Ликвидация юридического лица
Основания ликвидации юридических лиц
Гражданский кодекс РФ в ст. 61-65 устанавливает порядок ликвидации юридических лиц. В соответствии с положениями п. 1 ст. 61 ГК РФ любое юридическое лицо может быть прекращено путем ликвидации, при этом права и обязанности ликвидируемого юридического лица не переходят в порядке правопреемственности. В качестве оснований для ликвидации юридического лица в ГК РФ называются: решение учредителей или уполномоченного органа юридического лица о ликвидации и решение суда. Третьим, наиболее распространенным, хотя и не указанным в ст. 61 ГК РФ, основанием для ликвидации юридического лица служит банкротство юридического лица.
По решению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица ликвидация производится в обязательном порядке: в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо; по достижении цели, ради которой оно создано; в связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица. Разумеется, добровольная ликвидация юридического лица может быть осуществлена и без оснований, предусмотренных законом, по усмотрению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица. Чаще всего в добровольном порядке деятельность юридического лица прекращается не по основаниям, предусмотренным законом, а вследствие неудовлетворенности учредителей ходом работы предприятия, например, вследствие низкой прибыльности или недостаточного уровня выплачиваемых дивидендов.
В качестве оснований, по которым юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке, ГК РФ в ст. 61 называет: осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществление деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; систематическое осуществление общественной или религиозной организацией, благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям. Данный перечень не является исчерпывающим, решение суда о ликвидации юридического лица может быть принято и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Таким основанием, например, может служить несоответствие или неприведение в соответствие учредительных документов предприятия.
Пример: прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации акционерного общества, которое в нарушение положений Федерального закона "Об акционерных обществах" не привело в соответствие с законодательством устав. Иск прокурора был удовлетворен арбитражным судом. При этом суд исходил из того, что неприведение акционерным обществом своих учредительных документов в соответствие с законодательством является грубым нарушением законодательства, и по этому основанию суд счел возможным принять решение о ликвидации данного юридического лица в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50).
Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право предоставлено законом. Такими органами являются: прокуратура, налоговая инспекция, регистрационная палата и др. Как свидетельствует судебная практика по делам о ликвидации предприятий, наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в суд за решением о ликвидации юридического лица. Это касается, например, тех случаев, когда решение о добровольной ликвидации принято, однако ликвидация фактически не осуществляется.
Пример: прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации хозяйственного общества в связи с неоднократными и грубыми нарушениями хозяйственным обществом закона. Суд отказал прокурору в удовлетворении иска на основании того, что хозяйственное общество приняло решение о добровольной ликвидации. Решение суда было отменено апелляционной инстанцией на основании п. 8 ст. 63 ГК РФ, в соответствии с которым ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с положениями законодательства в случае добровольной ликвидации юридического лица руководящие органы общества назначают ликвидационную комиссию. В данном случае, несмотря на принятое решение о добровольной ликвидации, ликвидационная комиссия до рассмотрения дела в суде назначена не была, сроки ликвидации не установлены, ликвидация фактически не производилась. Исходя из указанного, апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции и приняла решение о ликвидации хозяйственного общества (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50).
Третьим основанием ликвидации юридического лица служит признание его несостоятельным (банкротом). Вследствие признания несостоятельности (банкротства) ликвидируются юридические лица, являющиеся коммерческой организацией, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ юридическое лицо признается банкротом, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Основаниями для признания юридического лица несостоятельным (банкротом) служат: решение арбитражного суда и добровольное решение об объявлении юридического лица банкротом. Добровольное решение о признании юридического лица банкротом принимается только в случае отсутствия у лица кредиторов или совместно с кредиторами. Если хотя бы один из имеющихся у лица кредиторов выражает несогласие с решением об объявлении лица банкротом, признание такого лица банкротом может быть осуществлено только в судебном порядке. Если стоимость имущества предприятия банкрота недостаточна для погашения требований кредиторов, предприятие может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном законодательством для предприятий-банкротов. Признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.
Порядок ликвидации
Ликвидация юридического лица представляет собой довольно сложную процедуру. Ликвидация юридических лиц в связи с решением учредителей или уполномоченных органов о добровольной ликвидации начинается с процедуры принятия решения о ликвидации. Такое решение принимается на общем собрании участников, либо, если участник один, - единственным участником и оформляется письменно. На стадии подготовки к собранию должны быть проведены инвентаризация имущества и его оценка и решен вопрос о достаточности имущества юридического лица для погашения требований кредиторов. Далее орган, принявший решение о ликвидации, письменно уведомляет о принятом решении орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. В настоящее время органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Инспекция Министерства по налогам и сборам (ИМНС). Орган государственной регистрации на основании этого уведомления вносит в государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Затем орган юридического лица, принявший решение о добровольной ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. Если ликвидация предприятия проводится в соответствии с принятым судебным решением, то соответствующее уведомление в орган регистрации юридических лиц направляет суд, принявший данное решение. Как правило, в состав ликвидационной комиссии включаются: руководитель предприятия, его главный бухгалтер, работники финансовой, юридической и кадровой служб. Но могут быть и иные варианты.
С момента назначения ликвидационной комиссии все полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица переходят к ней.
Председатель ликвидационной комиссии приобретает право подписи официальных документов, распоряжения имуществом и другие полномочия, которые ранее были свойственны руководителю предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия может выступать в суде. Чтобы облегчить работу ликвидационной комиссии, необходимо в самом начале ее деятельности представить в банк решение участников юридического лица или судебное решение о ликвидации данного юридического лица, а также переоформить подписи в учетной карточке банка на председателя комиссии и лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета в период ликвидации предприятия.
Назначенная ликвидационная комиссия, во-первых, помещает в органах печати по месту нахождения ликвидируемого юридического лица, публикующих сведения о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации юридического лица, о сроках и порядке заявлений требований кредиторами. Срок предъявления требований кредиторами к ликвидируемому юридическому лицу должен составлять не менее двух месяцев со дня опубликования сведений. Далее ликвидационная комиссия письменно уведомляет о ликвидации юридического лица всех его кредиторов. Основной целью ликвидационной комиссии является завершение деятельности ликвидируемого юридического лица в установленные сроки и с наименьшим ущербом для контрагентов юридического лица, для его учредителей и участников.
Во время своей работы ликвидационная комиссия должна принять решение в отношении высвобождаемых работников.
В соответствии с трудовым законодательством работники предупреждаются о предстоящем высвобождении персонально под расписку и не менее чем за два месяца до фактического увольнения.
Работа по высвобождению работников предприятия проводится путем проведения общего собрания трудового коллектива, где оглашается решение о ликвидации и разъясняются права увольняемых работников. Вместе с этим ликвидационная комиссия обязана:
не менее чем за три месяца до фактического увольнения представить соответствующему профсоюзному органу информацию о возможном массовом высвобождении работников;
не позднее чем за два месяца довести до сведения органа службы занятости данные о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размере оплаты труда, а также, в случае необходимости, - его принадлежности к числу кредиторов первой очереди.
За высвобождаемыми работниками на период их последующего трудоустройства, но не более чем на три месяца, сохраняются средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.
Вслед за этим ликвидационная комиссия выявляет и уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. Кредиторы, которые сами имеют задолженность перед предприятием, уведомляются точно так же в письменной форме с приложением письменного соглашения о взаимозачете требований и погашении задолженности. Если кредитор отказывается от заключения подобного соглашения, необходимо применить процедуру взыскания дебиторской задолженности.
Как показывает практика, наиболее сложным в расчетах с кредиторами является урегулирование вопросов с внебюджетными фондами. Поэтому сразу после принятия решения о ликвидации предприятия ликвидационная комиссия должна обратиться в соответствующие инстанции за решением вопроса о дальнейших взаимоотношениях с предприятием, с тем чтобы завершить все расчеты с внебюджетными фондами в течение двух месяцев, пока поступают требования кредиторов. Для предъявления во внебюджетные фонды обычно требуются следующие документы:
Фонду обязательного медицинского страхования необходимы: справка из банка о наличии средств на расчетном счете на дату принятия решения о ликвидации, квартальные отчеты за последние два года, копии платежных поручений по перечислениям платежей в Фонд за последние полгода;
Фонд социального страхования требует подтверждение банка о закрытии расчетного счета, а также отчет за последний перед ликвидацией год;
Фонд занятости предлагает представить отчеты за весь период существования предприятия и копии всех платежных поручений по перечислениям платежей в Фонд;
в налоговую инспекцию необходимо представить всю бухгалтерскую отчетность предприятия за весь период его деятельности. Кроме того, налоговая инспекция может предложить провести независимую аудиторскую проверку с целью подтверждения отчетности ликвидируемого предприятия.
Следующий шаг ликвидационной комиссии - выявление дебиторов (должников предприятия) и принятие мер по получению дебиторской задолженности. Дебиторами обычно выступают: потребители продукции предприятия, бюджет, работники предприятия. ГК РФ не определяет порядок взыскания дебиторской задолженности при ликвидации предприятия. В рамках взыскания дебиторской задолженности предъявляются официальные требования о ее погашении юридическим и физическим лицам, имеющим дебиторскую задолженность перед предприятием. В случае необходимости направляются иски в суды. При этом у ликвидационной комиссии нет права требовать досрочного погашения дебиторской задолженности, срок платежа по которой еще не наступил.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами, т.е. через два месяца после публикации, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества, перечень предъявляемых кредиторами требований и результат их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс подлежит утверждению органом, принявшим решение о ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Если по ходу ликвидационного процесса выясняется, что у предприятия недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества предприятия с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Если предприятие ликвидируется в добровольном порядке, то вопрос об удовлетворении требований кредиторов в случае недостаточности денежных средств ликвидируемого предприятия решается в соответствии с положениями учредительных документов предприятия (устав, учредительный договор).
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого предприятия производится со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ.
Исключение составляют кредиторы пятой очереди, которым выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. Расчет этих платежей, в соответствии с разъяснениями Минтруда России, производится исходя из средней продолжительности жизни отдельно мужчин (60 лет) и женщин (70 лет), увеличенной на 10 лет. Рассчитанные таким путем суммы вносятся в органы страхования с целью их последующей выплаты пострадавшим работникам. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия. В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан. Необходимо отметить, что требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имущества ликвидируемого предприятия недостаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди, то имущество распределяется между кредиторами пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого предприятия.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого предприятия, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными. Кредиторы казенных предприятий и учреждений имеют право в случае недостаточности имущества у казенного предприятия или денежных средств у учреждения обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
По окончании всех расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
Ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Составленный ликвидационный баланс направляется на утверждение в Инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту нахождения ликвидируемого предприятия. В ИМНС на ликвидационном балансе делается соответствующая отметка о том, что задолженностей перед бюджетом нет, и Инспекция выдает соответствующую справку.
После удовлетворения требований кредиторов имущество предприятия передается его учредителям и иным участникам, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого предприятия, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами предприятия. Передача имущества производится с оформлением специального акта. Затем ликвидационная комиссия закрывает счет в банке и уничтожает печать юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а предприятие - прекратившим существование после того, как будет внесена запись об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.
Особенности ликвидации ООО и АО
Вопрос о ликвидации общества с ограниченной ответственностью решается на общем собрании его участников по предложению совета директоров, если таковой в обществе имеется, исполнительного органа или любого участника, независимо от размера или числа долей, обладателем которых он является. Основанием для добровольной ликвидации общества могут служить: достижение цели, ради которой общество было создано, либо, наоборот невозможность достигнуть уставных целей; случаи, когда стоимость чистых активов общества уменьшилась и стала ниже уровня минимального размера уставного капитала. При ликвидации общества, в состав участников которого входит государство - Российская Федерация или субъект Российской Федерации - или муниципальное образование, необходимо включение в состав ликвидационной комиссии представителя соответствующего органа по управлению государственным имуществом или органа местного самоуправления.
Каждый из участников общества имеет право получить ликвидационную долю после оплаты всех требований кредиторов общества. При этом в первую очередь выплачивается распределенная, но невыплаченная часть прибыли, во вторую очередь между участниками общества распределяется оставшееся имущество пропорционально их долям в уставном капитале.
В соответствии с п. 5 ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционерное общество обязано принять решение о своей ликвидации, если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала. Величина минимального уставного капитала в соответствии с законодательством в настоящее время составляет 10 тыс. руб.
Решение о добровольной ликвидации акционерного общества принимается большинством голосов на общем собрании акционеров в установленном учредительными документами АО порядке. Имущество, оставшееся после удовлетворения имущественных требований кредиторов, распределяется между акционерами в следующем порядке:
в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 Закона об акционерных обществах;
во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;
в третью очередь осуществляется распределение имущества между акционерами - владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.
Перечень документов,
представляемых в ИМНС по месту нахождения юридического лица (орган
государственной регистрации юридических лиц) при ликвидации предприятия
Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица (приложение N 8 по форме Р 15001);
решение учредителя или протокол собрания учредителей о ликвидации (представляется в двух экземплярах - подлинник и копия). Решение представляется одновременно с уведомлением о ликвидации;
уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица либо о назначении ликвидатора (приложение N 9 по форме Р 15002);
решение учредителя или протокол собрания учредителей о формировании ликвидационной комиссии либо о назначении ликвидатора. Представляется одновременно с уведомлением;
публикация в печатном издании о ликвидации юридического лица, содержащая:
наименование юридического лица;
дату принятия решения о ликвидации;
ИНН (идентификационный налоговый номер) и ОГРН (отдельный государственный регистрационный номер) ликвидируемого лица;
порядок заявления требований кредиторами;
способ связи с ликвидационной комиссией;
уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Представляется не ранее двух месяцев со дня опубликования объявления в газете (приложение N 10 по форме Р 15003);
промежуточный ликвидационный баланс с отметкой налоговой инспекции. Представляется вместе с уведомлением о составлении промежуточного ликвидационного баланса;
заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, заверенное нотариально (приложение N 5 по форме Р 16001);
ликвидационный баланс с отметкой налоговой инспекции;
документ об уплате государственной пошлины;
справка из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности;
дискета с записью приложений N 5, 8, 9, 10 в программе "Регистрация";
приложения N 5, 8, 9, 10 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 39 записываются на дискету в программе Интернет registr.ru.
Примерная форма протокола о ликвидации акционерного общества
Протокол N ______
г. Саратов "_____" ___________ 2004 г.
Общее количество простых именных акций АО ________ шт.
На собрании присутствуют акционеры или их законные представители,
владельцы ___________________________ шт. (не менее 3/4 от общего
количества) простых именных акций АО.
Собрание признано правомочным.
Повестка дня:
О ликвидации (прекращении дальнейшей финансово-хозяйственной
деятельности) Акционерного общества (наименование - далее Общество),
учитывая хозяйственные показатели за последние восемь месяцев и
отсутствие положительных перспектив на обозримый период в будущем.
Слушали:
Председателя правления общества ______________________, генерального
директора Общества ________________, главного бухгалтера Общества с
изложением анализа положения и деятельности Общества и обоснованием
причин необходимости ликвидации (прекращении деятельности) Общества.
При обсуждении повестки дня выступили:
_________________________________________________________________________
Постановили:
1. Учитывая реальности создавшейся экономической ситуации,
бесперспективность усилий по активизации деятельности и развитию
производства, наличие реальных оснований довести положение Общества до
несостоятельности (банкротства) в силу обстоятельств, не зависящих от
Общества и его работников, прекратить финансово-хозяйственную
деятельность (ликвидировать) Общества в установленном законом порядке.
2. Ликвидацию Общества осуществлять начиная с "____" _______ 2004 г.
3. Генеральному директору Общества во исполнение требований
действующего законодательства письменно сообщить (в течение двух дней) в
инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту регистрации АО для
внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том,
что Общество находится в стадии ликвидации, о настоящем решении Общества
ликвидировать таковое. При наличии в том необходимости направить ИМНС
копию настоящего протокола (решения) общего собрания Общества.
4. Назначить ликвидационную комиссию Общества в следующем составе:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Указанный персональный состав ликвидационной комиссии Общества
предварительно (в рабочем порядке) согласован с ИМНС (органом,
осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц).
5. Председателем ликвидационной комиссии Общества назначить:
_________________________________________________________________________
(вопрос о кандидатуре согласован с ИМНС (органом регистрации)).
6. Утвердить порядок и сроки ликвидации Общества (прилагается).
7. Поручить ликвидационной комиссии осуществить полный комплекс
мероприятий по ликвидации Общества, предусмотренный действующим
законодательством, иными обязательными для исполнения нормативными
актами, а также учредительными документами Общества, в том числе:
публикацию в органах печати о ликвидации Общества и о порядке и
сроках (не менее двух месяцев со дня публикации) заявления требований его
кредиторами;
выявление кредиторов и письменного уведомления их о ликвидации
Общества;
принятие мер по получению (ликвидации) дебиторской задолженности;
составление в установленном порядке и в надлежащие сроки
промежуточного ликвидационного баланса;
представление промежуточного ликвидационного баланса на утверждение
руководящим органам Общества;
завершение расчетов с кредиторами и дебиторами, последующее
составление ликвидационного баланса и представление его Обществу для
утверждения в установленном порядке;
урегулирование вопросов с налоговыми органами, внебюджетными
фондами, органом по регистрации юридических лиц, и проведение иных
организационных мероприятий, связанных с ликвидацией Общества.
8. Определить срок ликвидации Общества - до "___" __________ 2004 г.
9. Установить, что в соответствии с п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ
с момента принятия (подписания) настоящего протокола (решения о
ликвидации) Общества и назначения ликвидационной комиссии Общества к ней
переходят все полномочия по управлению делами Общества, его
финансово-хозяйственной деятельностью в ликвидационный период.
10. Ликвидацию Общества полагать завершенной, а Общество прекратившим
свою деятельность с момента внесения записи об этом в единый
государственный реестр юридических лиц.
Настоящее решение принято единогласно.
По уполномочию участников Общества, принимавших участие в работе
общего собрания Общества,
Председатель собрания:_____________________
(Ф.И.О.)
Секретарь собрания: _____________________
(Ф.И.О.)
Подлинность подписей ответственных лиц подтверждаю (заверяю),
Управляющий делами Общества:_________________________________
(Ф.И.О.)
м.п.
А. Степанов
"Право и экономика", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ликвидация юридического лица
Автор
А. Степанов
"Право и экономика", 2004, N 8