Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1100176-7 "О внесении изменения в статью 1515 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (о компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак)",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1100176-7 "О внесении изменения в статью 1515 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект) направлен на определение механизма снижения компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак ниже предела, установленного Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). Размер компенсации может быть снижен судом, если многократно превышает величину причиненных правообладателю убытков. При этом размер данной компенсации не может быть менее стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
В основе настоящего Законопроекта лежит Постановление Конституционного Суда РФ от 24.07.2020 N 40-П "По делу о проверке конституционности подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда", в соответствии с которым подпункт 2 пункта 4 статьи 1515 ГК Российской Федерации признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 и 55 (часть 3), в той мере, в какой эта норма в системной связи с общими положениями ГК РФ о защите исключительных прав, в том числе с пунктом 3 его статьи 1252, не позволяет суду при определении размера компенсации, подлежащей выплате правообладателю в случае нарушения индивидуальным предпринимателем при осуществлении им предпринимательской деятельности исключительного права на один товарный знак, снизить с учетом фактических обстоятельств конкретного дела общий размер компенсации, если такой размер многократно превышает величину причиненных правообладателю убытков (притом что убытки поддаются исчислению с разумной степенью достоверности, а их превышение должно быть доказано ответчиком) и если при этом обстоятельства конкретного дела свидетельствуют, в частности, о том, что правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем впервые и что использование объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другим лицам, с нарушением этих прав не являлось существенной частью его предпринимательской деятельности и не носило грубый характер.
При принятии названного Законопроекта необходимо учитывать внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проект федерального закона N 198171-7 "О внесении изменения в статью 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации" на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 13.12.2016 N 28-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 статьи 1301, подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Арбитражного суда Алтайского края", которым были признаны несоответствующими Конституции РФ нормы о компенсации за нарушение исключительного права в отношении всех результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, в отношении которых применяется компенсация за нарушение исключительного права, при некоторых аналогичных условиях, предусмотренных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.07.2020 N 40-П.
По мнению Комитета, с одной стороны, предлагаемый механизм снижения размера учитывает достаточно узкий круг ситуаций, при которых возможно снижение размера компенсации, что может послужить поводом для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации в аналогичных или других ситуациях, а с другой стороны, снижение размера компенсация должно носить исключительный, разовый характер и не стать общим правилом в правоприменительной практике, в противном случае значение компенсация как наиболее эффективного способа защиты прав авторов и иных правообладателей, будет утрачено.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ компенсация за нарушение исключительного права взыскивается вместо возмещения убытков. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Однако при снижении размера компенсации в соответствии с механизмом, предлагаемым в Законопроекте, размер компенсации за нарушение исключительного права при ее снижении не может быть менее стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака, что может стать предметом необходимости доказывания правообладателем и соответственно ухудшает его правовое положение по сравнению в том числе с общими нормами статьи 1252 ГК РФ.
Законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению документов (редакция 2021 года).
С учетом вышеизложенных замечаний и исходя из концепции Законопроекта Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1100176-7 "О внесении изменения в статью 1515 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (о компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.