Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1171688-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы А.Г. Аксаковым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) в части дополнения состава квалифицированных инвесторов, Федеральный закон от 28 ноября 2011 года N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" (далее - Федеральный закон N 335-ФЗ) в части создания новой формы инвестиционного товарищества - инвестиционное товарищество с обособленным имуществом, Федеральный закон от 2 июня 2016 года N 154-ФЗ "О Российском Фонде Прямых Инвестиций" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ), Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 220-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционном товариществе".
Законопроект дополняет пункт 2 статьи 51.2 Федерального закона N 39-ФЗ новым подпунктом 10.1-1, в соответствии с которым предлагается признавать квалифицированными инвесторами Российскую Федерацию в лице федеральных органов исполнительной власти, а также уполномоченные государственные корпорации и организации, находящиеся под их контролем, для целей приобретения паев инвестиционных фондов, доверительное управление которыми осуществляется управляющей компанией, действующей в соответствии с Федеральным законом N 154-ФЗ, или ее дочерними управляющими компаниями.
Полагаем указанное дополнение пункта 2 статьи 51.2 Федерального закона N 39-ФЗ излишним, поскольку подпункт 11 не ограничивает перечень квалифицированных инвесторов лицами, указанными в данном пункте, а устанавливает, что квалифицированными инвесторами могут быть признаны и иные лица в соответствии с федеральными законами. Так, часть 2.3 статьи 3 Федерального закона N 154-ФЗ уже признает квалифицированными инвесторами Российскую Федерацию, уполномоченные государственные корпорации и их подконтрольные организации в отношении инвестиционных паев Фонда и (или) иных фондов, указанных в части 4.1 статьи 5 этого Закона. Кроме того, указанная часть 2.3 предлагается в новой редакции.
Часть 1 статьи 2 Федерального закона N 335-ФЗ дополняется пунктами 4 и 5, предлагающими новые понятия "обособленное имущество" и "совместное имущество", из содержания которых неясно, о каком "общем имуществе" идет речь и как оно отделяется от "обособленного имущества".
Положения проектируемой части 1.1 статьи 3 данного закона предлагают создание инвестиционного товарищества с обособленным имуществом. Из содержания проектируемых положений неясно, что следует понимать под "обособленным имуществом", что оно включает в себя, как оно будет обособляться от "совместного имущества" и для каких целей будет осуществляться такое "обособление имущества". При этом возможность создания инвестиционного товарищества с обособленным имуществом обуславливается тем, что его управляющим товарищем должно быть акционерное общество "Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций" или его дочернее или зависимое общество, либо иное лицо, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации. Пояснительная записка не содержит обоснования установления такого условия для создания этого товарищества.
Законопроектом предлагается использование термина "товарищ-вкладчик", в то же время содержание данного термина не раскрывается, понятие не дается, в связи с чем неясно, кого следует относить к этой категории товарищей. Кроме того, следует привести к единообразию используемую в Федеральном законе N 335-ФЗ терминологию "товарищ", "товарищ-вкладчик", "товарищ-вкладчик в общее имущество".
Согласно проектируемому предложению части 9 статьи 3 Федерального закона N 335-ФЗ "изменение состава участников договора инвестиционного товарищества по любому основанию не требует получения согласия третьих лиц по договорам, заключенным от имени всех или нескольких участников договора инвестиционного товарищества (в том числе корпоративным договорам), либо соблюдения преимущественных прав, или иных аналогичных прав в отношении третьих лиц, связанных с изменением состава участников договора инвестиционного товарищества, если иное не предусмотрено договорами". Из используемого в конце проектируемого предложения словосочетания "если иное не предусмотрено договорами" неясно, в каком договоре следует предусмотреть иное - в договоре с третьими лицами (контрагентами управляющего товарища), в договоре инвестиционного товарищества либо в договоре, на основании которого произошли изменения в составе участников инвестиционного товарищества. Кроме того, проектируемое предложение части 9 статьи 3 Федерального закона N 335-ФЗ дублирует положения части 1 статьи 15 данного Закона, в соответствии с которыми при передаче товарищем-вкладчиком своих прав другому лицу согласие контрагентов по договорам, заключенным от имени всех участников договора инвестиционного товарищества, на перевод долга по общим договорным обязательствам не требуется.
Проектируемое изменение в часть 1 статьи 8 Федерального закона N 335-ФЗ, предусматривает возможность нотариального удостоверения договора инвестиционного товарищества и иных соглашений и изменений по нему не только по месту нахождения уполномоченного управляющего товарища, но и по месту нахождения управляющего товарища или любого из товарищей-вкладчиков. Вместе с тем пояснительная записка не содержит обоснования необходимости такого изменения. При этом теряется первоначальный смысл о минимизации каких-либо злоупотреблений со стороны иных лиц, связанных с внесением изменений в указанные документы.
В проектируемой части 4.1 статьи 5 Федерального закона N 154-ФЗ неясно, о каких решениях наблюдательного совета Общества идет речь (решение о создании фонда, решение о доверительном управлении фондом).
Учитывая, что в законопроекте определены положения, относящиеся к деятельности Банка России, необходимо соблюдение требований статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на основании которых проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.