Правила проведения арбитражным управляющим
финансово-экономического анализа
Анализ, проводимый арбитражным управляющим в рамках Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", является основополагающей базой для выбора последующей процедуры банкротства, а также для определения комплекса антикризисных (восстанавливающих платежеспособность и финансовую устойчивость) либо ликвидационных мер.
Финансово-экономический анализ - очень ответственный процесс в процедуре наблюдения, поскольку его результаты имеют большое значение для принятия оптимального решения первым собранием кредиторов.
По окончании наблюдения временный управляющий должен сделать один из следующих выводов:
о возможности восстановления платежеспособности должника и целесообразности введения внешнего управления;
о невозможности восстановления платежеспособности должника и целесообразности введения процедуры конкурсного производства.
По моему мнению, это основной вопрос не только проведения финансово-экономического анализа деятельности должника, но и всей процедуры наблюдения. Его значимость определяется, с одной стороны, дальнейшей судьбой должника, а с другой - требованием наиболее полного учета интересов кредиторов.
Анализ финансового состояния может проводить как сам временный управляющий, так и, по договоренности с ним, соответствующие специалисты. В связи с этим становятся целесообразными и расходы на привлечение к оценке финансового состояния аудиторских и консалтинговых организаций, поскольку от достоверности выводов будут зависеть не только перспективы принятия судебного решения о введении внешнего управления, но и реальная возможность восстановления платежеспособности должника в установленные сроки.
Ранее действовавшие законы о несостоятельности не регламентировали процедуру проведения арбитражным управляющим финансово-экономического анализа деятельности должника.
В июне 2003 г. Правительство РФ устранило пробел в законодательстве и утвердило постановлением от 25 июня 2003 г. N 367 в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа.
Правила определяют принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении.
* * *
Финансовый анализ проводится арбитражным управляющим в целях:
подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства;
определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов;
подготовки плана внешнего управления;
подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству;
подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
В документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются:
дата и место его проведения;
фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и местонахождение саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является;
наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, номер дела, дата и номер судебного акта о введении в отношении должника процедуры банкротства, дата и номер судебного акта об утверждении арбитражного управляющего;
полное наименование, местонахождение, коды отраслевой принадлежности должника;
коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета, рассчитанные поквартально не менее чем за двухлетний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника, и динамика их изменения;
причины утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности;
результаты анализа хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках;
результаты анализа активов и пассивов должника;
результаты анализа возможности безубыточной деятельности должника;
вывод о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника;
вывод о целесообразности введения соответствующей процедуры банкротства;
вывод о возможности (невозможности) покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему (в случае, если в отношении должника введена процедура наблюдения).
В ходе анализа должны использоваться лишь документально подтвержденные данные, а заключения и выводы - основываться на расчетах и реальных фактах. Помимо этого анализом охватываются все важные сферы деятельности должника, в Правилах имеется описание механизмов расчета финансовых показателей и информации, которая должна быть получена в результате.
* * *
С введением в действие постановления Правительства РФ N 367 можно предположить, что Правительство РФ существенно изменило концепцию финансового анализа. Если раньше анализ финансово-хозяйственной деятельности сводился к определению значений финансовых коэффициентов (путем деления одних отчетных данных на другие отчетные данные), то в настоящее время они играют скорее второстепенную роль. Отсутствуют нормативные значения коэффициентов, а также законодательная база, закрепляющая их. В Правилах не указаны какие-либо критерии значений коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника. Несмотря на четкое описание информации, которая должна выявляться в ходе финансового анализа, отсутствуют механизмы ее определения и источники, например, по анализу внешних условий деятельности, анализу рынков, т.е. конкретные значения коэффициентов не являются основой для выводов по финансовому анализу. Поэтому заключение должно основываться на анализе причин, повлекших за собой данную динамику коэффициентов.
Арбитражным управляющим при обосновании своих выводов и заключений по финансовому анализу предоставляется право самостоятельного поиска источников и механизмов определения информации, которая должна быть непосредственно отражена в финансовом анализе.
Государственная политика Правительства РФ сводится к значительному повышению планки в оценке квалификации арбитражных управляющих, т.к. лишь высококвалифицированный арбитражный управляющий сможет выявить причины, повлиявшие на платежеспособность предприятия, провести четко ориентированный комплекс мер на восстановление платежеспособности, вывести предприятие из кризисного состояния.
* * *
Как показывает практика, на предприятиях-банкротах отсутствует большая часть необходимой для анализа информации, реальное состояние должника не соответствует данным его учета. Однако, несмотря на все эти сложности, арбитражные управляющие должны провести анализ финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ N 367.
Опыт анализа хозяйственной и финансовой деятельности несостоятельных предприятий позволяет сформулировать некоторые выводы.
1) Проводимый арбитражным управляющим в рамках процедуры наблюдения анализ финансово-хозяйственной деятельности должен носить комплексный характер.
2) Основная задача осуществляемого комплексного анализа - обоснование арбитражным управляющим антикризисных мероприятий (процедур внешнего управления активами предприятия).
3) С точки зрения направленности проводимый в рамках наблюдения анализ должен носить в первую очередь перспективный характер.
4) Предприятию для регулярного анализа своей деятельности достаточно выбрать не более 10 целевых коэффициентов - наблюдаемых показателей, которые должны определять состояние бизнеса.
5) Выбор коэффициентов производится по значимости их для анализа деятельности конкретного предприятия. Расчет всех возможных коэффициентов в конечном итоге может оказаться абсолютно бесполезным и даже мешать сосредоточиться на действительно полезной информации. Каждый показатель должен "найти" своего пользователя, который может принимать на основании его значения конкретные управленческие решения.
6) Детализированный анализ финансово-экономического состояния предприятия включает следующие этапы:
подготовка к анализу, или предварительный этап (характеристика направлений деятельности предприятия, проверка правильности оформления финансовых документов, проверка баланса на достоверность, проверка общей финансовой отчетности, уточнение схемы анализа по структуре и выбранным коэффициентам, уточнение критериев оценки);
расчет показателей по финансовой отчетности, или расчетный этап (общая структура баланса, структура брутто-баланса, аналитическая структура баланса, расчет аналитических коэффициентов);
оценка результатов анализа, или аналитический этап (проведение анализа и написание аналитического заключения о финансовом состоянии предприятия).
7) Задачи финансового - оценка текущего состояния предприятия и моделирование его будущих состояний при различных прогнозах развития его деятельности.
8) Задачи экономического анализа - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.
9) Полномасштабное исследование деятельности предприятий включает в себя:
анализ положения предприятия на рынке и его способности адаптироваться к условиям экономической конъюнктуры;
анализ финансового состояния предприятия;
анализ внутренней производственной эффективности (анализ использования ресурсов, анализ динамики величины и структуры затрат);
анализ инвестиционной политики и эффективности привлечения средств на нужды финансирования капитальных вложений;
анализ организационной структуры и системы управления компанией, документооборота и распределения полномочий между руководством и подразделениями;
анализ состояния бухгалтерского учета и отчетности (аудиторская экспертиза);
анализ налоговой политики компании и разработку мер по оптимизации платежей в бюджет;
экспертизу информационных систем, обеспечивающих процесс управления предприятием;
общие выводы из анализа хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия; выявленные "узкие места" хозяйственной деятельности предприятия, рекомендации для выработки управленческой политики на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.
* * *
Некачественно или некомпетентно проведенный анализ финансово-экономического состояния должника, включая прогнозные разработки, а также недостаточная обоснованность выводов, сделанных по результатам анализа, могут явиться основной причиной разногласий между временным управляющим и кредиторами по вопросу принятия решения первым собранием кредиторов о предпочтительности последующей процедуры несостоятельности.
Учитывая законодательно закрепленную необходимость проведения финансового анализа (в частности, в ходе процедуры наблюдения) и наличие четкой структуры анализа, определенной Правилами, возникает вопрос: кто должен контролировать арбитражных управляющих по соблюдению требований Правил, и какие меры могут быть применены к нарушителям этих требований? Исходя из анализа норм нового Закона о банкротстве, можно сделать предположение о том, что вышеуказанная функция контроля возложена на саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. Исходя из анализа норм процессуального законодательства, можно предположить, что это - функция арбитражного суда. Законом о банкротстве не предусмотрена процедура проверки арбитражных управляющих по соблюдению требований Правил, а также процедура проверки достоверности данных финансового анализа, вследствие чего и возникают подобные неясности.
На практике при рассмотрении дел о банкротстве, если арбитражный суд может зафиксировать видимые несоответствия структуры финансового анализа требованиям Правил, то правильность внутреннего содержания разделов анализа остается без контроля. А саморегулируемые организации арбитражных управляющих не принимают какого-либо участия в оценке написанных своими подопечными заключений по финансовому анализу. Таким образом, учитывая тот факт, что результаты финансового анализа определяют стратегию дальнейшей процедуры банкротства, при недостоверном анализе достоверность дальнейшей процедуры банкротства можно поставить под вопрос.
В настоящее время аккредитация организаций, имеющих право давать экспертное заключение о достоверности финансовых анализов, планов внешнего управления и финансового оздоровления, отменена.
Вследствие этого перечень лиц, имеющих право предоставлять экспертные заключения, остается открытым. Процедура проведения экспертиз не регламентирована, компетентность специалистов, участвующих в проведении экспертиз, не определена. Несмотря на то, что банкротство стратегически важных предприятий включает в себя комплекс защитных механизмов государства, процедура оценки достоверности анализа таких предприятий тоже остается неурегулированной.
Учитывая то, что результаты финансового анализа являются фундаментом при выборе дальнейшей процедуры банкротства, необходимо законодательно закрепить процедуру и механизмы оценки достоверности финансовых анализов с целью устранения возможных манипуляций банкротством предприятий.
А. Четверкина
"Право и экономика", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила проведения арбитражным управляющим финансово-экономического анализа
Автор
А. Четверкина
"Право и экономика", 2004, N 9