Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 августа 2004 г. N КА-А40/5396-04
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Концерн РРС" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции МНС России N 6 по Центральному административному округу г. Москвы (далее - Инспекция) о признании недействительным решения налогового органа от 11.11.03 N 04-15/53 в части привлечения Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на добавленную стоимость за 2002 год в связи с применением налоговой льготы, установленной п.п. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 27.01.2004 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о несоответствии упомянутого акта в оспоренной части пункту 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке ст. 284 АПК Российской Федерации в связи с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявления со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество ссылается на несостоятельность ее доводов в связи с неправильным толкованием ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Отзыв соответствует требованиям ст. 2, 79 АПК Российской Федерации, приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители Общества возражали против этих доводов по мотивам, изложенным в судебном акте и представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы и отзыве на нее, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе выездной налоговой проверки за период 2002 года Инспекция установила, что налогоплательщик не облагал налогом оборот по реализации услуг по предоставлению жилых домов в аренду юридическим лицам и в найм - физическим лицам вследствие неправомерного неправомерного применения льготы, установленной п.п. 10 п. 2 ст. 149 НК Российской Федерации. Факт выявленного нарушения отражен в акте проверки от 25.06.03, по результатам рассмотрения которого принято решение от 11.11.03 N 04-15/53 и направлено требование N 04-08/14758 об уплате налогов и пени по состоянию на 12.11.2003.
Решение налогового органа оспорено в судебном порядке в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату в 2002 году НДС в связи с освобождением от налогообложения услуг по предоставлению в пользование жилых помещений юридическим и физическим лицам, а также предложения уплатить соответствующие налог и пени.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из наличия у заявителя права на применение спорной налоговой льготы.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
Согласно ст. 27 Федерального закона "О введении в действие части 2 Налогового кодекса Российской Федерации" от 05.08.2000 N 118-ФЗ, подпункт 10 пункта 2 ст. 149 части второй Кодекса вводится в действие с 1 января 2004 года. До 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по обеспечению технического и санитарного состояния в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Между тем, Инспекция указывает на занижение налога, поскольку жилые помещения сдавались юридическим лицам в аренду, а физическим - в найм с предоставлением в пользование мебели, белья, электробытовых приборов, что свидетельствует об использовании жилья в гостиничных целях. По мнению налогового органа, ст. 27 названного Закона устанавливает ограничения в отношении льготы по НДС применительно к представлению жилья в аренду или использования его в гостиничных целях.
Применяя данную норму права, при оценке фактических обстоятельств по настоящему делу, суд не согласился с правовой позицией налогового органа и обоснованно исходил из того, что из содержания статьи однозначно невозможно определить, исключается ли предоставление жилого помещения в аренду или его использование в гостиничных целях при налогообложении услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности или такое исключение касается только случаев предоставления жилья в общежитиях.
В законодательстве о налогах и сборах отсутствует определение понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений". Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Пункт 5 статьи 38 Налогового кодекса РФ определяет услугу, которой для целей налогообложения как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Главой 35 Гражданского кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование физическим лицам на основании договора найма, юридическим лицам - на основании договора аренды или иного договора.
Услуги по предоставлению в пользование жилых помещений оказываются гражданам по договору найма или юридическим лицам на основании договора аренды, поскольку действующее законодательство четко предусматривает, что жилое помещение может быть использовано только для проживания в нем (ст. 671 ГК РФ).
Таким образом, договор найма жилого помещения и его аренда являются одними из форм предоставления жилых помещений в пользование.
Поскольку действие по предоставлению жилых помещений не имеет материального выражения, право на пользование этих помещений реализуется в процессе пользования помещениями в жилищном фонде всех форм собственности.
При рассмотрении данного спора, основанном на различном толковании налогоплательщиком и налоговым органом вышеназванной нормы Федерального закона в связи с ее неопределенностью, суд обоснованно сослался на п. 6 ст. 3 НК РФ, п. 4 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5, применил положение п. 7 ст. 3 НК РФ и пришел к правильному выводу о льготировании реализованных ЗАО "Концерн "РРС" услуг по предоставлению жилых помещений в пользование (аренду) юридическим лицам и физическим лицам - в найм.
При этом довод налогового органа об использовании жилого помещения в гостиничных целях проверялся судом и обоснованно отклонен.
Суд дал правовую оценку договору от 19.08.02 N 192, применительно к Правилам предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства России от 25.04.97 N 490 (далее - Правила), п. 1 ст. 671, ст. 426 ГК РФ и пришел к выводу об отсутствии оснований утверждать об использовании жилья в гостиничных целях.
Доказательств выполнения заявителем услуг, подпадающих под действие вышеназванных Правил, Инспекция не представила.
Факт реализации услуг по предоставлению заявителем в пользование жилых помещений установлен материалами дела и налоговым органом не оспаривается.
Вместе с тем, Инспекция не учла, что в ст. 3 Налогового кодекса РФ под равенством налогообложения понимается прежде всего равенство субъектов налогообложения, а также недопустимость различного применения налогов исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Той же статьей Налогового кодекса РФ запрещается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности налогоплательщика, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
В упомянутом налоговым органом Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001, изложена правовая позиция, в соответствии с которой экономическая обоснованность налогов должна подразумевать отсутствие произвола в установлении налогов и исключение предоставления преимуществ тому или иному налогоплательщику в зависимости от его организационно-правовой формы, формы собственности и т.д. Исходя из этого, утверждение Инспекции о нарушении принципа освобождения от НДС операций по предоставлению в аренду жилья только в общежитиях, абсолютно необоснованно.
Поскольку Общество правомерно применило налоговую льготу, отсутствует в силу ст. 109 Налогового кодекса РФ привлечение заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 названного Кодекса неправомерно.
Доводы жалобы, дающие неверное толкование нормы права и направленные на переоценку правильно установленных судом обстоятельств, не свидетельствует о судебной ошибке по делу.
При таких обстоятельствах оснований к отмене обжалованного судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от Арбитражного суда города Москвы от 27 января 2004 года по делу N А40-50709/03-111-577 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции N 6 по Центральному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании подпункта 10 пункта 2 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
В то же время в соответствии со ст.27 Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ указанное положение ст.149 НК РФ вводится в действие с 1 января 2004 г. До 1 января 2004 г. освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
В ходе рассмотрения комментируемого дела решался вопрос о возможности применения в 2003 году вышеуказанной льготы по НДС обществом, сдающим жилые помещения в аренду юридическим лицам и в найм физическим лицам.
Как указал суд, норма ст.27 Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118 в силу своей неопределенности не позволяет точно выяснить ее содержание применительно к рассматриваемой ситуации, поскольку однозначно невозможно определить, на какие именно услуги распространяется исключение, касающееся использования жилья в гостиничных целях, - только на общежития или на весь жилой фонд независимо от форм собственности.
Кроме того, на основании исследованных материалов дела, и соотнеся положения договоров аренды и найма с положениями Правил предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 г. N 490, суд пришел к выводу о том, что услуги по предоставлению жилых помещений в аренду и в найм, оказываемые обществом, не относятся к гостиничным услугам.
Также на основании анализа ст.671 ГК РФ суд пришел к выводу о том, что предоставление жилья в аренду и в найм являются формами предоставления жилых помещений в пользование.
Таким образом, общество правомерно не исчисляло и не уплачивало НДС при предоставлении жилья на условиях аренды и найма.
Оставляя без удовлетворения кассационную жалобу налоговой инспекции, суд оставил без изменений решение суда первой инстанции.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 августа 2004 г. N КА-А40/5396-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании