Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18 мая 2021 г. N 301-ЭС20-19192 по делу N А79-4079/2019
Резолютивная часть определения объявлена 13 мая 2021 года.
Полный текст определения изготовлен 18 мая 2021 года.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Букиной И.А.,
судей Кирейковой Г.Г. и Самуйлова С.В. -
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брижатой Алены Михайловны (далее - Брижатая А.М., должник) на определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 16.01.2020, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.08.2020 по делу N А79-4079/2019 о несостоятельности (банкротстве) Брижатой А.М.
В судебном заседании приняла участие Брижатая А.М., а также ее представитель Николаева В.В. по доверенности от 12.05.2021.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Букиной И.А. и объяснения явившихся в судебное заседание лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
УСТАНОВИЛА:
Брижатая А.М. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании ее банкротом.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 16.01.2019, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной инстанции от 24.03.2020 и округа от 12.08.2020, заявление должника признано необоснованным, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) прекращено на основании абзаца пятого пункта 2 статьи 213.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Брижатая А.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2021 (судья Букина И.А.) кассационная жалоба вместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебном заседании должник и его представитель поддержали доводы кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявление Брижатой А.М. о собственном банкротстве мотивированно наличием непогашенной свыше трех месяцев кредиторской задолженности, установленной вступившим в законную силу решением Московского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 13.11.2017 по делу N 2-3113/2017 о взыскании в солидарном порядке с Сормовского К.Л., Насирова Ф.Н., Смелова К.О., Григорьева А.О., Андреева Е.Б., Михайлова А.Л., Наумова С.В., Сергеева С.В., Козина П.И. и Брижатой А.М. в доход Российской Федерации 338 025 412,50 руб. доходов (статья 169 Гражданского кодекса Российской Федерации), полученных в результате совершения преступления, предусмотренного частью 3 статьи 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконные организация и проведение азартных игр), и 60 000 руб. расходов по уплате госпошлины.
Признавая заявление должника необоснованным и прекращая производство по делу о банкротстве, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 4, 213.3, 213.4, 213.14 Закона о банкротстве и исходили из того, что указанная задолженность представляет собой санкции за совершение сделки, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (статья 169 Гражданского кодекса Российской Федерации), а потому она не может учитываться при определении признаков банкротства в силу пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве.
Оставляя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций без изменения, суд округа отметил, что исходя из пункта 2 статьи 213.4 Закона о банкротстве должник вправе обратиться с заявлением о собственном банкротстве независимо от размера имеющихся у него обязательств, а также правовой природы требования. Однако суд округа посчитал, что процедура банкротства не предназначена для необоснованного ухода от ответственности и прекращения долговых обязательств, иные кредиторы отсутствуют, а потому в данном конкретном случае проведение процедуры банкротства гражданина не позволит оказать Брижатой А.М. действенную и эффективную помощь в выходе из кризисной ситуации.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что вывод суда округа о наличии у должника права на обращение с заявлением о собственном банкротстве независимо от размера имеющихся у него обязательств, а также правовой природы требования является правильным (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2018 N 307-ЭС17-20207). В этой части суд округа правомерно обратил внимание на ошибочность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Между тем в иной части судом округа не учтено следующее.
Положения пункта 2 статьи 213.4 Закона о банкротстве предоставляют должнику - физическому лицу право на обращение в арбитражный суд с заявлением о собственном банкротстве при наличии следующих условий:
- гражданин очевидно не в состоянии исполнить денежные обязательства в установленный срок;
- гражданин отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества (пункт 3 статьи 213.6 Закона).
Данное право принадлежит гражданину даже при наличии одного кредитора, является безусловным и не может быть ограничено иными критериями. Процедура несостоятельности (наряду с исполнительным производством) является механизмом, в рамках которого происходит расчет должников со своими кредиторами при содействии государства, при этом государство возможность проведения данной процедуры гарантирует и обеспечивает как для должников, так и для кредиторов.
Суд округа, установив дополнительные критерии для введения процедуры несостоятельности (наличие более чем одного кредитора, возможность освобождения от долга по итогам процедуры), ограничил данное право гражданина в отсутствие законных оснований, что фактически является нарушением права на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем, Российская Федерация как правовое государство в лице судебной власти предоставляет гражданам право на судебную защиту, в частности, право на возбуждение дела о собственном банкротстве, независимо от природы и характера имеющейся задолженности, в том числе когда обращающееся в суд лицо осуждено за совершение преступления. Банкротство физических лиц предназначено не только для потребителей, чьи долги по итогам процедуры могут быть списаны, но и для всех иных граждан, испытывающих финансовые затруднения.
При этом вопрос о том, может ли должник быть освобожден от своего обязательства, в принципе не являлся и не мог являться предметом рассмотрения на стадии проверки обоснованности требования, названный вопрос подлежит рассмотрению только по итогам процедуры несостоятельности при завершении дела о банкротстве (статья 213.28 Закона о банкротстве).
Таким образом, признав заявление Брижатой А.М. необоснованным и прекратив производство по делу по основаниям, не предусмотренном в законе, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций ограничили ее доступ к правосудию, что является недопустимым.
В связи с тем, что в обжалуемых судебных актах судами допущены нарушения норм права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов должника в сфере экономической деятельности, данные судебные акты на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 291.11-291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 16.01.2020, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.08.2020 по делу N А79-4079/2019 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Председательствующий-судья |
И.А. Букина |
судья |
Г.Г. Кирейкова |
судья |
С.В. Самуйлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд взыскал солидарно с нескольких граждан в доход государства сотни миллионов рублей, полученных преступным путем. Одной гражданке суды отказали в возбуждении дела о банкротстве, так как образовавшийся долг - это санкция за совершение противоправной сделки. Банкротство не предназначено для необоснованного ухода от ответственности. Однако Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр.
Суды прекратили дело по основаниям, не предусмотренным в законе, что фактически является нарушением права на судебную защиту. Право на банкротство является безусловным и не зависит от природы и характера имеющейся задолженности, в том числе когда гражданин осужден за преступление. При этом вопрос об освобождении должника от обязательства не должен решаться на стадии проверки обоснованности требования. Он рассматривается только по итогам процедуры.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18 мая 2021 г. N 301-ЭС20-19192 по делу N А79-4079/2019
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1561/20
19.04.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1561/20
19.01.2022 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-4079/19
12.08.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-11697/20
24.03.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1561/20