Правовое регулирование учета этилового спирта
Какие нормативные правовые акты по вопросам учета этилового спирта действуют в настоящее время и регулируют данные правоотношения?
Статьей 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании " установлено, что закон регулирует отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, т.е. правоотношения, возникающие в сфере учета производства и отгрузки синтетического этилового спирта, подпадают под действие данного Федерального закона.
Статьей 2 данного Закона определено, что документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), является технический регламент, который может быть принят в форме международного договора Российской Федерации, ратифицированного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федерального закона, или указа Президента РФ, или постановления Правительства РФ.
В пункте 3 ст. 7 Федерального закона установлено, что содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации не могут носить обязательный характер.
Согласно п. 7 ст. 46 технические регламенты должны быть приняты в течение 7 лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. до 1 июля 2010 г.
Пункт 1 ст. 46 определяет, что со дня вступления в силу Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона "О техническом регулировании" можно заключить, что учет, производство, приемка, отпуск, хранение и транспортировка синтетического этилового спирта должны осуществляться на основании соответствующего Технического регламента. Однако в настоящее время такой регламент не принят, и, соответственно, применению подлежат акты, регулировавшие указанные отношения до принятия данного Закона.
При этом необходимо учитывать, что приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217 "Об утверждении разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Согласно постановлению Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" одной из основных задач Министерства РФ по налогам и сборам является осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья.
Налоговые органы в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие функции:
в установленном порядке осуществляют лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта и обеспечивают контроль за соблюдением условий указанной деятельности;
осуществляют контроль за объемами производства, розлива, хранения и реализации этилового спирта, за соблюдением технологии производства указанной продукции;
участвуют в разработке государственных стандартов, технических условий, норм и правил в области контроля за производством и оборотом этилового спирта.
Следовательно, письмо МНС России от 13 марта 2002 г. N БК-6-07/292 "О вводе в действие "Временной инструкции по автоматизированному учету этилового спирта при его производстве" издано в соответствии с полномочиями данного органа исполнительной власти.
Однако при подготовке нормативных правовых актов рекомендуется использовать постановление Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 781-11ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, " в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы: "Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение".
Со дня вступления в силу постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить нормативный правовой характер.
Из вышеизложенного следует, что названное письмо МНС России не носит нормативный характер.
Кроме того, данный акт Министерства по налогам и сборам нигде не опубликован и не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ, за исключением случаев, когда акт был издан в виде, не предусмотренном п. 2 Правил. В таком случае необходимо вносить изменения в нормативный правовой акт приказом.
Изменения в нормативные правовые акты, изданные в виде правил, инструкций и положений, также необходимо вносить приказом.
Нормативные правовые акты, изданные до вступления в силу постановления Правительства РФ, которые не соответствуют перечню видов нормативных правовых актов, указанному в Правилах, до представления их на государственную регистрацию подлежат переподписанию (переутверждению).
При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта, с указанием о том, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.
Таким образом, Инструкция по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта, утвержденная 25 сентября 1985 г., не может считаться нормативно-правовым актом, на который возможно ссылаться при регулировании соответствующих правоотношений, т.к. она не была опубликована и переиздана в установленном порядке.
Какова степень правомерности и обязательности требований контролирующих органов об использовании тех или иных средств учета спирта?
Временной инструкцией по автоматизированному учету этилового спирта при его производстве предусмотрено, что автоматизированный учет этилового спирта предназначен для непрерывного измерения объемов его производства и реализуется путем применения контрольных спиртоизмеряющих приборов, которыми в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" должно оснащаться оборудование для производства этилового спирта.
Показания контрольных спиртоизмеряющих приборов для ведения бухгалтерского учета не учитываются. Целью автоматизированного учета является обеспечение достоверности первичного (производственного) учета вырабатываемого этилового спирта, который осуществляется при передаче его в спиртохранилище (на склад) (п. 1.1 Временной инструкции).
Но данная Инструкция не была зарегистрирована в Минюсте России и не была опубликована. Следовательно, она носит рекомендательный, а не обязательный характер.
В связи с тем, что ни одна из вышеназванных инструкций не была зарегистрирована в Минюсте России и не была опубликована, они не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения. Следовательно, не может наступать какая-либо ответственность за невыполнение предусмотренных в них требований. Для того, чтобы документ имел юридическую силу и стал обязательным для исполнения, он должен являться нормативным правовым актом.
Таким образом, степень правомерности и обязательности требований контролирующих органов об использовании тех или иных средств учета спирта должна определяться нормами законодательства об учете и отгрузке спирта. Но статья 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 24 июля 2002 г.) регулирует производство этилового спирта, но не его учет и отгрузку.
В Законе о техническом регулировании также нет правовых норм об учете, поскольку его предметом согласно ст. 2 являются отношения по правовому регулированию в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Иначе говоря, учет, типы измерительного оборудования, стандарты измерения этилового спирта четко не регламентированы указанными базовыми законами, и до принятия соответствующего нормативного правового акта контролирующие органы не могут применять к юридическим лицам - производителям спирта меры административного принуждения за нарушения в сфере учета этилового спирта.
На основании каких нормативных правовых актов организация может осуществлять учет производства и отгрузки синтетического этилового спирта?
Основными нормативными правовыми нормами, на основании которых может осуществляться учет производства и отгрузки синтетического этилового спирта, являются общие положения законодательства о бухгалтерском учете, нормы Налогового кодекса РФ о налоговом учете, нормы Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Но поскольку прямо эти нормы не регулируют специфику бухгалтерского учета в сфере производства и оборота спирта, организация может использовать в качестве рекомендации по организации учета производства и отгрузке синтетического этилового спирта правила не нормативных документов (технико-операционных правил), определяющих оперативно-технические условия производства, приемки, хранения, отпуска, транспортирования и учета этилового спирта.
Это: Инструкция по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта, утвержденная заместителем Министра пищевой промышленности СССР 25 сентября 1985 г.; Инструкция по учету производства, отпуска, транспортированию, приемке, хранению синтетического технического этилового спирта на предприятиях и в организациях нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, утвержденная приказом Миннефтехиммпрома СССР от 23 мая 1988 г. N 842; Временная инструкция по учету при производстве, приемке, отпуске, хранении и транспортировании синтетического этилового спирта, утвержденная заместителем Министра РФ по налогам и сборам 1 марта 2002 г.
Хотя указанные инструкции также не регулируют вопросы бухгалтерского учета спирта, они включают некоторые технико-нормативные стандарты, применяемые на практике.
На настоящий момент единственным опубликованным актом, регулирующим рассматриваемые правоотношения, является приказ Министерства финансов СССР от 30 апреля 1974 г. N 103, утвердивший "Основные положения по учету материалов на предприятиях и стройках", однако он носит общий характер и не переиздан в установленном порядке.
В деятельности по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету синтетического этилового спирта для общей организации производственных процессов возможно руководствоваться нормами инструкций, принятых в советское время, однако они не являются нормативными правовыми актами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При этом указанная деятельность не должна противоречить нормам Федерального закона "О техническом регулировании."
Исполнительные органы государственной власти, на которых возложены функции по контролю за указанной деятельностью, вправе руководствоваться положениями Закона о техническом регулировании. Ссылка на акты, не являющиеся нормативными правовыми актами, в соответствии с действующим законодательством неправомерна.
Г. Петрова
"Право и экономика", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование учета этилового спирта
Автор
Г. Петрова
"Право и экономика", 2004, N 8