Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1170972-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики), внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагаются меры по совершенствованию налогового администрирования налога на добавленную стоимость (далее - НДС), акцизов, налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ), налога на прибыль организаций, упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), государственной пошлины, налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), страховых взносов.
1. В части налогообложения НДС.
Поправкой в статью 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) предлагается решение проблемы, связанной с вопросом порядка уплаты НДС при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации иностранными лицами в случаях, когда указанные лица состоят на учете в налоговых органах, но основания постановки их на учет не связаны с осуществлением указанными иностранными лицами операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. Например, в случаях, когда:
иностранное лицо состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации и это обособленное подразделение не реализует указанные товары (работы, услуги);
иностранное лицо состоит на учете в налоговом органе только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств или открытием счета в банке.
Необходимость внесения указанной поправки возникла в связи с определением Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) от 24.11.2016 N 2518-О, в котором было отмечено, что разрешение вопроса об исполнении обязанности по уплате НДС самой иностранной организацией или налоговым агентом - ее контрагентом зависит от того обстоятельства, поставлена либо нет иностранная организация (ее представительство) на налоговый учет в Российской Федерации. В случае если иностранная организация в лице своего представительства состоит на налоговом учете в Российской Федерации, по мнению КС РФ, на нее возлагается обязанность по уплате сумм НДС в отношении совершенных на территории Российской Федерации налогооблагаемых операций.
Между тем, учитывая нецелесообразность возложения на иностранных лиц исполнение обязанностей налогоплательщика НДС в вышеперечисленных случаях (т.е. когда постановка на учет в налоговых органах иностранных лиц осуществляется по обстоятельствам, не связанным с реализацией товаров (работ, услуг) "головным" иностранным лицом, в том числе, когда основанием для постановки на учет в налоговых органах является лишь наличие недвижимого имущества и (или) транспортных средств или открытие счета в банке) законопроектом предлагается распространить на указанные случаи режим налогового агентирования, применяемый в настоящее время при реализации товаров (работ, услуг) иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговых органах.
Поддерживая предлагаемый Правительством Российской Федерации подход, Комитет предлагает при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении рассмотреть следующие вопросы:
приведение терминологии поправок в статью 161 НК в соответствие с положениями статьи 83 НК, определяющими случаи и основания постановки на учет в налоговых органах, в том числе иностранных организаций, а также приведение в соответствие терминологии поправок в пункты 1 и 5 статьи 161 НК;
о распространении института налогового агентирования на случаи, если иностранные организации состоят на учете в налоговых органах Российской Федерации в связи с оказанием услуг в электронной форме на основании пункта 4.6 статьи 83 НК (в противном случае иностранные организации, которые состоят на учете в налоговых органах только в связи с оказанием электронных услуг, будут поставлены в исключительное положение по отношению к другим иностранным лицам и должны будут исчислять и уплачивать НДС в бюджет по иным (кроме предусмотренных статьей 174.2 НК) операциям несмотря на фактическое отсутствие их на территории Российской Федерации.
2. Законопроектом предлагаются системные поправки в часть вторую Налогового кодекса и Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в связи с прекращением с 01.01.2021 применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).
При подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается рассмотреть вопрос о дополнении законопроекта системными техническими поправками, связанными с прекращением применения ЕНВД (в частности, в подпункт 3 пункта 2 статьи 18, пункт 4 статьи 55, подпункт 3 пункта 2 статьи 105.14 части первой НК, абзац третий пункта 6.1 статьи 346.6, в пункт 4.1 статьи 346.13, в абзац четвертый пункта 2.1 статьи 346.25, подпункт 6 пункта 1 статьи 427, подпункт 4 пункта 9 статьи 430 части второй НК, о признании утратившей силу главы 26.3 НК).
3. В части налогообложения акцизами законопроектом предусматривается:
плановое установление ставок акцизов на 2024 год с учетом прогнозируемого уровня инфляции в размере 4 процентов;
уточнение условий для возможности применения с 1 января 2022 г. права на "обратный" акциз на этан и сжиженные углеводородные газы (далее - СУГ);
исключение обязанности налогоплательщика по подаче в налоговый орган (таможенный орган) уведомления о минимальных розничных ценах (в связи с началом применения с 01.04.2021 единой минимальной цены табачной продукции, рассчитываемой на основании минимального значения ставки акциза, установленной с 01.01.2021);
уточнение порядка применения налогового вычета по акцизам на виноматериалы, виноградное и фруктовой сусло, а также на виноград, используемые в качестве сырья для производства алкогольной продукции (для налогоплательщиков, производящих алкогольную продукцию из покупного винограда, предусматривается требование, что такой виноград должен быть приобретен у лица, в пользовании которого имеются виноградные насаждения и который непосредственно вырастил указанный виноград; для налогоплательщиков, осуществляющих производство алкогольной продукции из приобретенных виноматериалов, виноградного или фруктового сусла, устанавливается требование подтверждения факта уплаты акциза при их приобретении).
В рамках донастройки демпфирующего механизма, применяемого при определении налогового вычета по акцизу на нефтяное сырье, законопроектом предусматривается:
снижение с 1 мая по 31 декабря 2021 г. условного значения средней оптовой цены реализации на территории Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 с 56 300 рублей до 52 300 рублей;
снижение с 1 января 2022 г. уровня ежегодной индексации условных значений средних оптовых цен реализации на территории Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 с 5 до 3 процентов;
исключение из формулы определения размера демпфирующей надбавки к налоговому вычету по акцизу на нефтяное сырье дальневосточных надбавок, применяемых с целью возмещения затрат на перевозку моторного топлива в направлении Дальневосточного федерального округа.
В отношении предлагаемых поправок в пункт 3 статьи 187.1 НК в части, касающейся представления уведомления о максимальных розничных ценах табачной продукции, следует оценить целесообразность разработки формы (структуры) указанного уведомления, учитывая, что данное уведомление планируется представлять только в электронном виде.
4. В части налогообложения налогом на доходы физических лиц законопроектом предусматривается:
отмена обязанности налогоплательщиков по представлению налоговых деклараций (форма 3-НДФЛ) в случае реализации недвижимого имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии превышения сумм налоговых вычетов при продаже такого имущества (250 000 рублей либо 1 000 000 рублей) над соответствующими доходами;
электронная форма передачи банками в налоговые органы информации о суммах выплаченных физическим лицам процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
При подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается обсудить следующие вопросы:
целесообразность утверждения формы представления банками указанной информации (принимая во внимание, что указанная информация будет представляться только в электронной форме);
необходимость уточнения предлагаемой законопроектом редакции поправок в статью 229 НК (в частности, предлагается рассмотреть вопросы: о конкретизации видов недвижимого имущества, при реализации которого у налогоплательщика возникнет право не представлять налоговую декларацию при соблюдении определенных условий; исключения указания на то, что при реализации указанного имущества налогоплательщик реализует право на имущественный вычет, принимая во внимание, что налогоплательщик налоговую декларацию не будет представлять и этот налоговый вычет формально заявлять не будет).
5. В части налогообложения налогом на прибыль организаций законопроектом предлагается:
перенести для организаций культуры, а также для библиотек, архивов, музеев срок уплаты налога на прибыль организации за 2020 и 2021 год на март 2022 г. с освобождением их от уплаты авансовых платежей по указанному налогу за эти периоды (подпункт "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам принятия дополнительных мер государственной поддержки организаций, осуществляющих в 2021 и 2022 годах отдельные виды культурной деятельности в Российской Федерации от 25.12.2020 N Пр-2216);
в целях урегулирования неоднозначной правоприменительной практики - уточнить порядок учета расходов по осуществлению работ, связанных с реконструкцией (модернизацией) объекта основного средства по окончании срока полезного использования, с применением метода амортизации к реконструированному (модернизированному) основному средству;
синхронизировать срок действия нормы о 50-процентном ограничении по переносу убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах при исчислении налога на прибыль организаций (заканчивается 31.12.2021) со сроком действия нормы о перераспределении ставки налога на прибыль организаций из регионального бюджета в федеральный (действует до 31.12.2024), поскольку такое ограничение по переносу убытков является источником компенсации потерь субъектов Российской Федерации в результате вышеуказанного перераспределения налога на прибыль организаций;
расширение перечня расходов на НИОКР за счет расходов на приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности по договору об их отчуждении или лицензионному договору (в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях или опытно-конструкторских разработках);
при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывать доходы в виде полученных общероссийскими спортивными федерациями или профессиональными спортивными лигами целевых отчислений, удержанных с организаторов азартных игр публично-правовой компанией "Единый регулятор азартных игр" в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 N 493-ФЗ (соответствующие изменения в указанный Федеральный закон вступают в силу с 27.09.2021).
в целях урегулирования порядка налогообложения доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации предусматривается норма, аналогичная действующим нормам для процентных доходов, выплачиваемых по долговым обязательствам российских организаций, а именно: перечень доходов, подлежащих налогообложению, выплачиваемых иностранной организации и не связанных с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, дополняется процентными доходами от долговых обязательств индивидуальных предпринимателей, а также от долговых обязательств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (поправка в статью 309 НК).
При подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается дополнительно обсудить положения статьи 4 законопроекта, которой предусматривается перенос для организаций культуры, а также для библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры срока уплаты налога на прибыль организации за 2020 и 2021 г.г. на 28 марта 2022 г. с освобождением их от уплаты авансовых платежей по этому налогу за указанные налоговые периоды, в частности, целесообразность:
используемых в ней терминов, не определенных в законодательстве Российской Федерации ("организации культуры", "другие объекты культуры"), что может привести к вопросам в правоприменительной практике;
устанавливаемого указанной статьей срока уплаты налога на прибыль организаций за налоговый период 2021 года (28 марта 2022 г.), учитывая, что указанная дата совпадает датой, установленной пунктом 4 статьи 289 НК;
разработки механизма предоставления освобождения от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль (поскольку законопроект не определяет, должны ли будут налогоплательщиками для этого представляться уточненные "обнуленные" расчеты по авансовым платежам по налогу на прибыль организаций и заявления о возврате (зачете) сумм указанных авансовых платежей и налога на прибыль организаций, либо отмена обязанности по исчислению авансовых платежей будет реализована иным способом);
использования термина "основной вид деятельности" организаций культуры, поскольку это допускает его трактовку как вида деятельности, который имеет наибольший удельный вес в общем объеме оказанных услуг, что может привести к проблемам в правоприменительной практике. При этом необходимо принимать во внимание, что в соответствии с подпунктом "п" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) предусматривается указание кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) без выделения основных видов деятельности. Разделы 90 и 91 ОКВЭД, включающие в себя виды деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, также не разделяют указанные виды деятельности на основные и дополнительные (в указанных пунктах используется термин "группировка"). В связи с этим для целей реализации рассматриваемой законодательной меры предлагается определять виды деятельности, осуществляемые организациями, имеющими право на освобождение от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций и перенос срока уплаты этого налога за налоговые периоды 2021 - 2022 г.г., на основании видов экономической деятельности, классифицируемых на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД и содержащимся в ЕГРЮЛ.
6. В части порядка взимания государственной пошлины законопроектом предусматривается:
приведение перечня юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, за совершение которых уплачивается государственная пошлина, в соответствие с перечнем таких регистрационных действий, которые Банк России совершает в настоящее время согласно действующей редакции Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (с учетом Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг");
освобождение от уплаты государственной пошлины детей-инвалидов в отношении тех юридически значимых действий, в отношении которых предусмотрены льготы для инвалидов I и II групп: при обращении в суды общей юрисдикции, а также освобождение на 50 процентов за совершение нотариальных действий (в целях обеспечения равенства прав инвалидов).
При подготовке законопроекта ко второму чтению предлагается рассмотреть вопрос о распространении указанной льготы не только на детей-инвалидов, а на всех детей в возрасте от 14 до 18 лет в случаях, определенных частью 4 статьи 17 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предусмотрено право детей указанного возраста лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Принятие такой поправки поставило бы в равные условия детей указанного возраста и истцов при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка (освобождение истцов от уплаты госпошлины при рассмотрении указанных дел предусмотрено подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.36 НК вне зависимости от того, является ребенок инвалидом или нет).
7. В части налогообложения при добыче полезных ископаемых законопроектом предусматривается:
ограничение суммарного объема льгот по налогу на прибыль организаций и НДПИ, применяемого участниками региональных инвестиционных проектов (далее - РИП), объемом капитальных вложений, определяющим сумму финансирования соответствующего РИП (в целях повышения эффективности предоставления налоговых льгот участникам РИП);
предоставление налогоплательщикам права на применение понижающего коэффициента к налоговой ставке по НДПИ при добыче трудноизвлекаемых запасов природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с мерами налогового стимулирования разработки туронских залежей, поскольку коллекторские свойства их продуктивных отложений практически идентичны;
корректировка формулы расчета коэффициента , применяемого при определении НДПИ в отношении нефти и характеризующего надбавку за изменение механизма демпфера с 2020 года, показателей при определении базовых цен экспортной альтернативы для моторного топлива (в целях обеспечения синхронизации норм налогового и бюджетного законодательства).
8. Законопроектом уточняется порядок восстановления сумм страховых взносов за расчетный (отчетный) период, в котором произошло превышение установленного пунктом 9 статьи 427 НК совокупного размера прибыли либо утрачен статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково":
указанные суммы подлежат восстановлению с учетом уменьшения на величину уплаченных за этот период страховых взносов;
восстановление сумм страховых взносов не осуществляется плательщиками страховых взносов, утратившими указанный выше статус по истечении 10 лет со дня его получения.
К законопроекту имеются замечания юридико-технического характера. В частности, в статье 5 законопроекта следует конкретизировать нормы Налогового кодекса Российской Федерации, порядок применения которых регулируется указанной статьей законопроекта.
При подготовке законопроекта ко второму чтению представляется целесообразным проведение дополнительного анализа мер, предусмотренных основными направлениями налоговой политики на период 2021 - 2023 г.г. с целью определения необходимости их реализации в рассматриваемом законопроекте, а также оценки необходимости продления сроков действия норм, истекающих 31.12.2021, с целью возможности их учета при планировании федерального бюджета на очередной плановый период.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1170972-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.