В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 27.01.2021 г. N 01/210 "Об утверждении дорожной карты по совершенствованию и развитию механизмов управления качеством образования в Челябинской области на 2021 год" с целью обеспечения системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемую методику мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области (далее именуется - методика мониторинга качества дошкольного образования).
2. Управлению общего образования Министерства образования и науки Челябинской области (Тюрина Е.А.) организовать внедрение методики мониторинга качества дошкольного образования для образовательных организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
3. Определить:
1) ответственным за научно-методическое и организационно-аналитическое внедрение методики мониторинга качества дошкольного образования государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Челябинский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования" (Хохлов А.В.);
2) ответственным за информационно-технологическое внедрение методики мониторинга качества дошкольного образования государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А.).
4. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Челябинский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования" (Хохлов А.В.):
1) в срок до 01 июня 2021 года подготовить дорожную карту научно-методического и организационно-аналитического сопровождения внедрения методики мониторинга качества дошкольного образования в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организациях, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
2) обеспечить научно-методическое и организационно-аналитическое сопровождение внедрения методики мониторинга качества дошкольного образования в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организациях, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
3) осуществлять в соответствии с утвержденной методикой мониторинга качества дошкольного образования анализ результатов мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области.
5. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А.):
1) в срок до 01 июля 2021 года разработать информационный ресурс для проведения мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области;
2) в срок до 01 августа 2021 года провести региональный мониторинг качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области с предоставлением данных для проведения анализа результатов мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, областным государственным образовательным организациям, функции и полномочия учредителя в отношении которых выполняет Министерство образования и науки Челябинской области, реализующим образовательные программы дошкольного образования, обеспечить:
1) внедрение методики мониторинга качества дошкольного образования в образовательных организациях, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
2) применение методики мониторинга качества дошкольного образования в рамках муниципальных механизмов управления качеством образования.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования и науки Челябинской области Коузову Е.А.
Министр |
А.И. Кузнецов |
Утверждена
приказом Министерства
образования и науки
Челябинской области
от 25 мая 2021 г. N 01/1498
Методика
мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области
1. Обоснование системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области
Проблема оценки качества дошкольного образования является одним из основных инновационных трендов развития единой системы оценки качества образования (ЕСОКО). Отбор содержания и процедур оценки качества дошкольного образования осуществляется в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровней в сфере оценки качества образования, а также положениями, представленными в Концепции региональной (обновленной) системы оценки качества образования (Челябинская область), являющейся нормативным и методологическим основанием оценки качества образования Челябинской области в целом и дошкольного образования, как ее подсистемы.
Стратегическая цель системы оценки качества общего образования Челябинской области - получение и доведение до всех участников образовательных отношений достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования (в том числе о факторах и причинах, влияющих на его уровень) для формирования востребованной информационной основы принятия эффективных управленческих решений в контексте вертикали управления системой образования Челябинской области, описание единых стратегических и тактических подходов для обеспечения и (или) совершенствования качества дошкольного образования в Челябинской области.
Данная цель в полной мере отражена в целевой установке, закрепленной государственной программой Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области".
Конкретизация и технологизация стратегической цели системы оценки качества общего образования Челябинской области применительно к системе дошкольного образования осуществлена в данной методике в соответствии с критериями и показателями оценки системы мониторинга качества дошкольного образования федерального мониторинга эффективности механизмов управления качеством образования (уровни субъектов РФ и муниципальных образований субъектов РФ).
Систематизация оценки качества дошкольного образования в контексте ЕСОКО и региональной системы оценки качества образования (РСОКО), определение структуры, содержания и технологии мониторинга результативности такой системы, определение вариантов управленческих решений - основное целевое назначение данной методики системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области. Концепция РСОКО рассматривается в ней как нормативное и методологическое основание оценки качества дошкольного образования Челябинской области, а методики федеральных мониторингов эффективности механизмов управления качеством образования - ее организационной и содержательной основами.
Таким образом, обоснованной является структура методики системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области, отражающая через содержательные разделы единство всех этапов управленческого цикла: общая характеристика системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области; ее цели; показатели, методы сбора и обработки информации; мониторинг показателей и единство подходов к осуществлению мониторинга показателей качества дошкольного образования; описание мониторинга показателей качества дошкольного образования (оценка качества образовательных программ дошкольного образования, оценка качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, оценка качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях, оценка качества реализации адаптированных основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях, оценка качества взаимодействия с семьей, оценка качества обеспечения здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу, оценка качества управления дошкольной образовательной организацией); анализ результатов мониторинга качества дошкольного образования и адресные рекомендации по результатам анализа; направленность управленческих решений по результатам мониторинга и анализ эффективности принятых мер по результатам мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области. Неотъемлемой частью методики является также приложение - карта критериев и параметров мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области, содержание которой будет положено в основу модуля "Мониторинг ФГОС дошкольного образования" региональной информационной системы "Мониторинг ФГОС".
2. Общая характеристика системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области. Цели системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливает необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации (ст. 8, п. 11, ч. 1.).
Одним из условий решения такой задачи государственной программой Российской Федерации "Развитие образования на 2018 - 2025 годы" определено развитие единой общероссийской системы оценки качества образования на всех уровнях образования. При этом важно понимание, что Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вывел образовательные результаты обучающихся дошкольных образовательных организаций за рамки систем контроля, надзора и мониторинга состояния системы дошкольного образования. В то же время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил требования к системе дошкольного образования по реализации качественных образовательных программ дошкольного образования, по обеспечению качественных образовательных условий и качества образовательного процесса, что в совокупности позволит каждому дошкольнику достичь лучших для себя результатов освоения образовательной программы дошкольного образования. Для реализации всех федеральных требований к качеству дошкольного образования необходима его оценка (внутренняя - со стороны образовательных организаций дошкольного образования и внешняя - на уровнях муниципальном (учредительском), региональном, федеральном). Интеграция такой оценки делает целесообразной формирование и осуществление региональной системы мониторинга качества дошкольного образования.
Целью системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области является обеспечение контроля и оценки выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и других федеральных требований к качеству дошкольного образования в образовательных организациях Челябинской области, реализующих образовательные программы дошкольного образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по полномочиям дошкольного образования. По результатам процедур контроля и оценки качества дошкольного образования формируется (в том числе в динамике) объективная информационная основа реализации аналитических и управленческих мероприятий, обеспечивающих управление качеством дошкольного образования на всех уровнях системы образования Челябинской области (региональном - развитие в рамках развития РСОКО, муниципальном - в рамках муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО), институциональном - в рамках внутренних систем оценки качества образования (ВСОКО).
Система мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области направлена на решение задач, оценки:
обеспечить оценку соответствия реализуемых образовательных программ дошкольного образования требованиям, в том числе адаптированных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях;
обеспечить оценку качества образовательной деятельности через достижение планируемых результатов социально-коммуникативного, речевого, физического, художественно-эстетического, познавательного развития;
осуществить оценку качества образовательных условий (кадровые, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
осуществить оценку качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
провести оценку обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
оценить качество управления дошкольной образовательной организацией.
Цели и задачи системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области относятся к целевому компоненту РСОКО и соотносятся с ее результативным компонентом.
Методика определяет, что отбор содержания и процедур оценки качества дошкольного образования в рамках системы мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области осуществляется в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровней в сфере оценки качества образования, а также соответствует подходам содержательного и процессуального компонентов региональной системы оценки качества образования (Концепция (обновленная) системы оценки качества образования (Челябинская область).
3. Показатели, методы сбора и обработки информации в системе мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области
Показатели, методы сбора и обработки информации в системе мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области выступают процедурной частью региональной системы оценки качества образования в целом и системы оценки качества дошкольного образования, в частности.
В контексте федеральной методики оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления система мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области включает в себя оценку заявленных показателей федерального мониторинга:
качество образовательных программ дошкольного образования;
качество образовательной деятельности (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие);
качество образовательных условий (кадровые, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
качество адаптированных основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях;
качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
обеспечение здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу;
качество управления дошкольной образовательной организацией.
Методикой мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области определен комплекс параметров оценивания каждого из выше названных показателей. Обобщенная карта критериев и параметров мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области представлена в приложении к данной методике. Этим обеспечивается единство подходов к осуществлению мониторинга показателей качества дошкольного образования.
Методами сбора информации на уровне дошкольной образовательной организации являются:
непосредственные наблюдения за деятельностью педагогов, изучение документации (основной и/или адаптированной основной образовательной программы, рабочих программ воспитателей, программа развития образовательной организации), отзывы родителей (законных представителей) детей в открытых источниках, а также - данные информационных систем, в том числе официального сайта образовательной организации.
Методами сбора информации на уровне органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (учредительский уровень) являются:
результаты реализации муниципальных программ развития образования и целевых проектов в сфере дошкольного образования; данные информационных систем, в том числе официального сайта образовательной организации; результаты независимой оценки качества образования, результаты внешних (в том числе региональных и федеральных) процедур оценки качества образования; программа развития образовательной организации.
Методами сбора информации на уровне Министерства образования и науки (региональный уровень) являются:
результаты реализации региональных и муниципальных программ развития образования и целевых проектов в сфере дошкольного образования; данные информационных систем, в том числе официальных сайтов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; результаты независимой оценки качества образования, результаты внешних (в том числе региональных и федеральных) процедур оценки качества образования в части дошкольного образования.
Интегративным методом сбора и обработки информации в системе мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области является функционирование региональной информационной системы, обеспечивающей мониторинг и автоматизированную обработку данных на всех уровнях управления системой дошкольного образования (региональном, муниципальном, институциональном), а также обеспечивающей хранение, использование данных (через формирование и выгрузку автоматизированных отчетов, в том числе в динамике по каждой образовательной организации дошкольного образования, каждому органу местного самоуправления, осуществляющему управление в сфере образования, по региону в целом).
По данным региональной информационной системы проводится анализ результатов мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области и формируются адресные рекомендации по результатам проведенного анализа, а также проводятся меры и принимаются соответствующие управленческие решения.
4. Мониторинг показателей в системе мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области. Единство подходов к осуществлению мониторинга показателей качества дошкольного образования
Мониторинг показателей в системе мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области осуществляется на основе единых подходов к оценке качества общего образования в рамках РСОКО по всей совокупности заданных показателей (п. 3 данной Методики).
Оценка качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области предусматривается данной методикой в форме мониторинга.
Наименование мониторинга, - мониторинг качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области (Мониторинг ФГОС ДО).
Под мониторингом ФГОС ДО понимается внутрирегиональная инвариантная периодическая процедура оценки качества, ежегодно проводимая в форме сбора посредством информационной системы "Мониторинг ФГОС" - модуль "Мониторинг ФГОС ДО" - данных для комплексной оценки соответствия выделенных методикой объектов требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и иным нормативным требованиям, определяющим качество дошкольного образования.
Целью мониторинга ФГОС ДО является получение информации (в том числе в динамике) о качестве: образовательных программ дошкольного образования (в том числе адаптированных); образовательной деятельности (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие); образовательных условий (кадровые, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия); взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье); обеспечения здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу; управления дошкольной образовательной организацией.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и иных нормативных документов, определяющих требования к качеству дошкольного образования, мониторинг ФГОС ДО определяет критерии и параметры оценки соответствия полученных результатов по объектам оценивания нормативным требованиям или установленным нормам.
Совокупность критериев и параметров представлена в прилагаемой обобщенной карте критериев и параметров мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области.
Мониторингом ФГОС ДО определен единый (для всех объектов оценки) показатель соответствия (соответствует/не соответствует) достигнутых образовательными организациями дошкольного образования параметров качества по критерию (по всем критериям) нормативным/установленным требованиям. Расчетным путем полученные данные по показателям соответствия соотносятся по уровням достижения качества дошкольного образования (уровни соответствия в процентном соотношении):
до 34 % - критический;
35 - 80 % - достаточный;
81 - 100 % - оптимальный.
Мониторинг ФГОС ДО осуществляется ежегодно в соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области во всех муниципальных образованиях Челябинской области всеми образовательными организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования, в форме самооценки посредством внесения данных в региональную информационную систему "Мониторинг ФГОС" модуль "Мониторинг ФГОС ДО". Порядок проведения мониторинга, порядок получения результатов, инструкции пользователей, формы отчетов определяются Положением о мониторинге качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области и регламентом проведения.
4.1. Описание мониторинга оценки качества образовательных программ дошкольного образования, включая адаптированные
В соответствии с методикой мониторинга качества дошкольного образования объект оценки - "Оценка качества образовательных программ дошкольного образования" осуществляется по следующим критериям:
1) качество структуры и содержания основных общеобразовательных программ дошкольного образования (ООП ДОО);
2) качество структуры и содержания адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - ОВЗ (АООП ДОО).
Оценка качества образовательных программ дошкольного образования в рамках каждого критерия проводится по совокупности параметров, критериальная оценка которых (соответствие/несоответствие) определяется соответствием конкретным требованиями ФГОС ДО.
При оценке первого критерия отмечается:
1) соответствие программы структуре, обозначенной в ФГОС ДО;
2) отражение в целях и задачах ООП ДОО специфики и вариативности дошкольного образования;
3) соответствие форм, методов, технологий особенностям контингента детей и приоритетным направлениям в деятельности дошкольной образовательной организации;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3) сформированность учебно-методического комплекса по образовательным областям ФГОС ДО (познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Для вынесения критериальной оценки (уровень дошкольной образовательной организации) по критерию "Качество структуры и содержания основных общеобразовательных программ дошкольного образования" анализируются: наличие в реализуемой ООП ДОО всех структурных разделов (целевого, содержательного, организационного), их содержательную наполненность. В целевом разделе должна быть представлена пояснительная записка и планируемые результаты освоения программы. В содержательном разделе ООП ДОО должны быть представлены 5 образовательных областей, включающих вариативные (комплексные и парциальные) программы дошкольного образования, обеспечивающие реализацию поставленной цели и задач. Оценивается соответствие содержания ООП ДОО поставленным целям и задачам, формам и технологиям его реализации. В организационном разделе оценивается наличие описания материально-технического обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, наличие распорядка и /или режима дня, а также описание особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Сформированность учебно-методического комплекса оценивается с учетом наличия пособий по каждой образовательной области ФГОС ДО для организации образовательного процесса.
Данной методикой определена уровневая оценка: от 0 до 1 баллов.
0 - показатель отсутствует и/или не соответствует требованиям ФГОС ДО;
1 - показатель присутствует и соответствует требованиям ФГОС ДО.
При оценке первого критерия отмечается:
1) соответствие программы структуре, обозначенной в ФГОС ДО;
2) отражение в целях и задачах АООП ДОУ специфики и вариативности дошкольного образования детей с ОВЗ;
3) соответствие форм, методов, технологий особенностям контингента детей и приоритетным направлениям в деятельности ДОО;
4) сформированность учебно-методического комплекса по образовательным областям ФГОС ДО (познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Для вынесения критериальной оценки (уровень дошкольной образовательной организации) по критерию "Качество структуры и содержания адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся с ОВЗ" анализируются: структура АООП ДОО, которая оценивается с точки зрения конкретизации цели и задач с учетом особенностей и характеристик нозологической группы детей с ОВЗ. Планируемые результаты и способы развивающего оценивания индивидуального развития ребенка соотносятся с реальными возможностями детей с ОВЗ. При оценке качества АООП ДОО отмечается наличие всех ее структурных разделов (целевого, содержательного, организационного), их содержательная наполненность в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В целевом разделе должна быть представлена пояснительная записка и планируемые результаты освоения программы. В содержательном разделе АООП ДОО должны быть представлены 5 образовательных областей, включающих вариативные (комплексные и парциальные) программы дошкольного образования, обеспечивающие реализацию поставленной цели и задач. Оценивается соответствие содержания АООП ДОО поставленным целям и задачам, формам и технологиям его реализации. Также оценивается наличие описания специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмов адаптации АООП ДОО для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. В организационном разделе оценивается наличие описания материально-технического обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания детей ОВЗ, наличие распорядка и /или режима дня, а также описание особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ. Сформированность учебно-методического комплекса оценивается с учетом наличия пособий по каждой образовательной области ФГОС ДО для организации образовательного процесса. Уровневая оценка по критерию: от 0 до 1 балла.
0 - показатель отсутствует и/или не соответствует требованиям ФГОС ДО и Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей для различных нозологии;
1 - показатель присутствует и соответствует требованиям ФГОС ДО и Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей для различных нозологии.
В целом по объекту оценки "Оценка качества образовательных программ дошкольного образования" методикой системы мониторинга качества дошкольного образования предусмотрено 8 показателей и максимальное количество баллов - 8.
4.2. Описание мониторинга оценки качества содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях
Методика системы мониторинга качества дошкольного образования в качества объекта оценки определяет "Оценку качества содержания образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации", которая предусматривает совокупность критериев:
1) результативность содержания социально-коммуникативного развития;
2) результативность содержания познавательного развития;
3) результативность содержания речевого развития;
4) результативность содержания физического развития;
5) результативность содержания художественно-эстетического развития.
По всем критериям объекта предполагается самостоятельная оценка дошкольной образовательной организацией совокупных результатов образовательной деятельности по каждому из предложенных параметров. Набор параметров определен подходами федеральной методики Мониторинга качества дошкольного образования (МКДО), в апробации которой участвует Челябинская область.
По критерию "Результативность содержания социально-коммуникативного развития" отмечается, что в дошкольной образовательной организации:
1) содержание социально-коммуникативного развития направлено на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
2) представлены технологии, обеспечивающие развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
3) представлена система формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
По критерию "Результативность содержания познавательного развития":
1) содержание познавательного развития направлено на формирование интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
2) представлены технологии, обеспечивающие формирование познавательных действий, становление сознания детей;
3) содержание познавательного развития направлено на формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
По критерию "Результативность содержания речевого развития" предполагается, что на уровне дошкольной образовательной организации:
1) содержание речевого развития направлено на владение речью как средством общения и культуры;
2) представлены технологии, обеспечивающие обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
3) представлена система знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Критерий "Результативность содержания физического развития характеризуется тремя параметрами:
1) содержание физического развития направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
2) содержание физического развития способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений;
3) содержание физического развития направлено на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
По критерию "Результативность содержания художественно-эстетическое развития" на уровне дошкольной образовательной организации оцениваются результаты по заданным параметрам:
1) содержание художественно-эстетического развития предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
2) представлены технологии, обеспечивающие формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
3) содержание художественно-эстетического развития направлено на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Уровневая оценка по критерию: от 0 до 1 балла.
0 - показатель отсутствует и/или не соответствует требованиям ФГОС ДО и методике МКДО;
1 - показатель присутствует и соответствует требованиям ФГОС ДО и методике МКДО.
В целом по объекту оценки "Оценка качества содержания образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации" методикой системы мониторинга качества дошкольного образования предусмотрено 15 показателей и максимальное количество баллов - 15.
4.3. Описание мониторинга оценки качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях
В соответствии с методикой мониторинга качества дошкольного образования объект оценки - "Оценка качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях" осуществляется по заданным ФГОС ДО группам условий (кадровые, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия) по следующим критериям:
1) качество кадровых условий;
2) качество условий развивающей предметно-пространственной среды;
3) качество психолого-педагогических условий.
Совокупность параметров оценивания уровня сформированности критерия определена содержанием требований к конкретной группе условий и представляется дошкольной образовательной организацией на основе внутреннего их аудита (самооценки).
По критерию "Качество кадровых условий" на уровне дошкольной образовательной организации оценивается семь параметров:
1) реализация ООП ДОО обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками;
2) квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н;
3) должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации ООП ДОО, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей;
4) педагогические работники, реализующие ООП ДОО, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей;
5) при работе в группах для детей с ОВЗ предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей;
6) при включении в группу детей с ОВЗ к реализации АООП ДОО привлекаются дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей;
7) при включении в группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, привлекаются дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.
Критерий "Качество условий развивающей предметно-пространственной среды" дошкольной образовательной организацией оцениваются параметры:
1) соответствие развивающей предметно-пространственной среды возрасту детей;
2) соответствие развивающей предметно-пространственной среды особенностям ООП ДОО;
3) возможность в развивающей предметно-пространственной среде максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОО, группы для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
4) наличие условий в развивающей предметно-пространственной среде для совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, для двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
5) наличие материальных условий и средств для реализации различных образовательных программ;
6) отражение в развивающей предметно-пространственной среде национально-культурных, климатических условий, возрастных особенностей детей;
7) наличие в образовательном пространстве средств обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
При оценивании критерия "Качество психолого-педагогических условий" дошкольная образовательная организация оценивает деятельность по следующим параметрам:
1) формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Уровневая оценка по критерию: от 0 до 1 балла.
0 - показатель отсутствует и/или не соответствует требованиям ФГОС ДО;
1 - показатель присутствует и соответствует требованиям ФГОС ДО.
В целом по объекту оценки "Оценка качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях" методикой системы мониторинга качества дошкольного образования предусмотрено 22 показателя и максимальное количество баллов - 22.
4.4. Описание мониторинга оценки качества взаимодействия с семьей в дошкольных образовательных организациях
Содержанием критерия "Оценка качества взаимодействия с семьей в дошкольных образовательных организациях" методикой мониторинга качества дошкольного образования объект оценки определено участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье.
В рамках данного критерия деятельность дошкольной образовательной организации оценивается на институциональном уровне по параметрам, характеризующим требования Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" о независимой оценке качества образования - НОКО (ст. 95) в части независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности (параметры 1-5), а также актуальных данных региональной информационной системы "Оценка эффективности деятельности руководителя" (параметры 6-8) .
Набор параметров оценивания по критерию предусматривает использование внешних данных (не требует заполнения дошкольной образовательной организацией, заполнятся автоматически на региональном уровне):
1) соответствие значения показателя результатов НОКО на сайте bus.gov по критерию "Открытость и доступность информации об организации" отлично/хорошо;
2) соответствие значения показателя результатов НОКО на сайте bus.gov по критерию "Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность" отлично/хорошо;
3) соответствие значения показателя результатов НОКО на сайте bus.gov по критерию "Доброжелательность и вежливость работников" отлично/хорошо;
4) соответствие значения показателя результатов НОКО на сайте bus.gov по критерию "Удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности" отлично/хорошо;
5) соответствие значения показателя результатов НОКО на сайте bus.gov по критерию "Доступность услуг для инвалидов" отлично/хорошо;
6) достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: Соответствие средневзвешенной суммы по всем критериям НОКО ДОО на сайте bus.gov "отлично/хорошо";
7) достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: "Представленность на официальном сайте дошкольной образовательной организации информации о публичном представлении отчета о самообследовании";
8) достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: "Соответствие доли обучающихся ДОО, охваченных дополнительным образованием в ОО оптимальному (средне областному) значению".
Уровневая оценка по критерию: от 0 до 1 балла.
0 - показатель отсутствует и/или не соответствует требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 95), а также данные региональной информационной системы "Оценка эффективности деятельности руководителя";
1 - показатель присутствует и соответствует требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 95), а также данные региональной информационной системы "Оценка эффективности деятельности руководителя".
В целом по объекту оценки "Оценка качества взаимодействия с семьей в дошкольных образовательных организациях" методикой системы мониторинга качества дошкольного образования предусмотрено 8 показателей и максимальное количество баллов - 8.
4.5. Описание мониторинга оценки качества обеспечения здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу в дошкольных образовательных организациях
Критерий "Оценка качества обеспечения здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу в дошкольных образовательных организациях" методикой мониторинга качества дошкольного образования объект оценки предусматривает параметры, данные для критериальной оценки которых обеспечивают региональные информационные системы, а потому оценка по 8 параметрам проходит автоматизировано на региональном уровне:
1) соответствие значения показателя результатов мониторинга готовности дошкольной образовательной организации к новому учебному году среднеобластному показателю;
2) соответствие реализуемых образовательных программ дошкольного образования потребностям возрастных групп;
3) соответствие режима пребывания потребностям контингента воспитанников с учетом числа детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
4) достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: "Отсутствие неисполненных предписаний надзорных органов в отношении организации образовательного процесса, подтвержденное информацией на официальном сайте ДОО";
5) достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: "Отсутствие факторов травматизма обучающихся ДОО";
6) достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: "Отсутствие факторов производственного травматизма работников ДОО";
7) достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: "Соответствие результатов специальной оценки условий труда в ДОО нормативным требованиям";
8) достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: "Соответствие действующих документов, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности ДОО, нормативным требованиям".
Уровневая оценка по критерию: от 0 до 1 балла.
0 - показатель отсутствует и/или не соответствует данным/среднеобластным значениям государственной информационной системы ГИС "Образование в Челябинской области", а также региональной информационной системы "Оценка эффективности деятельности руководителя";
1 - показатель присутствует и соответствует данным/среднеобластным значениям государственной информационной системы ГИС "Образование в Челябинской области", а также региональной информационной системы "Оценка эффективности деятельности руководителя".
В целом по объекту оценки "Оценка качества обеспечения здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу в дошкольных образовательных организациях" методикой системы мониторинга качества дошкольного образования предусмотрено 8 показателей и максимальное количество баллов - 8.
4.6. Описание мониторинга оценки качества управления дошкольной образовательной организацией
Критерий "Оценка качества управления дошкольной образовательной организацией" в соответствии с методикой мониторинга качества дошкольного образования объект оценки включает параметры с обобщенными данными об уровне эффективности деятельности руководителей дошкольных образовательных организаций Челябинской области, определенных утвержденной региональной Модельной методикой оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг (Челябинская область). Содержательно данный критерий определяется как достижение по результатам оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по направлениям деятельности (параметры оценки):
1) руководство реализацией образовательных программ образовательной организации;
2) руководство реализацией программы развития образовательной организации;
3) управление ресурсами образовательной организации;
4) представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;
5) общий уровень эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации.
Уровневая оценка по критерию: от 0 до 1 балла.
0 - показатель отсутствует и/или не соответствует данным региональной информационной системы "Оценка эффективности деятельности руководителя";
1 - показатель присутствует и соответствует данным региональной информационной системы "Оценка эффективности деятельности руководителя".
В целом по объекту оценки "Оценка качества управления дошкольной образовательной организацией" методикой системы мониторинга качества дошкольного образования предусмотрено 5 показателей и максимальное количество баллов - 5.
Таким образом, мониторинг показателей в системе мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области предусматривает шесть объектов оценки, 12 критериев оценки и 66 параметров. Методикой мониторинга качества дошкольного образования определено единство подходов к содержанию и источникам оценивания, критериям оценивания.
5. Анализ результатов мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области и адресные рекомендации по результатам анализа
По результатам мониторинга качества дошкольного образования на основании полученных ежегодных автоматизированных отчетов в системе образования Челябинской области формируется и накапливается объективная информация о состоянии и динамике качества дошкольного образования по всем исследуемым объектам оценки:
1. Оценка качества образовательных программ дошкольного образования, включая адаптированные.
2. Оценка качества содержания образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
3. Оценка качества образовательных условий в дошкольной образовательной организации.
4. Оценка качества взаимодействия с семьей в дошкольной образовательной организации.
5. Оценка качества обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу в дошкольной образовательной организации.
6. Оценка качества управления дошкольной образовательной организацией.
Полученная в ходе мониторинга качества дошкольного образования информация является необходимой и достаточной для анализа и принятия эффективных управленческих решений в рамках региональной (муниципальной, институциональной) системы оценки качества дошкольного образования.
Благодаря автоматически формируемым отчетам, полученная информация является структурированной по:
по каждому обследуемому критерию и параметру оценки качества дошкольного образования;
по каждому уровню управления системой дошкольного образования: региональному; уровню органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования; уровню дошкольной образовательной организации.
Анализ результатов мониторинга качества дошкольного образования осуществляется, таким образом, на всех уровнях: институциональном, муниципальном и региональном. Выявляются риски и имеющиеся возможности для их устранения. По результатам анализа разрабатываются дорожные карты совершенствования и развития механизмов управления качеством дошкольного образования.
Статистические отчеты, представленные в личных кабинетах (региональных, муниципальных и ДОО), выступают информационной основой для анализа и интерпретации результатов в рамках функционирования РСОКО, МСОКО, ВСОКО (позволяют принимать решения объективно и оперативно). Это обеспечивается наличием адресных рекомендаций, разработанных с учетом анализа результатов мониторинга показателей:
по качеству образовательных программ дошкольного образования (ООП ДОО) - методические рекомендации по использованию результатов внешней оценки качества дошкольного образования по выделенным уровням (ДОО, отнесенные по результатам к критическому/достаточному/оптимальному уровням);
по качеству реализации адаптированных основных образовательных программ (АООП ДОО) - методические рекомендации по использованию результатов внешней оценки качества дошкольного образования по выделенным уровням (ДОО, отнесенные по результатам к критическому/достаточному/оптимальному уровням);
по качеству содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) - методические рекомендации по использованию результатов оценки качества дошкольного образования по уровням (ДОО, отнесенные по результатам к критическому/достаточному/оптимальному уровням);
по качеству образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия) - методические рекомендации по использованию результатов оценки качества дошкольного образования по уровням (ДОО, отнесенные по результатам к критическому/достаточному/оптимальному уровням);
по качеству взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье) - методические рекомендации по использованию результатов оценки качества дошкольного образования по уровням (ДОО, отнесенные по результатам к критическому/достаточному/оптимальному уровням);
по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу - методические рекомендации по использованию результатов оценки качества дошкольного образования по выделенным уровням (ДОО, отнесенные по результатам к критическому/достаточному/оптимальному уровням);
по качеству управления ДОО - методические рекомендации по использованию результатов оценки качества дошкольного образования по выделенным уровням (ДОО, отнесенные по результатам к критическому/достаточному/оптимальному уровням).
Методические рекомендации, меры по их реализации разрабатываются на всех уровнях управления качеством дошкольного образования: институциональном (ответственность ДОО, муниципальном - полномочия муниципальной методической службы, региональном - ответственность ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования".
6. Направленность управленческих решений по результатам мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области
Направленность управленческих решений по результатам мониторинга качества дошкольного образования обусловлена необходимостью на всех уровнях управления (на уровне региона, на уровне муниципального образования, на уровне дошкольной образовательной организации):
использования полученных результатов для анализа текущего состояния качества образовательных программ дошкольного образования (включая адаптированных), условий и результатов их реализации;
определения направлений и расчета ресурсов для обеспечения нормативно определенного качества образовательных программ дошкольного образования (включая адаптированных), условий и результатов их реализации на среднесрочную перспективу;
применения массивов данных мониторинга качества дошкольного образования для комплексной оценки качества дошкольного образования посредством информационных систем.
Управленческие решения по результатам мониторинга качества дошкольного образования должны обладать следующими характеристиками:
1) направленность на обеспечение качества образовательных программ дошкольного образования (включая адаптированных), условий и результатов их реализации в соответствии с требованиями ФГОС ДО и иных нормативных требований;
2) согласованность управленческих решений муниципального уровня с соответствующими региональными;
3) согласованность институциональных управленческих решений с соответствующими муниципальными;
4) функциональность (реалистичность) принимаемых управленческих решений;
5) обеспечение взаимодействия органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, с региональными структурами и дошкольными образовательными организациями.
На институциональном уровне (в рамках ВСОКО) управленческие решения по результатам мониторинга качества дошкольного образования принимаются на всех уровнях управления дошкольной образовательной организации: на уровне органов государственно-общественного управления, на уровне администрации, на уровне профессиональных объединений педагогов и уровне педагогических работников.
Принятые по результатам мониторинга качества дошкольного образования на уровне органов государственно-общественного управления ДОО решения могут обеспечить:
мотивированное включение педагогической и родительской общественности в оценку и самооценку по картам мониторинга качества дошкольного образования;
разработку и реализацию программы развития дошкольной образовательной организации на основе результатов мониторинга качества дошкольного образования;
принятие решения об участии дошкольной образовательной организации в инновационных проектах;
Решения по результатам мониторинга качества дошкольного образования на уровне администрации ДОО могут обеспечивать:
включение мониторинга в перечень обязательных периодических процедур оценки качества в рамках ВСОКО и обязательное использование его результатов в работе по обеспечению качества реализации ООП ДОО;
формирование /корректировку локальной нормативной базы, направленной на совершенствование качества дошкольного образования;
совершенствование системы методической работы в ДОО;
формирование обоснованных предложений в адрес учредителя по совершенствованию условий реализации ООП ДОО.
Результаты мониторинга качества дошкольного образования, учитываемые на уровне профессиональных объединений педагогов ДОО, позволят:
осуществлять методическую работу с целью обеспечения непрерывности профессионального развития педагогических работников;
совершенствовать учебно-методические комплексы реализуемых ООП ДОО по всем пяти образовательным областям ФГОС ДО;
Педагогические работники, используя результаты мониторинга качества дошкольного образования, смогут:
оценивать качество собственной профессиональной деятельности в части обеспечения условий реализации ООП ДОО;
совершенствовать профессиональные компетентности в соответствии с требованиями ФГОС ДО с целью своего профессионального развития;
инициировать свое участие в инновационных проектах;
представлять данные мониторинга качества дошкольного образования в качестве результатов профессиональной деятельности при аттестации педагогических работников.
На уровне муниципальных образовательных систем (в рамках МСОКО) принятие управленческих решений по результатам мониторинга качества дошкольного образования могут носить как тактический, так и стратегический характер.
К стратегическим решениям по результатам мониторинга качества дошкольного образования можно отнести:
формирование обоснованных предложений в адрес Министерства образования и науки Челябинской области по взаимодействию в вопросах совершенствования условий реализации ООП ДОО;
проектирование целевых муниципальных программ развития, обеспечивающих на основе полученных результатов совершенствование условий реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
совершенствование муниципальных систем сопровождения дошкольных образовательных организаций;
разработку, реализацию и оценку результативности адресных программ помощи дошкольным образовательным организациям, отнесенным по результатам мониторинга качества дошкольного образования к критическому уровню.
Принятие тактических решений муниципального уровня по результатам мониторинга качества дошкольного образования позволят:
систематически использовать мониторинг качества дошкольного образования как обязательную периодическую муниципальную процедуру оценки качества дошкольного образования в рамках МСОКО;
анализировать в динамике качество образования в дошкольных образовательных организациях;
формировать муниципальные задания на основе результатов мониторинга качества дошкольного образования;
формировать дорожные карты сопровождения дошкольных образовательных организаций с критическим уровнем качества дошкольного образования;
обеспечить распространение опыта ДОО с оптимальным уровнем качества;
согласовывать программы развития дошкольных образовательных организаций с учетом результатов мониторинга качества дошкольного образования.
В целом примерами управленческих решений муниципального уровня в реальной практике могут выступать:
муниципальная программа "Развитие образования" (раздел "Оценка качества дошкольного образования") или отдельная программа "Система мониторинга качества дошкольного образования";
приказы по организации системы мониторинга качества дошкольного образования в муниципалитете, по применению информационных систем для оценки качества дошкольного образования, проведению мониторинговых исследований;
муниципальные приказы, распоряжения, письма по процедурам и инструментарию оценки качества по показателям: качества образовательных программ дошкольного образования (адаптированных основных образовательных программ), качества образовательной деятельности, качества образовательных условий, качества взаимодействия с семьей, обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
приказы, распоряжения, протоколы заседаний по работе муниципальных проектных рабочих групп и/или межведомственных советов, ресурсных центров и/или инновационных площадок;
приказы по проведению мероприятий (конкурсы, семинары, конференции, акции и др.), обеспечивающих достижение показателей по качеству дошкольного образования.
На уровне системы образования Челябинской области (в рамках РСОКО) результаты мониторинга качества дошкольного образования могут быть использованы для:
формирования, накопления и использования в рамках региональной информационной системы "Мониторинг ФГОС" /модуль "Мониторинг ФГОС ДО" /данных о качестве дошкольного образования в регионе в целом, в муниципальных образованиях и дошкольных образовательных организациях; комплексного анализа и оценки качества образования региональной системы дошкольного образования;
оценки результативности реализации региональных целевых программ, направленных на развитие дошкольного образования;
разработки новых региональных целевых программ (ведомственных проектов);
совершенствования региональной системы дополнительного профессионального образования, направленной на сопровождение деятельности дошкольных образовательных организаций по обеспечению качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
оценки результативности деятельности МОУО по применению механизмов управления качеством дошкольного образования.
Примерами практических управленческих решений регионального уровня могут выступать:
разработка, общественное обсуждение и принятие региональных концептуальных документов, обосновывающих: развитие дошкольного образования и систему мониторинга качества дошкольного образования оценки качества дошкольного образования;
формирование единого мониторинга качества дошкольного образования оценки качества дошкольного образования в Челябинской области;
разработка Концепции научно-методического сопровождения оценки качества дошкольного образования в Челябинской области;
формирование/обновление, систематизация инструментария оценки качества дошкольного образования в Челябинской области с учетом показателей федерального мониторинга и данных информационных систем (федеральных, региональных) и мониторингов в системе образования;
система приказов по организации и проведению мероприятий,
обеспечивающих систему мониторинга достижения показателей качества
дошкольного образования, а также по анализу и представлению их результатов.
В целом, единство подходов к интерпретации данных мониторинга качества дошкольного образования на всех уровнях управления в системе образования Челябинской области позволяет использовать его как универсальный инструмент оценки качества дошкольного образования.
7. Анализ эффективности принятых мер по результатам мониторинга качества дошкольного образования
Подходы к содержанию анализа эффективности принятых мер по результатам мониторинга качества дошкольного образования включают в себя обоснование достижения цели и показателей; определение тенденций и направлений развития системы мониторинга качества дошкольного образования; вклад данного механизма в обеспечение эффективности управления качеством образования; влияние механизма на РСОКО - МСОКО - ВСОКО).
Формами представления анализа эффективности принятых мер по результатам мониторинга качества дошкольного образования на региональном уровне являются:
наличие информации о системе принятых мер;
определение проблем и точек роста по итогам принятых мер;
публичность представления информации (доклад на августовской педагогической конференции и т.д.);
резолюции конференций, семинаров;
протоколы проведения совещаний при Первом заместителе Губернатора Челябинской области;
протоколы региональных органов государственно-общественного управления образованием (Коллегия, Общественная палата), общественных и профессиональных объединений;
публикации в научных журналах.
Формами представления анализа эффективности принятых мер по результатам мониторинга качества дошкольного образования на муниципальном и институциональном уровнях являются доклады и выступления на августовских мероприятиях/педагогических советах, на совещаниях муниципальных методических служб/ методических объединений, а также протоколы проведения совещаний при Главе муниципального образования, с депутатским корпусом; протоколы заседаний органов государственно-общественного управления, общественных и профессиональных объединений, публикации в научных журналах, информирование через итоговый отчет органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования/ отчет о самообследовании.
Приложение
к Методике мониторинга
качества дошкольного образования
в системе образования
Челябинской области
Карта
объектов оценки, критериев и параметров мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области
N п/п |
Объект оценки /Критерии |
N п/п |
Параметры |
Критериальная оценка (соответствие/несоответствие) 1/0 |
1. Оценка качества образовательных программ дошкольного образования, включая адаптированные | ||||
1.1 |
Качество структуры и содержания основных общеобразовательных программ дошкольного образования |
1.1.1 |
Соответствие ООП ДОО структуре, обозначенной в ФГОС ДО |
|
1.1.2 |
Отражение в целях и задачах ООП ДОО специфики и вариативности дошкольного образования |
|
||
1.1.3 |
Соответствие форм, методов, технологий особенностям контингента детей и приоритетным направлениям в деятельности ДОУ |
|
||
1.1.4 |
Сформированность учебно-методического комплекса по образовательным областям ФГОС ДО (познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие) |
|
||
1.2. |
Качество структуры и содержания адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся с ОВЗ |
1.2.1 |
Соответствие программы структуре, обозначенной в ФГОС ДО |
|
1.2.2 |
Отражение в целях и задачах АООП ДОО специфики и вариативности дошкольного образования детей с ОВЗ |
|
||
1.2.3 |
Соответствие форм, методов, технологий особенностям контингента детей и приоритетным направлениям в деятельности ДОУ |
|
||
1.2.4 |
Сформированность учебно-методического комплекса по образовательным областям ФГОС ДО (познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие |
|
||
По объекту оценки 1: Количество показателей - 8 Максимальное количество баллов - 8 | ||||
2. Оценка качества содержания образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации | ||||
2.1 |
Результативность содержания социально-коммуникативного развития |
2.1.1 |
Содержание социально-коммуникативного развития направлено на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности |
|
2.1.2 |
Представлены технологии, обеспечивающие развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками |
|
||
2.1.3 |
Представлена система формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
|
||
2.2 |
Результативность содержания познавательного развития |
2.2.1 |
Содержание познавательного развития направлено на формирование интересов детей, любознательности и познавательной мотивации |
|
2.2.2 |
Представлены технологии; обеспечивающие формирование познавательных действий, становление сознания детей |
|||
2.2.3 |
Содержание познавательного развития направлено на формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) |
|
||
2.3 |
Результативность содержания речевого развития |
2.3.1 |
Содержание речевого развития направлено на владение речью как средством общения и культуры |
|
2.3.2 |
Представлены технологии, обеспечивающие обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи |
|
||
2.3.3 |
Представлена система знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы |
|
||
2.4 |
Результативность содержания физического развития |
2.4.1 |
Содержание физического развития направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость |
|
2.4.2 |
Содержание физического развития способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений |
|
||
2.4.3 |
Содержание физического развития направлено на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) |
|
||
2.5 |
Результативность содержания художественно-эстетического развития |
2.5.1 |
Содержание художественно-эстетического развития предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру |
|
2.5.2 |
Представлены технологии, обеспечивающие формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора |
|
||
2.5.3 |
Содержание художественно-эстетического развития направлено на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) |
|
||
По объекту оценки 2: Количество показателей - 15 Максимальное количество баллов - 15 | ||||
3. Оценка качества образовательных условий в дошкольной образовательной организации | ||||
3.1 |
Качество кадровых условий |
3.1.1 |
Реализация ООП ДОО обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками |
|
3.1.2 |
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н) |
|
||
3.1.3 |
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации ООП ДОО, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей |
|
||
3.1.4 |
Педагогические работники, реализующие ООП ДОО, обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей |
|
||
3.1.5 |
При работе в группах для детей с ограниченными возможностям здоровья предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей |
|
||
3.1.6 |
При включении в группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации АООП ДОО привлекаются дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей |
|
||
3.1.7 |
При включении в группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, привлекаются дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию |
|
||
3.2 |
Качество условий развивающей предметно-пространственной среды |
3.2.1 |
Соответствие развивающей предметно-пространственной среды возрасту детей |
|
3.2.2 |
Соответствие развивающей предметно-пространственной среды особенностям ООП ДОО |
|
||
3.2.3 |
Наличие материальных условий и средств для реализации различных образовательных программ |
|
||
3.2.4 |
Возможность в развивающей предметно-пространственной среде максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОО, группы для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития |
|
||
3.2.5 |
Наличие условий в развивающей предметно-пространственной среде для совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, для двигательной активности детей, а также возможности для уединения |
|
||
3.2.6 |
Отражение в развивающей предметно-пространственной среде национально-культурных, климатических условий, возрастных особенностей детей |
|
||
3.2.7 |
Наличие в образовательном пространстве средств обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой ООП ДОО) |
|
||
3.3. |
Качество психолого-педагогических условий |
3.3 |
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях |
|
3.4 |
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) |
|
||
3.5 |
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития |
|
||
3.6 |
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; |
|
||
3.7 |
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности |
|
||
3.8 |
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения |
|
||
3.9 |
Защита детей от всех форм физического и психического насилия |
|
||
3.10 |
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность |
|
||
По объекту оценки 3: Количество показателей - 22 Максимальное количество баллов - 22 | ||||
4. Оценка качества взаимодействия с семьей в дошкольной образовательной организации | ||||
4. |
Участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье |
4.1 |
Соответствие значения показателя результатов независимой оценки качества образования (НОКО) на сайте bus.gov по критерию "Открытость и доступность информации об организации" отлично/хорошо |
|
4.2 |
Соответствие значения показателя результатов НОКО на сайте bus.gov по критерию "Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность" отлично/хорошо |
|
||
4.3 |
Соответствие значения показателя результатов НОКО на сайте bus.gov по критерию "Доброжелательность и вежливость работников" отлично/хорошо |
|
||
4.4 |
Соответствие значения показателя результатов НОКО на сайте bus.gov по критерию "Удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности" отлично/хорошо |
|
||
4.5 |
Соответствие значения показателя результатов НОКО на сайте bus.gov по критерию "Доступность услуг для инвалидов" отлично/хорошо |
|
||
4.6 |
Достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: Соответствие средневзвешенной суммы по всем критериям НОКО ДОО на сайте bus.gov "отлично/хорошо" |
|
||
4.7 |
Достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: "Представленность на официальном сайте дошкольной образовательной организации информации о публичном представлении отчета о самообследовании" |
|
||
4.8 |
Достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: "Соответствие доли обучающихся ДОО, охваченных дополнительным образованием в 00 оптимальному (средне областному) значению" |
|
||
По объекту оценки 4: Количество показателей - 8 Максимальное количество баллов - 8 | ||||
5. Оценка качества обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу в дошкольной образовательной организации | ||||
5. |
Обеспечение здоровья, безопасности и качество услуг по присмотру и уходу |
5.1 |
Соответствие значения показателя результатов мониторинга готовности дошкольной образовательной организации к новому учебному году среднеобластному показателю |
|
5.2 |
Соответствие реализуемых образовательных программ дошкольного образования потребностям возрастных групп |
|
||
5.3 |
Соответствие режима пребывания потребностям контингента воспитанников с учетом числа детей с ОВЗ, детей-инвалидов |
|
||
5.4. |
Достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: "Отсутствие неисполненных предписаний надзорных органов в отношении организации образовательного процесса, подтвержденное информацией на официальном сайте ДОО" |
|
||
5.5 |
Достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: "Отсутствие факторов травматизма обучающихся ДОО" |
|
||
5.6. |
Достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: "Отсутствие факторов производственного травматизма работников ДОО" |
|
||
5.7 |
Достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: "Соответствие результатов специальной оценки условий труда в ДОО нормативным требованиям" |
|
||
5.8 |
Достижение по результатам регионального мониторинга оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного по показателю: "Соответствие действующих документов, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности ДОО, нормативным требованиям" |
|
||
По объекту оценки 5: Количество показателей - 8 Максимальное количество баллов - 8 | ||||
6. Оценка качества управления дошкольной образовательной организацией | ||||
6 |
Достижение по результатам оценки эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации уровня не ниже достаточного |
6.1 |
Руководство реализацией образовательных программ образовательной организации |
|
6.2 |
Руководство реализацией программы развития образовательной организации. |
|
||
6.3 |
Управление ресурсами образовательной организации |
|
||
6.4 |
Представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями |
|
||
6.5 |
Общий уровень эффективности деятельности руководителя дошкольной образовательной организации |
|
||
По объекту оценки 6: Количество показателей - 5 Максимальное количество баллов - 5 | ||||
Итого по объектам оценки: Количество показателей - 66 Максимальное количество баллов - 66 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25 мая 2021 г. N 01/1498 "Об утверждении методики мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области"
Вступает в силу с 26 мая 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области http://www.minobr74.ru 26 мая 2021 г.