Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
Смоленской области
по образованию и науке
от "16".04.2021 г. N 337-ОД
Положение
о предметных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Смоленской области в 2021 году
Перечень условных обозначений и сокращений
Бланк-копия |
Обезличенные бланки-копии с изображениями письменных развернутых ответов участников экзаменов (форма 2-РЦОИ) |
Бланк-протокол |
Протокол проверки экспертом предметной комиссии результатов выполнения заданий экзаменационной работы с развернутым ответом, в том числе с устным ответом, ответом на задания ЕГЭ, и заданий ГВЭ (форма 3-РЦОИ, форма 3-РЦОИ-У) |
ГВЭ |
Государственный выпускной экзамен |
ГИА |
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования |
ГЭК |
Государственная экзаменационная комиссия Смоленской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования |
Департамент |
Департамент Смоленской области по образованию и науке |
ЕГЭ |
Единый государственный экзамен |
Изображения экзаменационных работ, образцы экзаменационных работ |
Изображения текстов развернутых ответов участников экзаменов, используемые на этапах подготовки и аттестации экспертов предметных комиссий |
Квалификационное испытание |
Испытание для установления уровня квалификации эксперта предметной комиссии |
Квалификация эксперта ПК |
Уровень знаний, умений, навыков (компетенций), характеризующий подготовленность к выполнению; деятельности по проверке заданий с развернутым, в том числе с устным, ответом на задания ЕГЭ, ГВЭ |
КИМ |
Контрольные измерительные материалы |
КК |
Конфликтная комиссия Смоленской области |
Минпросвещения России |
Министерство просвещения Российской Федерации |
Образовательная организация |
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам: среднего общего образования |
ПК |
Предметная комиссия Смоленской области |
ПО |
Программное обеспечение |
Порядок |
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 190/1512 |
ППЭ |
Пункт проведения экзаменов |
Правила формирования и ведения ФИС/РИС |
Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755 |
Развернутые ответы |
Ответы участников экзаменов на задания экзаменационной работы, предусматривающие развернутые ответы, в том числе устные ответы |
РИС |
Региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования |
Рособрнадзор |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
РЦОИ |
Региональный центр обработки информации |
Система согласования |
Система согласования подходов к оцениванию ответов участников экзаменов с целью обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов |
Статус эксперта ПК |
Подтвержденный уровень квалификации эксперта предметной комиссии |
Участники экзамена |
Участники ГИА - обучающиеся, экстерны, допущенные в установленном порядке к ГИА; участники ЕГЭ - выпускники прошлых лет и другие категории лиц, определенные Порядком, допущенные к сдаче ЕГЭ |
ФИПИ |
ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" |
ФИС |
Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования |
ФПК |
Предметная комиссия для проведения ГИА и перепроверки экзаменационных работ в случаях, устанавливаемых Порядком, создаваемая Рособрнадзором |
ФЦТ |
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр тестирования" |
Эксперт ПК |
Лицо, отвечающее требованиям, указанным в Порядке, включенное распорядительным актом Департамента в состав ПК по соответствующему учебному предмету |
ЭМ |
Экзаменационные материалы |
Настоящее Положение о предметных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Смоленской области в 2021 году (далее - Положение) разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами по подготовке и проведению ГИА:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации, обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования";
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.03.2021 N 105/307 "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году";
- приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18.06.2018 N 831 "Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приёма граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестаций обучающихся, освоивших основные образовательные программы, основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы";
- письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12.04.2021 N 10-99 о методических документах, рекомендуемых к использованию при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году.
1. Общие положения
1.1. Проверка экзаменационных работ участников ГИА осуществляется ПК по следующим учебным предметам: русскому языку, математике профильного уровня, физике, химии, биологии, истории, географии, обществознанию, литературе, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский).
1.2. ПК по каждому учебному предмету создает Департамент в соответствии с Порядком.
1.3. Кандидатуры председателей ПК представляются на согласование в Рособрнадзор председателем ГЭК.
1.4. Формирование составов ПК организуется председателем ГЭК по представлению председателей ПК не позднее чем за две недели до начала ГИА.
1.5. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минпросвещения России, Рособрнадзора, методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА, нормативными правовыми документами Департамента, в том числе настоящим Положением.
1.6. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.
1.7. Председатель ПК:
- представляет председателю ГЭК предложения по составу предметной комиссий;
- представляет председателю ГЭК кандидатуры членов предметных комиссий, направляемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;
- по согласованию с руководителем РЦОИ формирует график работы предметной комиссии;
- определяет из числа экспертов ПК лицо, обеспечивающее учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов;
- осуществляет консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ (в том числе устных ответов);
- взаимодействует с руководителем РЦОИ председателем конфликтной комиссии, Комиссией по разработке КИМ;
- представляет в Департамент информацию о случаях нарушения экспертом настоящего Порядка.
1.8. ПК по соответствующему учебному предмету прекращает свою деятельность с момента создания ПК по соответствующему учебному предмету для проведения ГИА в Смоленской области в следующем году.
1.9. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется согласно Порядку формирования предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Смоленской области в 2021 году, утвержденному приказом Департамента.
1.10. ПК формируется из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов. Статус "ведущего", "старшего" или "основного" эксперта присваивается каждому эксперту по результатам квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном Департаментом.
1.11. Распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания; ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
1.12. Департамент обеспечивает работу ПК в помещениях, расположенных в РЦОИ, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и несанкционированного распространения информации ограниченного доступа.
Организация допуска в помещения для работы ПК должна обеспечивать допуск только лиц, определенных Порядком и распорядительными актами Департамента.
1.13. В местах работы ПК могут присутствовать:
- члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;
- должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, должностные лица Департамента - по решению соответствующих органов;
- специалисты РЦОИ, обеспечивающие работу ПК;
- аккредитованные общественные наблюдатели - по желанию.
1.14. В помещениях работы ПК ведется видеонаблюдение, в том числе видеозапись.
1.15. В помещениях работы ПК во время проверки экзаменационных работ эксперты ПК могут использовать дополнительные средства и материалы в соответствии с перечнем, определённым Департаментом по представлению председателя ПК.
1.16. В помещениях работы ПК оборудуются специальные рабочие места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для предоставления возможности экспертам ПК уточнить и (или) проверить изложенные в экзаменационных работах участников экзаменов факты (например, сверка с информацией из источников, проверка приведенных участниками экзаменов фамилий, названий, фактов и т.п.). При необходимости на указанные рабочие места может быть заблаговременно установлено ПО в соответствии с перечнем дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами ПК в помещениях работы ПК во время проверки экзаменационных работ.
1.17. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.
1.18. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, соответствующее решение принимает председатель ПК и (или) руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.
1.19. В период организации и проведения ГИА ПК осуществляет проверку развернутых письменных ответов участников экзаменов в форме ЕГЭ, выполненных на бланках ответов N 2 (в том числе и на дополнительных, бланках ответов N 2); развернутых письменных ответов участников экзаменов в форме ГВЭ, выполненных на бланках ответов (в том числе на дополнительных бланках ответов); устных ответов участников экзаменов в форме ЕГЭ по иностранным языкам; устных ответов участников экзаменов в форме ГВЭ.
1.20. Экзаменационные работы участников экзаменов в форме ЕГЭ проходят следующие виды проверок:
- проверку двумя экспертами ПК (далее - первая и вторая проверки);
в случаях, установленных Порядком:
- проверку третьим экспертом ПК (далее - третья проверка);
- межрегиональную перекрестную проверку;
- перепроверку;
- межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
1.21. Обработка бланков ЕГЭ и ГВЭ, включая проверку ПК ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, ответов на задания текстов, тем, заданий, билетов ГВЭ, должна завершиться в сроки, определенные Порядком.
1.22. Во время работы экспертам ПК запрещается:
- самостоятельно изменять рабочие места;
- копировать и выносить из помещений, выделенных для работы ПК, копии экзаменационных работ, критерии оценивания, бланки-протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;
- иметь при себе и/или использовать средства связи, фото, аудио- и видеоаппаратуру;
- без уважительной причины покидать аудиторию;
- переговариваться с другими экспертами, если речь не идет о консультировании с председателем ПК или с экспертом, назначенным по решению председателя ПК, консультантом.
1.23. В случае нарушения экспертом ПК требований Порядка, а именно недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей, использование статуса эксперта ПК в личных целях, а также игнорирование согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическое допущение ошибок в оценивании экзаменационных работ или нарушение процедуры проведения проверки, председатель ПК направляет в ГЭК информацию о данных фактах. В указанных случаях председатель ПК имеет право отстранить эксперта ПК от работы в ПК, окончательное решение по вопросу исключения эксперта ПК из состава ПК принимает Департамент после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.
1.24. По завершении проверки использованные экспертами материалы (за исключением бланков-протоколов) уничтожаются лицами, определёнными руководителем РЦОИ.
2. Порядок формирования предметных комиссий
2.1. Общие положения
2.1.1. Настоящий Порядок регулирует процедуру формирования предметных комиссий и порядок присвоения статуса экспертам предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Смоленской области в 2021 году.
2.1.2. Формирование составов ПК организуется председателем ГЭК по представлению председателей ПК не позднее чем за две недели до начала ГИА.
2.1.3. Кандидатуры председателей ПК представляются на согласование в Рособрнадзор председателем ГЭК.
2.1.4. Председатели ПК и их заместители назначаются приказом Департамента.
2.1.5. Председатели ПК и их заместители выполняют свои функции с момента назначения до момента утверждения Департаментом председателей ПК для проведения ГИА в следующем году.
2.1.6. Председатель ПК представляет председателю ГЭК предложения по составу предметной комиссии. Численный состав ПК определяется, исходя из количества участников ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки.
2.1.7. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих требованиям настоящего порядка.
2.1.8. Состав ПК по каждому учебному предмету утверждается приказом Департамента.
2.2. Статусы экспертов ПК
2.2.1. Экспертам, вошедшим в состав ПК, по результатам прохождения квалификационных испытаний может быть присвоен один из статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт - статус, присваиваемый председателю и, по усмотрению председателя ПК (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю председателя ПК, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя ПК) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК.
2.2.2. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
- требованиям к экспертам, определенным. Порядком;
- требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;
- требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций;
- требованиям к результатам квалификационного испытания.
2.2.3. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются всем экспертам, включаемым в ПК (кроме председателя ПК), в зависимости от уровня квалификации эксперта. Председателю ПК присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационных испытаниях.
2.2.4. Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам.
2.2.4.1. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях, установленные Порядком:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету.
2.2.4.2. Требования к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА:
- для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт организационной работы в ПК (в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек, допускается отсутствие такого опыта), опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов не менее 3-х лет;
- для присвоения статуса "старший эксперт" опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов не менее 2-х лет;
- для присвоения статуса "основной эксперт" требований к опыту оценивания развернутых ответов участников экзаменов не предъявляется.
2.2.4.3. Требования к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций:
- факты выхода работ на третью проверку по вине эксперта;
- качество проверки работ;
- расхождение с баллами, выставленными во время работы КК.
2.2.5. Для присвоения статуса экспертам создается комиссия.
2.3. Порядок формирования и структура комиссии по присвоению статуса экспертам
2.3.1. Комиссия по присвоению статуса экспертам (далее - Комиссия) в своей деятельности руководствуется: нормативными правовыми актами Минпросвещения России, Рособрнадзора, правовыми актами и инструктивно-методическими документами Департамента, настоящим Порядком.
2.3.2. Состав Комиссии формируется и утверждается приказом Департамента из числа представителей Департамента, организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательные организации): научных, общественных и иных организаций и объединений.
2.3.3. Комиссия создается в количестве не менее 5 человек в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, членов. При формировании Комиссии должна быть исключена возможность возникновения конфликта интересов.
2.3.4. Общее руководство, координацию деятельности Комиссии, контроль за её работой осуществляет председатель.
2.3.5. Делопроизводство Комиссии ведет ответственный секретарь.
2.3.6. Срок полномочий Комиссии - до 31 декабря текущего года.
2.4. Деятельность Комиссии
2.4.1. Информационное и организационно-технологическое обеспечение работы Комиссии осуществляет Департамент.
2.4.2. В целях выполнения своих функций Комиссия вправе:
- запрашивать и получать от заявителей, образовательных организаций, РЦОИ необходимые документы и сведения об экспертах, в том числе их образовании, обучении по программам дополнительного профессионального образования, наличии опыта работы в образовательных организациях и в предметных комиссиях, результаты оценивания работ в предыдущем году, статистику удовлетворенных апелляций, результаты зачетов и квалификационных испытаний;
- привлекать при рассмотрении документов председателей ПК по соответствующему предмету (по мере необходимости).
2.4.3. Комиссия в рамках подготовки к проведению ГИА в период формирования ПК:
- принимает и рассматривает представленные по итогам квалификационного испытания списки кандидатов на присвоение статуса эксперта;
- принимает решение о присвоении статуса "ведущий" эксперт, "старший" эксперт, "основной" эксперт на основании представленных ведомостей результатов квалификационных испытаний, итогов обучения (представляет ГАУ ДПО СОИРО) и сведений о результатах оценивания работ в предыдущие годы, статистике удовлетворенных апелляций (представляет РЦОИ);
- направляет в Департамент информацию о принятых решениях.
2.4.4. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава Комиссии при наличии кворума (2/3 списочного состава). В случае равенства голосов председатель Комиссии имеет право решающего голоса.
2.4.5. Решения Комиссии оформляются протоколами, которые заверяются подписями председателя и ответственного секретаря.
2.4.6. На основе решения Комиссии экспертам выдается сертификат за подписью председателя по форме согласно приложению к настоящему порядку.
2.4.7. Квалификационный статус присваивается эксперту сроком на 1 год.
2.4.8. Комиссия направляет в Департамент и ГЭК список экспертов с указанием статуса для включения их в состав предметных комиссий по соответствующему учебному предмету.
2.4.9. Значение показателей согласованности оценивания для присвоения статуса эксперта итогам квалификационного испытания.
Показатель 1: процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт |
Старший эксперт |
Основной эксперт |
|
Русский язык Иностранные языки Обществознание Литература |
10% |
15% |
25% |
Биология История |
10% |
15% |
20% |
Физика Химия География |
5% |
7% |
10% |
Математика |
0% |
5% |
7% |
Показатель 2: процент заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.
Статус |
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт |
0 |
Старший эксперт |
0 |
Показатель 3: процент экзаменационных работ, ушедших на третью проверку по вине эксперта.
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт |
Старший эксперт |
Основной эксперт |
|
Биология |
5% |
10% |
20% |
География |
5% |
10% |
20% |
Иностранные языки |
10% |
20% |
30% |
История |
10% |
15% |
20% |
Литература |
12% |
15% |
30% |
Математика |
1% |
2,5% |
15% |
Обществознание |
6% |
16% |
22% |
Русский язык |
15% |
20% |
50% |
Физика |
3% |
5% |
15% |
Химия |
0% |
2% |
7% |
2.5. Согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном и региональном уровнях
2.5.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА используется система согласования подходов к оцениванию (далее - система). Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
На федеральном уровне система включает следующие мероприятия для экспертов, имеющих статус ведущих экспертов:
- в рамках очных мероприятий с участием членов комиссий по разработке КИМ обсуждение и выработку подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при оценивании;
- оценивание образцов экзаменационных работ в удалённом режиме:
- анализ результатов оценивания.
На региональном уровне система включает следующие мероприятия:
- внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК, Подготовка экспертов осуществляется под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включает практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА предыдущих лет;
- обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
2.5.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном уровне организуются ФИПИ.
2.5.3. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на региональном уровне организуются Департаментом. Подготовка экспертов проводится в соответствии с образовательными программами с использованием:
- учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru);
- образцов развернутых ответов участников ГИА прошлых лет, представленных РЦОИ.
2.6. Порядок формирования ПК
2.6.1. Председатели ПК осуществляют анализ работы экспертов ПК и статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленными баллами по следующим параметрам:
- количество проверенных работ;
- количество затраченного на проверку времени;
- соответствие требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
2.6.2. Председатели ПК анализируют результаты третьей проверки экзаменационных работ:
- по каждому факту третьей проверки выявляются эксперты, допускающие в ходе первой и второй проверок значительные расхождения с баллами, выставленными третьим экспертом;
- данные о несогласованности суммируются по персоналиям, особо выделяются варианты рассогласования на 2 и более балла, а также технические ошибки, которые свидетельствуют об ошибочных действиях основного эксперта.
2.6.3. Результаты проведенных аналитических мероприятий используются председателями ПК при подготовке экспертов и для составления списка кандидатов в члены ПК на следующий год.
2.7. Порядок проведения подготовки экспертов ПК и допуска лиц, претендующих на включение в ПК, к прохождению квалификационного испытания
2.7.1. Председатели ПК представляют в ГЭК предложения по составу предметных комиссий. Департамент направляет предложения по составу предметных комиссий ГАУ ДПО СОИРО.
2.7.2. ГАУ ДПО СОИРО на основании представлений председателей ПК формирует группы обучения экспертов.
2.7.3. ГАУ ДПО СОИРО совместно с председателями ПК ежегодно проводит обучение членов ПК по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации специалистов "Экспертиза экзаменационных работ ЕГЭ 2021 года" в объеме 24 часов, завершающееся выдачей удостоверения установленного образца о повышении квалификации.
2.7.4. По решению председателя ПК по результатам работы эксперта в ПК эксперты, показавшие уровень согласованности ниже среднего по региону, могут быть приглашены на повторное обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации специалистов "Экспертиза экзаменационных работ ЕГЭ 2021 года" в объеме 24 часов.
2.7.5. По завершении повышения квалификации претендент на включение в ПК допускается к прохождению квалификационного испытания.
2.8. Проведение квалификационного испытания для претендующих на включение в ПК
2.8.1. Квалификационные испытания проводятся в целях определения уровня готовности претендента ПК к объективной проверке работ участников ГИА с дальнейшим присвоением им соответствующего статуса эксперта.
2.8.2. Квалификационные испытания претендентов ПК проводятся на базе ГАУ ДПО СОИРО.
2.8.3. Условием, подтверждающим право на участие в квалификационных испытаниях, является прохождение претендентом ПК обучения по соответствующим образовательным программам.
2.8.4. Квалификационные испытания проводятся в компьютерной форме с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" ФИПИ.
2.8.5. Квалификационные испытания признаются пройденными при условии достижения установленных Департаментом значений показателей согласованности оценивания для присвоения статуса эксперта.
2.8.6. Перед началом квалификационных испытаний участник оставляет личные вещи, а также предметы, запрещенные к использованию, в специально организованном месте.
2.8.7. Участники занимают в аудитории проведения квалификационных испытаний рабочие места, указанные организатором.
2.8.8. Изменение рабочего места участником не допускается.
2.8.9. Каждому участнику предоставляется индивидуальное автоматизированное рабочее место, оборудованное компьютером, отвечающим техническим требованиям, с установленным специализированным программным обеспечением для выполнения заданий квалификационного испытания (далее - программное обеспечение).
2.8.10. На выполнение заданий квалификационных испытаний отводится 60 минут. Прохождение квалификационного испытания включает в себя:
- авторизацию участника в программном обеспечении с использованием специального кода доступа;
- ознакомление с заданиями и ввод ответов на задания;
- получение результата по завершении выполнения заданий.
2.8.11. Во время проведения квалификационных испытаний на рабочем столе участника могут находиться:
- краткая инструкция по проведению квалификационных испытаний;
- код доступа для работы в программном обеспечении;
- черновики;
- гелевая, капиллярная или шариковая ручка;
- лекарства и питание (при необходимости).
2.8.12. Во время проведения квалификационных испытаний запрещается:
а) участникам:
- иметь при себе телефон (иные средства связи, электронно-вычислительную технику и иные средства хранения информации), письменные заметки, справочные материалы, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
- пересаживаться с места на место;
- обмениваться любыми материалами;
- фотографировать или переписывать задания квалификационного испытания;
- обсуждать какие-либо вопросы, в том числе и профессиональные.
б) организаторам и другим лицам, задействованным в организации и проведении квалификационных испытаний:
- иметь при себе средства связи;
- оказывать содействие участникам в выполнении заданий, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
2.8.13. Во время проведения квалификационных испытаний участники могут выходить из аудитории проведения только с разрешения организатора в аудитории. В случае выхода из аудитории во время проведения квалификационных испытаний участники оставляют черновики, инструкции и иные материалы, относящиеся к проведению квалификационного испытания, на рабочем месте.
2.8.14. Результаты квалификационных испытаний участников отображаются в программном обеспечении сразу после завершения выполнения заданий.
2.8.15. Подача апелляции о несогласии с выставленными результатами не предусматривается.
2.8.16. В случае получения неудовлетворительного результата участнику предоставляется возможность пройти испытание повторно в другой день. Сроки прохождения квалификационного испытания согласуются с организатором. Максимально допустимое количество повторных испытаний не превышает трех.
2.8.17. Результаты квалификационных испытаний направляются в комиссию по присвоению статуса экспертам для принятия соответствующего решения.
3. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК
3.1. Состав ПК формируется из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.
3.2. Председателю ПК присваивается статус "ведущего эксперта" без участия в квалификационном испытании.
3.3. Заместителем председателя ПК может быть назначен только эксперт ПК, имеющий статус "ведущий эксперт".
3.4. Эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году и ранее не проверявшие данные работы, могут привлекаться к проведению третьей проверки.
3.5. Эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой; второй и третьей проверки в текущем году и ранее не проверявшие данные работы, могут привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами.
3.6. Эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт ПК", "старший эксперт ПК", имеющие опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы, а также эксперты ПК, которым присвоен статус "основной эксперт ПК", имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы, могут привлекаться для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзаменов, инициированной Департаментом.
3.7. Эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт ПК", могут привлекаться для проведения межрегиональной перекрестной перепроверки в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами.
3.8. Эксперты, которые являются членами ФПК, могут привлекаться для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзаменов, инициированной Рособрнадзором.
3.9. Для проверки экзаменационных работ участников ГИА, отказавшихся от автоматизированной обработки их персональных данных, председатель ПК создает подкомиссию из состава ПК в количестве не менее двух экспертов.
Оценивание ответов части 1 осуществляет председатель ПК с оформлением протокола проверки.
Часть 2 обезличенной экзаменационной работы проверяется независимо двумя экспертами из подкомиссии, результаты оформляются в виде протокола проверки. В случае необходимости выполняется третья проверка председателем ПК.
Проверенную работу и протоколы проверки всех частей работы председатель ПК возвращает руководителю РЦОИ с соблюдением требований информационной безопасности.
В РЦОИ первичные баллы участников переводятся в тестовые согласно Методике определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, утвержденной распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.12.2016 N 3422-10.
4. Организация проверки развернутых ответов
4.1. РЦОИ обеспечивает ПК обезличенными копиями бланков ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов, а также бланками протоколов проверки экзаменационных работ ЕГЭ и ГВЭ.
4.2. Развернутые ответы участников экзаменов в форме ЕГЭ оцениваются двумя экспертами ПК (первая и вторая проверки).
4.3. По результатам первой и второй проверок эксперты ПК, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки развернутых ответов участников экзаменов. Протоколы проверки экзаменационных работ после заполнения передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
4.4. В случае установления существенного расхождения между баллами, выставленными двумя экспертами ПК, работа направляется на третью проверку.
4.5. Эксперт ПК, который будет осуществлять третью проверку экзаменационной работы, оцененной двумя экспертами ПК с существенной разницей, назначается автоматизированно (с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ) из числа экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт ПК" или "старший эксперт ПК", ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
Эксперту ПК, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами ПК, ранее проверявшими экзаменационную работу.
4.6. Эксперт ПК, осуществляющий третью проверку, проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены автоматизированно при распечатке бланка-протокола.
4.7. Распределение работ участников экзаменов между экспертами ПК, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости направления экзаменационном работы на третью проверку осуществляются автоматизированно с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ и уполномоченной Рособрнадзором организации (ФГБУ "ФЦТ").
5. Порядок проведения проверки экзаменационных работ
5.1. Не позднее чем за один месяц до начала проведения экзаменов председатель ПК передает руководителю РЦОИ списочный состав ПК для внесения в РИС информации об экспертах ПК.
5.2. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки ЭМ председатель ПК и руководитель РЦОИ согласуют график работы ПК в период проведения обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету с учетом требований к срокам обработки ЭМ, установленных Порядком. Данная информация используется РЦОИ для назначения в РИС экспертов ПК на проверку экзаменационных работ.
5.3. Списочный состав ПК, направляемый в РЦОИ для внесения в РИС, должен соответствовать списочному составу ПК, указанному в соответствующем распорядительном акте Департамента и содержать информацию о статусе каждого эксперта НК ("основной эксперт ПК", "старший эксперт ПК", "ведущий эксперт ПК") для корректного назначения экспертов ПК на соответствующие проверки.
5.4. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК, проводящих проверку изображений экзаменационных работ, предположительно не заполненных участниками экзаменов (ЕГЭ): бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
5.5. К проверке принимаются письменные развернутые ответы участников экзаменов (ЕГЭ), выполненные только на бланках ответов N 2 и дополнительных бланках ответов N 2, установленной Рособрнадзором формы, и заполненные в соответствии с Правилами заполнения бланков ЕГЭ.
5.6. В рамках проверки экзаменационных работ (ЕГЭ) ПК по соответствующему учебному предмету экспертами ПК могут быть выявлены экзаменационные работы, в которых:
а) бланк ответов N 2 (лист 1) и бланк ответов N 2 (лист 2) содержат знаки "Z";
б) развернутые ответы, оформленные на бланке ответов N 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов N 2, расположены на фоне проставленного знака "Z";
в) пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов N 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов N 2, при этом бланк ответов N 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).
Во всех описанных выше случаях (а также при выявлении подобных случаев) эксперту ПК необходимо произвести оценивание работы по критериям оценивания в полном объеме.
При выявлении случаев, указанных в подпунктах "б" и "в" подпункта 4.6 настоящего Положения, а также других случаев, свидетельствующих о возможном, нарушении Порядка, эксперту ПК необходимо проинформировать председателя ПК, который, в свою очередь, информирует председателя ГЭК о выявленной экзаменационной работе с указанием всей необходимой информации об указанной экзаменационной работе. Председатель ГЭК рассматривает информацию, полученную от председателя ПК. В данном случае ГЭК рекомендуется провести служебную проверку по указанному выше факту в целях исключения нарушения пункта 64 Порядка, а именно выполнение участником экзамена экзаменационной работы несамостоятельно, с помощью посторонних лиц.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктах "б" и "в" подпункта 4.6" имеется в виду "подпунктах "б" и "в" подпункта 5.6"
5.7. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные от уполномоченной Рособрнадзором организации (ФГБУ "ФЦТ") в день проведения экзамена, и проводит в течение не менее часа оперативное семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов (ЕГЭ) на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии, Рекомендуется провести повторное оперативное семинар-согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом ПК определенного количества первых экзаменационных работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию.
5.8. В целях обеспечения согласованной работы экспертов ПК председатель ПК может назначить из числа экспертов ПК, имеющих статус "ведущий эксперт ПК" или "старший эксперт ПК", консультантов, к которым могут обращаться эксперты ПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников экзаменов.
Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях для работы ПК таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов ПК.
5.9. В целях повышения уровня объективности оценивания развернутых ответов участников экзаменов председатель ПК или назначенный им эксперт ПК может использовать рабочие места, оборудованные выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", для предоставления экспертам ПК возможности уточнить и (или) проверить изложенные в экзаменационных работах участников экзаменов факты (например, сверка информации с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).
5.10. Проверку развернутых ответов участников экзаменов эксперты ПК осуществляют, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов.
5.11. Развернутые ответы участников экзаменов (ЕГЭ) оцениваются двумя экспертами ПК независимо друг от друга. Оба эксперта ПК, проверяющие одну работу, выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается по нескольким критериям) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
5.12. Эксперт ПК, который оценивает письменные развернутые ответы участников экзаменов (ЕГЭ), получает рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:
- бланк-копия (не более 10 штук в одном рабочем комплекте);
- бланк-протокол;
при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного ПО, и бланк-протокол проверки экспертом ПК устных ответов (форма 3-РЦОИ-У). Бланк-копия является изображением бланка ответов N 2 участника экзамена (ЕГЭ) и дополнительных бланков ответов N 2, если они заполнялись участником экзамена (ЕГЭ), в регистрационной части которого указаны:
- код бланка-копии;
- информация об эксперте ПК, назначенном на проверку экзаменационных работ, включенных в данный рабочий комплект (фамилия, имя, отчество эксперта ПК, код эксперта ПК);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующий данному коду бланка-копии;
- номер варианта КИМ;
- номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;
- код субъекта Российской Федерации;
- баллы, выставленные двумя экспертами ПК, ранее проверявшими данную экзаменационную работу (в случае, когда экзаменационная работа направлена на третью проверку).
Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий, включенных в полученный рабочий комплект, и поля для внесения экспертами ПК баллов за ответы.
В регистрационной части бланка-протокола указаны:
- информация об эксперте ПК, назначенном на проверку бланка-копии (фамилия, имя, отчество эксперта ПК, код эксперта ПК);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола;
- код субъекта Российской Федерации.
Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
5.13. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта ПК в РЦОИ с учетом графика работы ПК.
5.14. Председатель ПК (или его помощник(и) - для больших ПК, размещенных в нескольких помещениях) получает готовые рабочие комплекты экспертов ПК от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).
5.15. Эксперты ПК проводят проверку экзаменационных работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов. Рекомендуется использовать черновики бланков-протоколов, не содержащие переменной информации: номеров работ, данных об эксперте ПК и т.п.), в которые эксперты ПК выставляют баллы до их внесения в бланк-протокол.
5.16. В случае возникновения у эксперта ПК затруд
<< Назад |
Приложение >> N 1. Инструкция для председателя ПК |
|
Содержание Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 16 апреля 2021 г. N 337-ОД "Об утверждении Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.