Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Серкова П.П.,
членов Президиума - Глазова Ю.В., Давыдова В.А., Момотова В.В., Подносовой И.Л., Рудакова С.В., Тимошина Н.В., -
при секретаре Кепель С.В.
рассмотрел представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. о возобновлении производства по делу в отношении Рахимова Р.Э. ввиду новых обстоятельств.
Постановлением Московского городского суда от 22 января 2018 г. жалоба Рахимова Р.Э. об отмене постановления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 24 июля 2017 г. о выдаче Рахимова Равшана Эркиновича, _ правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 244-2 УК Республики Узбекистан оставлена без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 г. постановление Московского городского суда от 22 января 2018 г. в отношении Рахимова Р.Э. оставлено без изменения.
В представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. поставлен вопрос о возобновлении производства по делу в отношении Рахимова Р.Э. ввиду новых обстоятельств.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хлебникова Н.Л., изложившего обстоятельства дела, содержание решений, основания внесения представления, выступления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Ткачева И.В., адвокатов Магомедовой Р.С. и Голуб О.В., Президиум Верховного Суда Российской Федерации
установил:
правоохранительными органами Республики Узбекистан Рахимов Р.Э. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 244-2 УК Республики Узбекистан.
В соответствии с постановлением следователя СУ УВД Навоийской области Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 г. о привлечении к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого Рахимов Р.Э. обвиняется в том, что, начиная с лета 2011 г., вступив в ряды запрещенной религиозной экстремистской организации "Исламское движение Туркестана", поддерживающей религиозно-экстремистские и террористические идеи, активно участвовал в деятельности данной организации, пропагандировал построение единого исламского государства, призывал к неконституционному изменению государственного строя Республики Узбекистан.
Постановлением следователя СУ УВД Навоийской области Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 г. обвиняемый Рахимов Р.Э. был объявлен в розыск.
Определением суда г. Навои Навоийской области Республики Узбекистан по уголовным делам от 6 декабря 2014 г. удовлетворено ходатайство прокурора г. Навои Новоийской области Республики Узбекистан об избрании в отношении Рахимова Р.Э. меры пресечения в виде заключения под стражу.
7 февраля 2017 г. Рахимов Р.Э. был задержан в г. Москве сотрудниками 6 отдела ЦПЭ ГУ МВД России по г. Москве совместно с сотрудниками 4 отдела СЭКС УФСБ России по г. Москве и Московской области.
23 февраля 2017 г. Генеральная прокуратура Республики Узбекистан обратилась с ходатайством о выдаче Рахимова Р.Э. правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения его к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 244-2 УК Республики Узбекистан.
Постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 24 июля 2017 г. данное ходатайство Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан было удовлетворено.
Постановлением Московского городского суда от 22 января 2018 г. жалоба Рахимова Р.Э. о признании незаконным и необоснованным постановления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 24 июля 2017 г. о выдаче Рахимова Р.Э. правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 244-2 УК Республики Узбекистан оставлена без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 г. постановление Московского городского суда от 22 января 2018 г. в отношении Рахимова Р.Э. оставлено без изменения.
Рахимов Р.Э. 13 сентября 2017 г. обратился с жалобой в Европейский Суд по правам человека.
Европейский Суд по правам человека в постановлении по делу "Р.Р. и А.Р. против России" от 8 октября 2019 г. признал, что имело место нарушение в отношении Рахимова Р.Э. статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. поставлен вопрос о возобновлении производства по делу в отношении Рахимова Р.Э. ввиду новых обстоятельств.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации подлежащим удовлетворению.
Установленное Европейским Судом нарушение положений Конвенции при рассмотрении судом Российской Федерации дела согласно подп. "б" п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ является основанием для возобновления производства по делу в порядке, предусмотренном главой 49 УПК РФ.
Европейский Суд по правам человека, признавая, что возвращение Рахимова Р.Э. в государство происхождения приведет к нарушению статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, указал, в частности, что ранее он уже устанавливал, что выдача заявителя, обвиняемого в Узбекистане в совершении религиозных и политически мотивированных преступлений, подвергает этого заявителя реальной угрозе жестокого обращения в государстве происхождения (постановление по делу "М. против России" от 23 октября 2014 г., постановление по делу "X. против России" от 1 марта 2016 г. и др.).
При этом Европейский Суд по правам человека сослался на Всемирный доклад "Хьюман Райте Вотч" в отношении Узбекистана за 2019 г., а также на доклад Международной амнистии за 2017/2018 годы, в которых отмечается, что в Узбекистане в последнее время были предприняты определенные "шаги" по исправлению ситуации, связанной с соблюдением прав человека.
Вместе с тем Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что представленные материалы, в том числе из независимых международных источников, на данный момент не дают достаточных оснований для вывода о том, что заявитель, преследуемый по религиозным и политическим мотивам, не подвергнется в Узбекистане риску жестокого обращения.
Внутригосударственные органы власти, по мнению Европейского Суда по правам человека, не дали надлежащей оценки утверждениям заявителя относительно угрозы жестокого обращения с ним в государстве гражданской принадлежности в случае его выдачи.
В соответствии с ч. 1 ст. 413 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены и производство по уголовному делу возобновлено ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Согласно ч. 5 ст. 415 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации отменяет или изменяет судебные решения по уголовному делу в соответствии с постановлением Европейского Суда по правам человека.
По смыслу названных норм закона в их взаимосвязи Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает решение об отмене или изменении вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда в тех случаях, когда установленное Европейским Судом по правам человека нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод позволяет сделать вывод о незаконности, необоснованности или несправедливости состоявшихся судебных решений.
В соответствии с выводом Европейского Суда по правам человека, к которому он пришел с учетом прецедентной практики (постановления "М. против России", "X. против России" и др.), некоторые признаки улучшения ситуации в Узбекистане на данный момент не позволяют утверждать, что лица, преследуемые по религиозным и политическим мотивам, более не подвергаются риску жестокого обращения, однако внутригосударственными органами власти не дано надлежащей оценки утверждениям заявителя относительно реальной угрозы жестокого обращения с ним на родине в случае его выдачи.
Однако в данном случае установленное Европейским Судом по правам человека нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не свидетельствует о наличии достаточных оснований для отмены судебных решений, связанных с выдачей Рахимова Р.Э. правоохранительным органам Республики Узбекистан.
Согласно ч. 1 ст. 462 УПК РФ, Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.
В соответствии с положениями ст. 56 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (участниками которой являются Российская Федерация и Республика Узбекистан) Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с условиями, предусмотренными Конвенцией, по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой Договаривающихся Сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.
Препятствий для выдачи Рахимова Р.Э. в Республику Узбекистан, указанных в ст. 57 вышеназванной Конвенции, не имеется.
Рахимов Р.Э. обвиняется в том, что, начиная с лета 2011 г., вступив в ряды запрещенной религиозной экстремистской организации "Исламское движение Туркестана", поддерживающей религиозно-экстремистские и террористические идеи, активно участвовал в деятельности данной организации, пропагандировал построение единого исламского государства, призывал к неконституционному изменению государственного строя Республики Узбекистан, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 244-2 УК Республики Узбекистан.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. организация "Исламское движение Туркестана" (она же "Исламская партия Туркестана") признана террористической, ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
Рахимов Р.Э. является гражданином Республики Узбекистан. Деяние, в связи с которым удовлетворен запрос о выдаче его правоохранительным органам Республики Узбекистан, является уголовно наказуемым по законам обоих государств, за совершение его предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. Срок давности привлечения к уголовной ответственности не истек.
В ходе судебной проверки законности и обоснованности выдачи Рахимова Р.Э. в Республику Узбекистан для привлечения его к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 244-2 УК Республики Узбекистан были исследованы материалы, которые послужили основанием для его задержания и начала процедуры выдачи, в том числе, процессуальные документы, подтверждающие его розыск и арест судом Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 г., копия постановления о привлечении к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого от 4 декабря 2014 года.
Запрос Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о выдаче Рахимова Р.Э. и приложенные к нему документы по форме и содержанию соответствуют предъявляемым к ним требованиям, о которых говорится в ст. 58 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года.
Судом не установлено каких-либо данных, свидетельствующих о том, что уголовное преследование Рахимова Р.Э. в Республике Узбекистан является политически мотивированным в связи с его принадлежностью к определенной социальной группе, по признаку расы, вероисповедания, гражданства или национальности.
Оснований полагать, что Рахимов Р.Э. подвергнется пыткам либо иному негуманному или жестокому обращению в случае его выдачи или что он будет лишен права на справедливое судебное разбирательство, также не имеется.
В ходе экстрадиционной проверки запрашивающей стороной даны гарантии того, что Рахимов Р.Э. не будет без согласия Российской Федерации выдан третьему государству, привлечен к уголовной ответственности, подвергнут наказанию за совершенное до его выдачи преступление, за которое он не был выдан, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию Республики Узбекистан, где правосудие осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждения, личного и общественного положения, и никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему честь и достоинство человека обращению, обвиняемому и подсудимому обеспечивается право на защиту; в случае необходимости ему будет предоставлена надлежащая медицинская помощь и лечение, при этом уголовное преследование не имеет политических мотивов, не будет нести дискриминационный характер, будет осуществляться в строгом соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Кроме того, судом было учтено, что запрашивающая сторона гарантировала, что должностные лица Посольства Российской Федерации в Республике Узбекистан буду иметь возможность получать информацию о состоянии производства по уголовному делу и посещать Рахимова Р.Э. в местах содержания под стражей, а он в любое время сможет обращаться к ним и их встречи не будут объектом контроля.
Вышеуказанные гарантии в отношении Рахимова Р.Э даны от имени государства заместителем Генерального прокурора Республики Узбекистан, сомневаться в полномочиях которого в части предоставления таких гарантий у суда оснований не было.
Из материалов дела, в том числе из показаний Рахимова Р.Э., следует, что он с рождения жил в Узбекистане, где проживают его родители и другие близкие родственники, ни сам он, ни члены его семьи по политическим, религиозным или прочим дискриминационным мотивам никогда не преследовались и не подвергались пыткам либо жестокому, унижающему достоинство, обращению или дискриминации. Его выезд из Республики Узбекистан в Российскую Федерацию был обусловлен лишь намерением трудоустроиться, то есть исключительно экономическими причинами, а не какими-либо действиями или решениями властей Узбекистана.
Республика Узбекистан является участником многих международных соглашений и договоров о соблюдении прав человека, в том числе Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, и несет в этой связи соответствующие международные обязательства.
Согласно ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток при оценке наличия или отсутствия угрозы применения к выдаваемому лицу пыток суду необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или отсутствии серьезных оснований предполагать, что лицо может быть подвергнуто упомянутому обращению или наказанию.
Оценка общей ситуации, касающейся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, которая была дана международными внедоговорными и договорными органами, с течением времени может меняться, на что обращено внимание судов, в частности, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 11 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 г. N 41, от 03.03.2015 г. N 9) "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания".
Последние документы, принятые в рамках международных межправительственных организаций, свидетельствуют об улучшении в Республике Узбекистан ситуации в сфере защиты прав и свобод человека, в том числе прав не подвергаться пыткам, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению.
В частности, о позитивных изменениях в сфере защиты права лица не подвергаться пыткам или иному недопустимому обращению указывается в пунктах 3-5 Заключительных замечаний Комитета ООН против пыток, принятых 13 ноября 2019 г. в отношении Республики Узбекистан (CAT/C/UZB/CO/5). Об указанных улучшениях упоминается также в пунктах 11, 13 указанных Замечаний.
Об улучшении в Республике Узбекистан ситуации с защитой прав и свобод человека отмечается и в документах, принятых под эгидой международных неправительственных организаций. Так, во Всемирном докладе за 2020 г., изданным международной организацией "Хьюман Райте Вотч" (Human Rights Watch), признается, что за последние 3 года Президентом Республики Узбекистан предпринято ряд конкретных мер по улучшению ситуации с правами человека.
Из содержания доклада Рабочей группы по универсальному периодическому обзору Республики Узбекистан, опубликованному 9 июля 2018 года, следует, что государства, принявшие участие в интерактивном диалоге:
- одобрили усилия Узбекистана по решению проблем в области прав человека;
- положительно отозвались о сотрудничестве государства с Организацией Объединенных Наций и, в том числе, приветствовали более тесное сотрудничество Узбекистана с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека и правозащитными механизмами, подчеркнули крайне важное значение диалога с Подкомитетом по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания для всех государств, ведущих работу по предотвращению пыток и жестокого обращения;
- приветствовали национальный план действий по выполнению рекомендаций, предложенных международными правозащитными механизмами;
- отметили выполнение Узбекистаном ранее принятых рекомендаций, а также то, что в деятельности по предупреждению насилия в местах содержания под стражей и защите граждан от пыток в Республике Узбекистан делается упор на превентивные меры;
- обратили внимание, что в 2017 году были приняты дополнительные меры по укреплению гарантий прав и свобод подсудимых, реализация статьи 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в полной мере обеспечивается статьей 235 Уголовного кодекса, устанавливающей запрет на пытки;
- сослались на введение процедуры рассмотрения жалоб на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов, указав, что отныне прокуроры будут осуществлять регулярную проверку условий содержания в местах предварительного заключения и центрах временного размещения с помощью аудио - и видеонаблюдения.
Из Национального доклада по Узбекистану, представленного в соответствии с пунктом 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека ООН, на тридцатой сессии, проходившей 7-18 мая 2018 г., опубликованного на официальном сайте Верховного комиссара ООН по правам человека, следует, что в Узбекистане приняты национальные планы действий и государственные программы по имплементации международных стандартов прав и свобод человека. Республикой Узбекистан приняты дополнительные меры в сфере борьбы с пытками на основе совершенствования своего законодательства и деятельности правоохранительных органов.
В соответствии со "Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах", утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г., обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно - правовой системы является одним из приоритетных направлений развития страны, в рамках которого предусматривается всемерная реализация принципов независимости и беспристрастности суда, состязательности и равноправия сторон судебного процесса; усиление судебного контроля над следствием; обеспечение гарантий надежной защиты прав и свобод граждан.
Приведенные сведения об улучшении ситуации с правами человека в Узбекистане являются дополнительной гарантией того, что Рахимов Р.Э. в случае его выдачи правоохранительным органам Республики Узбекистан не будет подвергнут обращению, не соответствующему внутреннему законодательству и международным договорам.
Таким образом, обстоятельств, предусмотренных ст. 464 УПК РФ и международными договорами, в частности положениями Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., препятствующих выдаче Рахимова Р.Э. правоохранительным органам Республики Узбекистан, в том числе реальной угрозы для него подвергнуться обращению, противоречащему статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Президиум Верховного Суда Российской Федерации не усматривает.
Поэтому оснований для отмены постановления Московского городского суда от 22 января 2018 г. и апелляционного определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 г. не имеется.
На основании изложенного, а также руководствуясь ч. 5 ст. 415 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
возобновить производство по делу в отношении Рахимова Р.Э. ввиду новых обстоятельств.
Постановление Московского городского суда от 22 января 2018 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 г. в отношении Рахимова Равшана Эркиновича оставить без изменения.
Председательствующий |
Серков П.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2021 г. N 160-П20 "О возобновлении производства по делу ввиду новых обстоятельств"
Текст постановления опубликован не был