Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1078993-7 "О внесении изменений в статьи 4.6 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2020 года N 28-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4.6 и части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда". Данным Постановлением положения статьи 4.6 и части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не позволяют определить порядок исчисления срока, в течение которого лица, уплатившие административный штраф в половинном размере до вступления постановления о его назначении в законную силу, считаются подвергнутыми административному наказанию.
В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный Суд) постановил, что до внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование указанные положения Кодекса должны рассматриваться как устанавливающие, что для лиц, уплативших административный штраф в половинном размере до вступления постановления о его назначении в законную силу, срок, в течение которого такие лица считаются подвергнутыми административному наказанию, оканчивается по истечении года со дня уплаты назначенного им административного штрафа. При этом Конституционный Суд отметил, что такое регулирование создает дополнительные преимущества при исчислении срока административной наказанности и привлечении к ответственности за повторное совершение такого же административного правонарушения, поскольку при таком исчислении срок административной наказанности для данных лиц может оказаться менее года (далее - "преимущество"), и в этой связи Конституционный Суд указал, что законодатель не лишен возможности установить новое регулирование так, чтобы не предоставлять такого "преимущества".
Проектом федерального закона предлагается изложить в новой редакции статью 4.6 Кодекса, выделив отдельно в часть 2 порядок исчисления срока, в течении которого лицо, уплатившее административный штраф в срок до дня вступления в законную силу соответствующего постановления, считается подвергнутым административному наказанию. Предусматривается, что указанное лицо считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа. Таким образом, изменения Кодекса, предлагаемые законопроектом, имеют общий характер и будут касаться не только административных штрафов, назначенных за отдельные правонарушения и уплаченных в половинном размере, но и уплаты всех административных штрафов, назначенных в соответствии с Кодексом и уплаченных до вступления в силу соответствующих постановлений.
По концепции законопроекта считаем необходимым отметить, что в названном постановлении Конституционный Суд характеризует такой подход ("преимущество") как усиливающий стимулирующий эффект части 1.3 статьи 32.2 Кодекса, в которой установлена возможность уплаты административного штрафа, назначенного за ряд правонарушений в области дорожного движения в половинном размере. Также Конституционный Суд подчеркнул, что для этих случаев законодатель не предусмотрел специальных правил исчисления срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
При этом стоит отметить, что возможность уплаты административных штрафов со "скидкой" исключена в случаях совершения более серьезных правонарушений в области дорожного движения и установление проектом "преимущества" для данной категории правонарушителей представляется нелогичным.
На наш взгляд, применение данного подхода и соответственно "преимущества" ко всем административным штрафам, а не только к тем, для которых Кодексом предусмотрена возможность уплаты в половинном размере (1.3 и 1.3-1 статьи 32.2 Кодекса) и о которых говорил Конституционный Суд, не в полной мере отвечает целям превенции правонарушений, реализуемой посредством установления повышенной ответственности за совершение правонарушений повторно, а также путем определения правил исчисления срока административной наказанности.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.