Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 июля 2004 г. N КГ-А40/5829-04
(извлечение)
Заместитель прокурора г. Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Специализированному государственному унитарному предприятию по продаже имущества города Москвы (далее - СГУП по продаже имущества г. Москвы), Обществу с ограниченной ответственностью "Ирма-Центр" (далее - ООО "Ирма-Центр") и Департаменту имущества города Москвы (далее - ДИГМ) о признании недействительным договора ВАМ-МКИ1 N 19564 от 26.03.03 купли-продажи нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, Коровинское шоссе, д. 29, корп. 1, заключенного между СГУП по продаже имущества г. Москвы и ООО "Ирма-Центр" и о применении последствий недействительности сделки в виде возврата ООО "Ирма-Центр" денежных средств в размере 3.831.470 руб. 00 коп., перечисленных во исполнение договора.
Определением от 22.01.04 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент финансов города Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.02.04 исковые требования удовлетворены: договор купли-продажи ВАМ-МКИ1 N 19564 от 26.03.03 признан недействительным, применены последствия недействительности сделки в виде возврата обществу полученных за выкуп спорных нежилых помещений денежных средств в размере 3.831.470 руб. 00 коп. В отношении ДИГМ в иске отказано.
При этом суд исходил из того, что выкуп спорных нежилых помещений произведен способом, не предусмотренным законодательством о приватизации, а именно ст.ст. 16, 26 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".
Постановлением апелляционной инстанции от 12.05.04 решение оставлено без изменения с подтверждением содержащихся в нем выводов.
На принятые по делу судебные акты СГУП по продаже имущества г. Москвы подана кассационная жалоба, в которой заявитель просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить в части обязания возвратить ООО "Ирма-Центр" денежные средства и взыскания государственной пошлины, ссылаясь при этом на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, судами неправомерно не применены положения ст. 36 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и не указаны мотивы неприменения данной нормы права. Заявитель полагает себя ненадлежащим ответчиком в части требования о возврате денежных средств, полученных за выкуп спорных нежилых помещений, поскольку в настоящий момент средства от приватизации и продажи имущества перечисляются на счета Департамента финансов Москвы и у СГУП по продаже имущества г. Москвы отсутствует возможность возвратить средства при расторжении договора купли-продажи объекта приватизации.
Кроме того заявитель не согласен с взысканием с него по решению суда в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 2.000 руб., поскольку, по его мнению, в соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 42 Федерального закона от 21.12.01 "О приватизации государственного и муниципального имущества" он освобожден от уплаты государственной пошлины в судах.
В судебном заседании представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал, представитель истца возражал против ее удовлетворения, считая, что суды первой и апелляционной инстанций полностью выяснили и оценили фактические обстоятельства и приняли законные и обоснованные судебные акты.
Извещенные надлежащим образом ООО "Ирма-Центр", ДИГМ, Мосрегистрация и Департамент финансов города Москвы своих представителей в суд не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили. Представители истца и первого ответчика не возражали против рассмотрения жалобы в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со ст. 286 АПК РФ законность принятых по делу решения и постановления, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций государственное имущество - нежилые помещения общей площадью 374, 0 кв.м, расположенные по адресу: г. Москва, Коровинское шоссе, д. 29, корп. 1, отчуждены в собственность ООО "Ирма-Центр" способом, не предусмотренным законодательством о приватизации. Имущество выкуплено лицом без проведения конкурса либо аукциона, что противоречит положениям ст.ст. 16, 26 Федерального закона от 21.07.97 "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", поскольку ООО "Ирма-Центр" не является предприятием, арендовавшим государственное или муниципальное имущество, договор аренды нежилых помещений не содержит условия о его выкупе арендатором.
Суды обеих инстанций, рассматривая спор, правильно квалифицировали взаимоотношения сторон и пришли к выводу о приватизации спорного нежилого помещения и необходимости применения к этим отношениям законов о приватизации в соответствии со ст. 217 ГК РФ.
В момент заключения договора аренды, принятия решения Комиссией по продаже объектов нежилого фонда г. Москвы и издания Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы распоряжения N 1878-р от 19.04.02 о продаже указанных объектов в собственность ООО "Ирма-Центр" порядок приватизации государственного и муниципального имущества регулировался Федеральным законом от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", и в части, не противоречащей указанному закону, Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284, Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535.
Судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о проведении сделки приватизации с нарушением положений указанных нормативных актов, а именно ст.ст. 16, 26 Федерального закона от 21.07.97 "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", п.п. 2.6. и 5.14.6. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации и п. 4.5. Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, поскольку избранный способ приватизации не предусмотрен указанными нормативными актами. Законодательство же субъектов Российской Федерации не может противоречить федеральному и изменять способы приватизации.
Доводы кассационной жалобы о том, что СГУП по продаже имущества г. Москвы является ненадлежащим ответчиком в части требования об обязании возвратить ООО "Ирма-Центр" полученные за выкуп спорных нежилых помещений денежные средства в размере 3.831.470 руб. 00 коп., судом кассационной инстанции отклоняются.
Согласно договора купли-продажи нежилых помещений ВАМ-МКИ1 N 19564 от 26.03.03 продавцом государственного имущества выступает СГУП по продаже имущества г. Москвы. Именно на его счет во исполнение указанного договора ООО "Ирма-Центр" начиная с 15.03.02 по 30.10.2002 перечислило денежные средства в размере 3.831.470 руб. 00 коп. На момент перечисления денежных средств Положение о порядке взаимодействия Департамента финансов Москвы, Департамента имущества города Москвы и Специализированного государственного унитарного предприятия по продаже имущества города Москвы по учету и контролю за поступлением средств от приватизации и продажи имущества в условиях казначейского метода исполнения бюджета Москвы от 19.11.02 утверждено не было. Таким образом, Департамент финансов Москвы не может быть признан надлежащим ответчиком по требованию о применении последствий недействительности сделки.
Недействительная сделка в силу п. 1 ст. 167 ГК РФ не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. В соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Поскольку переход права собственности на указанные в договоре нежилые помещения до настоящего времени не осуществлен, другая сторона - СГУП по продаже имущества г. Москвы - обязана возвратить уплаченные по договору денежные средства.
Необоснованными признаются также доводы кассационной жалобы относительно возражений против взыскания со СГУП по продаже имущества г. Москвы государственной пошлины в доход федерального бюджета. Ссылка на ч.ч. 1, 3 ст. 42 Федерального закона от 21.12.01 "О приватизации государственного и муниципального имущества" неправомерна, поскольку в соответствии с указанными нормами права от уплаты государственной пошлины в судах освобождаются специализированные государственные учреждения, осуществляющие по специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества, в случаях представления государственных интересов СГУП по продаже
Имущества г. Москвы по своей организационно-правовой форме учреждением не является и в данном процессе государственные интересы не защищает.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 12 февраля 2004 года и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 12 мая 2004 года по делу N А40-50672/03-63-538 оставить без изменения, а кассационную жалобу Специализированного государственного унитарного предприятия по продаже имущества города Москвы - без удовлетворения.
Взыскать со Специализированного государственного унитарного предприятия по продаже имущества города Москвы в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Отменить приостановление исполнения решения суда от 12 февраля 2004 года по делу N А40-50672/03-63-538, введенное определением ФАС МО от 22 июня 2004 года N КГ-А40/5829-04.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2004 г. N КГ-А40/5829-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании