С целью выявления фактов распространения информации, склоняющей несовершеннолетних к асоциальному поведению, а также причиняющей вред здоровью и развитию обучающихся приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
- методические рекомендации по сбору и обработке информации с аккаунтов обучающихся в социальных сетях;
- порядок мониторинга аккаунтов обучающихся в социальных сетях.
2. Отделу воспитания и дополнительного образования комитета образования и науки Курской области (Тулиева О.Л.) в течение одного рабочего дня после подписания довести настоящий приказ до сведения руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, руководителей подведомственных образовательных организаций, а также разместить настоящий приказ на официальном сайте комитета образования и науки Курской области.
3. Рекомендовать руководителям образовательных организаций всех типов и видов организовать и проводить мониторинг аккаунтов обучающихся в социальных сетях ежегодно в сентябре, январе, мае.
4. Рекомендовать руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Курской области, руководителям образовательных организаций всех типов и видов в целях активизации работы по выявления фактов распространения информации, склоняющей несовершеннолетних к асоциальному поведению, прилагаемые методические рекомендации к использованию в работе.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя комитета образования и науки Курской области Уколова А.Ф.
Председатель комитета |
Н.А. Пархоменко |
Утверждено
приказом комитета образования и науки
Курской области
от 20.05.2021 г. N 1-552
Методические рекомендации
по сбору и обработке информации с аккаунтов обучающихся в социальных сетях
Развитие информационного общества предполагает внедрение информационных технологий во все сферы жизни, но это означает и появление новых угроз безопасности - от утечек информации до кибертерроризма. Дистанционное обучение значительно увеличило время пребывания несовершеннолетних в социальных сетях. В силу возрастных особенностей подростки чаще всего делятся событиями жизни, переживаниями, мыслями в социальных сетях.
Специалистам образовательных организаций необходимо осуществлять анализ аккаунтов детей и подростков, требующих повышенного педагогического внимания - с повышенной тревожностью, причисляющих себя к различным субкультурам, с отклоняющимся поведением, проявляющим агрессию и т.д.
Можно выявить признаки следующих видов отклоняющегося поведения: аддиктивного, суицидального, агрессивного, медиазависимого, виктимного.
Одним из важных условий эффективности проводимой работы является осведомленность специалистов в вопросах общей безопасности в сети Интернет, родительского контроля, специфики анализа аккаунтов.
Первым шагом в работе с аккаунтами обучающихся является определение представителя образовательной организации для осуществления контроля организации и проведения мониторинга, а также подбор специалистов образовательной организации, которые будут заниматься непосредственно мониторингом социальных сетей. В роли данных специалистов должны выступать сотрудники 00, которые имеют навыки работы в социальных сетях. На усмотрение руководства образовательной организации мониторинг может быть закреплен за классным руководителем. В случае, если классный руководитель не имеет навыка работы в социальных сетях, то ответственным за мониторинг в данном классе может быть назначен педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе.
Второй шаг - информирование родителей (законных представителей) обучающихся по безопасному поведению в сети Интернет, по контролю за безопасным поведением детей в социальных сетях. В Приложении 1 указана тематика бесед с родителями по профилактике деструктивного поведения.
Перед проведением мониторинга аккаунтов обучающегося в социальных сетях на каждого обучающегося класса необходимо составить характеристику ребенка (Приложение 2). Если видимых изменений нет в течение года, характеристика пишется 1 раз.
Перечень социальных сетей для проведения анализа контента: ВКонтакте, Instagram, TikTok, Likee.
ВКонтакте - ресурс, который может дать достаточно информации для косвенной оценки психоэмоционального состояния ребенка. Не всегда аккаунт подростка можно обнаружить или идентифицировать. Аккаунт может быть закрытым. Часто подростки имеют устаревшие неиспользуемые аккаунты, несколько аккаунтов. Подростки часто изменяют имя на страницах, прячутся за чужими именами. Подобные аккаунты возможно отследить через пересечение с аккаунтами друзей и/или родственников, а также через сообщества школы и других организаций (сообщества класса, творческие объединения), если в них состоит подросток или его друзья/родственники/одноклассники.
Алгоритм анализа аккаунта обучающегося в сети ВКонтакте
- имя пользователя, статус (фраза под именем), аватар (главное фото);
- "подробная информация" (дата рождения, родной город, место обучения, контактная информация, жизненная позиция, личная информация, подписки, музыка, видео, родственники);
- частота и время посещения, активность на странице (в какое время посещает страницу чаще всего - ночью, вечером, утром);
- фото со страницы пользователя (лайки, комментарии, отметки друзей);
- записи на стене (их тематика, закрепленные записи, комментарии);
- друзья (аналогичный мониторинг друзей при наличии деструктивных проявлений).
Instagram (Инстаграм) - приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей.
Алгоритм анализа профиля обучающегося в сети Instagram
- имя пользователя, аватар (главное фото), информация, указанная в профиле;
- специфика сторис, сохранение сторис в актуальном;
- активность на странице, лайки, специфика публикаций, отметки других пользователей;
- тематика подписчиков (аналогичный мониторинг при наличии деструктивных проявлений).
Аналогичные алгоритмы следует применять при анализе TikTok и Likee.
К деструктивным проявлениям в социальных сетях следует относить наличие на странице "подозрительных" фотографий и групп, лайков на деструктивных форумах.
В случае выявления деструктивных проявлений в социальных сетях и констатация внешних, поведенческих, соматических и физиологических признаков отклоняющегося поведения специалисту необходимо:
- заполнить карту наблюдения (Приложение 3);
- организовать соответствующую индивидуальную профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с обучающимся;
при наличии явных признаков отклоняющегося поведения организовать межведомственное взаимодействие субъектов профилактики.
Карта наблюдений за аккаунтами обучающихся в социальных сетях составлена на основе индикаторов, позволяющих выявить прямые и косвенные признаки деструктивного поведения. Она позволяет систематизировать процесс наблюдения и своевременно выявить изменения, указывающие на возникновение и развитие негативных тенденций в поведен и обучающегося.
Специалисты, ответственные за мониторинг аккаунтов обучающихся в социальных сетях, необходимо вести "Журнал учета работы по мониторингу аккаунтов обучающихся в социальных сетях". На основе данного журнала создается банк данных аккаунтов и контроль динамики деструктивных проявлений несовершеннолетних (Приложение 4).
Приложение 1.
Примерная тематика бесед с родителями по профилактике деструктивного поведения
Для родителей обучающихся 1 - 4 класса
1. Безопасное использование гаджетов в начальной школе,
Рассматриваемые вопросы: использование гаджетов в соответствии с возрастом - обучение способам поиска информации, ограничение по времени, настройки безопасности ("родительски контроль", "детский контроль"), влияние чрезмерного использования гаджетов на психическое развитие ребенка.
2. Опасность чрезмерной вовлеченности ребенка в информационное пространство.
Рассматриваемые вопросы: влияние киберпространства на внутрисемейные отношения, вероятность усвоения моделей деструктивного поведения.
3. Права и обязанности родителей в контроле медиапотребления детей.
Рассматриваемые вопросы: ответственность родителей за воспитание и образование несовершеннолетних в рамках законодательства Российской Федерации.
4. Противоправные действия в отношении несовершеннолетних в сечи Интернет.
Рассматриваемые вопросы: информирование родителей о преступлениях сексуального характера в отношении детей, вовлечении детей в деструктивные сообщества в социальных сетях, подстрекательстве к совершению противоправных действий.
Для родителей обучающихся 5 - 11 классов
1. Деструктивные группы и сообщества социальных сетей.
Рассматриваемые вопросы: обзор деструктивных сообществ экстремистского, суицидального, наркогенного содержания, криминально-асоциальных сообществ и других групп, содержащих информацию о немедицинском употреблении лекарственных препаратов, ПАВ, самоповреждениях и пр.
2. Права и обязанности родителей в контроле медиапотребления детей.
Рассматриваемые вопросы: уголовная и административная ответственность родителей (законных представителей) за нарушение несовершеннолетними детьми законодательства Российской Федерации, механизм привлечения родителей к ответственности.
3. Оказание помощи подростку в кризисной ситуации.
Рассматриваемые вопросы: информирование родительской общественности о режиме работы и возможностях школьной социально-психологической службы, работа муниципальных центров психолого-педагогического сопровождения, телефонов доверия.
4. Особенности взаимоотношений со сверстниками в социальных сетях как фактор риска отклоняющегося поведения.
Рассматриваемые вопросы: особенности общения подростков в сети Интернет, обзор популярных социальных сетей и мессенджеров.
5. Пусковые механизмы деструктивного поведения подростка.
Рассматриваемые вопросы: причины и факторы чрезмерной вовлеченности подростков в информационное пространство, психологическая зрелость и персональный уровень жизнестойкости подростка, способность противостоять жизненным трудностям.
6. Противоправные действия в отношении несовершеннолетних в сети Интернет.
Рассматриваемые вопросы: риски вовлечения подростков преступные сообщества, финансовые преступления в отношении несовершеннолетних, маркеры поведения подростков, провоцирующих совершение противоправных действий в их отношении.
7. Семейные традиции цифрового общества.
Рассматриваемые вопросы: культура потребления медиаинформации в семье, важность живого общения членов семьи, информационная гигиена членов семьи.
Приложение 2.
Примерная характеристика на обучающегося
1. Фамилия, имя, отчество, возраст, класс, в котором обучается.
2. С какого времени обучается в данной 00, краткая характеристика из предыдущей школы (если менялось место обучения),
3. Фамилия, имя, отчество родителей, братьев и сестер, особенности взаимоотношений в семье.
4. Состояние здоровья.
5. Наличие или отсутствие увлечений (посещение музыкальной, художественной школы, кружков и секций, любительское или профессиональное занятие спортом).
6. Круг общения ребенка в школьном коллективе.
7. Принадлежность к субкультуре (при выявленных проявлениях).
8. Моральные и волевые качества, черты характера, особенности поведения, общественная активность.
Приложение 3.
Карта
наблюдения за активностью обучающегося в социальных сетях
Фамилия, имя обучающегося __________________________ Класс _____ Дата _____________
N |
Индикаторы наблюдения |
Количество баллов |
1 |
Отсутствие на аватаре подлинного фото, замена на абстрактное изображение. Замена личных данных на вымышленные. |
1 - при наличии, 0 - при отсутствии |
2 |
Главное фото, имя и даты имеют деструктивный (символический) характер |
2 - при наличии, 0 - при отсутствии |
3 |
Наличие личных комментариев под фото, постами, указывающих на эмоциональную нестабильность, резкие перепады настроения, статуса неоднозначного статуса |
1 - при наличии, 0 - при отсутствии |
4 |
Наличие статуса деструктивного характера |
2 - при наличии, 0 - при отсутствии |
5 |
Небольшое количество друзей, отсутствие общения со сверстниками, резкое изменение прежнего круга общения |
1 - при наличии, 0 - при отсутствии |
6 |
Наличие фото, демонстрирующие факты употребления ПАВ и склонность к риску (на крыше, мосту, железной дороге), жестокое обращение с животными |
2 - с собственным участием, 1 - без собственного участия, 0 - отсутствие |
7 |
Наличие записей на странице специфических слов и словосочетаний (агрессивного содержания, жаргонизмов) |
1 - при наличии, 0 - при отсутствии |
8 |
Наличие записей на странице терминов из фармакологии, прямых или косвенных высказываний о намерении ухода из жизни |
2 - при наличии, 0 - при отсутствии |
9 |
Повышенный интерес к вопросам смерти, подписка на сообщества, отражающие данные вопросы, изображения кладбищ и гробов |
2 - при наличии, 0 - при отсутствии |
10 |
Наличие специфических интересов к лекарствам и психоактивным веществам (видео с людьми под воздействием ПАВ, подписка на сообщества, пропагандирующие ПАВ, изображения шприцев, конопли, клея и пр.) |
2 - при наличии, 0 - при отсутствии |
11 |
Наличие интереса к фактам нанесения телесных повреждений и самоповреждений (изображения синяков, ссадин, шрамов, порезов, ожогов) |
2 - при наличии, 0 - при отсутствии |
12 |
Наличие подписок на сообщества, пропагандирующие расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия) |
2 - при наличии, 0 - при отсутствии |
13 |
Наличие повышенного внимания к оружию |
1 - при наличии, 0 - при отсутствии |
14 |
Наличие внимания к применению и изготовлению оружия вне компьютерных игр и исторического, познавательного контекста |
2 - при наличии, 0 - при отсутствии |
15 |
Наличие повышенного интереса к сообществам нацистской, фашистской тематики, позиция оправдания убийств |
2 - при наличии, 0 - при отсутствии |
16 |
Наличие подписок и комментариев в пабликах околополитического содержания, призывающих подростков к нарушениям закона |
2 - при наличии, 0 - при отсутствии |
17 |
Отсутствие увлечений, соответствующих возрасту |
1 - при наличии, 0 - при отсутствии |
18 |
Наличие повышенного интереса к комиксам и аниме |
1 - при наличии, 0 - при отсутствии |
19 |
Наличие повышенного интереса к хентай манга (порно-комиксам) |
2 - при наличии, 0 - при отсутствии |
20 |
Факты подражания героям компьютерных игр, активная вовлеченность в сообщества, связанных с компьютерными играми |
2 - при наличии, 0 - при отсутствии |
21 |
Наличие информации (посты, статусы), свидетельствующие о наличии конфликтов с близкими людьми, родителями и т.д. |
2 - при наличии, 0 - при отсутствии |
22 |
Наличие неодобрительных, оскорбительных и уничижительных комментариев по фото и постами, свидетельствующие о троллинге и буллинге |
2 - при наличии, 0 - при отсутствии |
Подсчитывается общая сумма баллов:
0 - 3 балла - низкая степень риска деструктивного поведения;
4 - 9 баллов - умеренная степень риска деструктивного поведения;
10 - 20 баллов - значительная степень риска деструктивного поведения;
21 - 32 баллов - высокая степень риска деструктивного поведения.
Приложение 4
Журнал учета
работы по мониторингу аккаунтов обучающихся в социальных сетях
Дата мониторинга |
ФИОН лица, проводившего мониторинг |
Фамилия, имя обучающегося, класс |
Ссылка на аккаунт |
Результат (количество баллов, степень риска) |
Подпись лица, проводившего мониторинг |
Подпись представителя администрации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Утверждено
приказом комитета образования и науки
Курской области
от 20.05.2021 г. N 1-552
Порядок мониторинга
аккаунтов обучающихся в социальных сетях
1. Основные положения
1.1. Порядок мониторинга социальных сетей по выявлению факторов распространения информации, склоняющей несовершеннолетних к асоциальному поведению (далее - мониторинг), разработан в целях анализа и оценки социальных сетей, посещаемых детьми, по своевременному выявлению информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Мониторинг направлен на изучение контента, размещенного на страницах социальных сетей несовершеннолетних.
1.2. Задачами мониторинга является: определение круга пользователей социальными сетями из числа обучающихся образовательной организации; выявление несовершеннолетних, являющихся условными лидерами (наиболее популярных пользователей); выявление признаков девиантного поведения несовершеннолетних.
1.3. Предметом мониторинга является информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, а именно: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; содержащая изображение или описание сексуального насилия; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера; о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), позволяющая прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего; побуждающая детей вступить в различные секты.
2. Механизм осуществления мониторинга
2.1. Обязанность педагогов осуществлять мониторинг социальных сетей по выявлению фактов распространения информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, определяется приказом директора образовательной организации.
2.2. Мониторинг осуществляется на основе данных, получаемых педагогами в социальных сетях, расположенных в сети "Интернет", к которым могут относиться: Вконтакте, Одноклассники, Instagram, Twitter, Likee, Tik tok.ru,
2.3. Мониторинг осуществляется не реже 3 раз в год (сентябрь, январь, май), а в отношении несовершеннолетних, стоящих на различных видах профилактического учета, не реже 1 раза в месяц.
2.4. Анализ на странице социальных сетей несовершеннолетних осуществляется по карте наблюдения за активностью обучающегося в социальных сетях (методические рекомендации, Приложение 3)
2.5. Исследование социальных сетей осуществляется в следующем порядке:
2.5.1. В случае "Открытого профиля" (аккаунт доступен для просмотра пользователей, не состоящих в "друзьях" с пользователем, чей аккаунт изучается и доступном для просмотра) осуществляется изучение информации на главной странице аккаунта несовершеннолетнего (в том числе разделы "Фотография профиля", информация размещенная на основной стене аккаунта "Все записи"), а также изучение информации, размещенной в специализированных вкладках на странице несовершеннолетнего (в том числе разделы, "Фотографии", "Подробная информация о себе", "Жизненная позиция", "Личная информация", "Аудиозаписи", "Закрепленная информация", "Подписки").
2.5.2. В случае "Закрытого профиля" (аккаунт не доступен для просмотра пользователей, не состоящих в "друзьях" с пользователем) осуществляется изучение доступной информации, в том числе: основное фото, "статус" (в случае наличия), доступная для просмотра "информация о себе" ("День рождения", "Город", "Место учебы"). В случае "Закрытого профиля", с целью его изучения рекомендуется добавиться к несовершеннолетнему в друзья.
3. Результаты мониторинга
3.1. При обнаружении значительного и высокого рисков деструктивного поведения педагог сообщает о выявленных фактах заместителю директора по ВР образовательной организации.
3.2. Педагог предоставляет информацию заместителю директора по ВР образовательной организации по форме согласно приложению к настоящему порядку (Приложение 1) до 3 октября, 3 февраля, 30 мая ежегодно.
Приложение 1
Отчет
о мониторинге социальных сетей по выполнению фактов распространения информации, склоняющей обучающихся к асоциальному поведению
ФИО |
Дата мониторинга |
Социальные сети, в которых зарегистрирован (Вконтакте, Одноклассники, Instagram, Likee, Tik tok) |
Наличие закрытых аккаунтов (при наличии) |
Содержание на странице, в том числе группах, подписках |
Результат |
|||||
Суицидальной направленности |
Экстремистской тематики |
Жестокое отношение |
Алкоголь, наркотики |
Порнография |
АУЕ |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Классный руководитель ________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета образования и науки Курской области от 20 мая 2021 г. N 1-552 "Об организации в образовательных организациях Курской области мониторинга аккаунтов обучающихся в социальных сетях"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Текст приказа опубликован на официальном сайте Комитета образования и науки Курской области (http://www.komobr46.ru)