприятия региональной программы
Решение вышеперечисленных задач будет осуществляться путем выполнения плана реализации мероприятий региональной программы Орловской области "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области на 2021 - 2025 годы" (далее - План мероприятий), представленного в приложении к региональной программе.
V. Механизм управления региональной программой
Региональная программа реализуется уполномоченными органами исполнительной государственной власти Орловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, государственными учреждениями.
К реализации региональной программы по согласованию привлекается широкий круг участников, включая территориальные органы исполнительной государственной власти, общественные объединения, в том числе волонтерские, заинтересованные в достижении целей региональной программы.
Общее руководство действиями участников региональной программы, контроль и оказание содействия в реализации ее мероприятий осуществляется Департаментом образования Орловской области.
VI. Обоснование объема финансовых ресурсов и источники финансирования, необходимые для реализации региональной программы
Финансирование мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, предусмотренных региональной программой, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год на вышеуказанные цели в рамках реализации государственных программ Орловской области, в части обеспечения деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области и подведомственных им учреждений, предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов Орловской области субвенций из областного бюджета.
Содержание и объемы финансирования мероприятий уточняются и корректируются ежегодно на очередной финансовый год и на плановый период с учетом Плана мероприятий.
VII. Целевые показатели региональной программы
Цель: повышение эффективности региональной системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав | |||||||
N |
Наименование показателя |
Базовое значение |
Период, год |
||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Удельный вес числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем количестве совершенных преступлений, % |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,8 |
2,8 |
2,8 |
2. |
Удельный вес числа несовершеннолетних, совершивших преступления, в общем количестве несовершеннолетних, % |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
0,11 |
0,11 |
0,11 |
3. |
Удельный вес числа несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершивших преступления, от общего количества несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, % |
3,2 |
3,0 |
3,0 |
2,8 |
2,8 |
2,7 |
4. |
Удельный вес несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, % |
70 |
73 |
75 |
78 |
80 |
80 |
5. |
Удельный вес числа несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которым предоставлялись услуги по отдыху и оздоровлению, % |
18 |
20 |
21 |
22 |
24 |
25 |
6. |
Доля несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, временно трудоустроенных в свободное от учебы время, находящихся в социально опасном положении, от общего числа граждан данной категории, обратившихся в государственную службу занятости населения, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.