Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27 мая 2021 г. N 44-УДП21-14-К7
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Колышницына А.С.
судей Земскова Е.Ю., Шмотиковой С.А.
при секретаре Воронине М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Ткачева И.В. на кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 октября 2020 года.
Заслушав доклад Судьи Верховного Суда Российской Федерации Земскова Е.Ю., мнение представителя Генеральной прокуратуры прокурора Бесполихина И.А., поддержавшего доводы кассационного представления, возражения против доводов представления адвоката Хохлова С.А. и осужденного Бачурина К.А.
установила:
по приговору Березниковского городского суда Пермского края от 5 марта 2020 года
Бачурин Константин Анатольевич, ..., несудимый,
осужден по ч. 1 ст. 228 1 УК РФ к 4 годам лишения свободы; по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228 1 УК РФ, ст. 64 УК РФ, к 7 годам лишения свободы; по ч. 1 ст. 231 УК РФ к 10 месяцам лишения свободы. В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно Бачурину К.А. назначено 8 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 4 июня 2020 года приговор оставлен без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 октября 2020 года приговор и апелляционное определение в отношении Бачурина К.А. изменены. Действия Бачурина К.А. переквалифицированы с ч. 1 ст. 228 1, ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228 1 УК РФ на ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228 1 УК РФ, по которой назначено 7 лет лишения свободы. На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 231, ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228 1 УК РФ, путем частичного сложения наказаний окончательно Бачурину К.А. назначено 7 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. В остальной части судебные решения оставлены без изменения.
По приговору суда, с учетом внесенных изменений, Бачурин признан виновным и осужден за покушение на незаконный сбыт наркотических средств, в крупном размере и за незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства, в крупном размере.
Преступления осужденным совершены 20 ноября 2019 года и в период с 2017 года до 21 ноября 2019 года в г. ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции и направлении дела в отношении Бачурина К.А. на новое кассационное рассмотрение в связи с неправильным применением судом кассационной инстанции уголовного закона, а именно, в связи с необоснованной квалификацией действий осужденного, связанных со сбытом И. марихуаны и покушением на незаконный сбыт марихуаны, обнаруженной у осужденного, в его доме и на даче как одного продолжаемого преступления, поскольку, как обращается внимание в кассационном представлении, установленные судом первой инстанции фактические обстоятельства дела, свидетельствуют о самостоятельных умыслах Бачурина на сбыт наркотического средства И. в ходе проверочной закупки и на последующий сбыт хранившегося у него наркотического средства.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 401 15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Как установлено судом в приговоре, Бачурин, имея умысел на незаконный сбыт наркотических средств, культивировал коноплю массой 1799,4 г, часть которой высушил и изготовил из нее наркотическое средство марихуану массой не менее 73,62 г., которое незаконно хранил в квартире - 71,84 г и при себе - 1,78 г. с целью последующего сбыта. 20 ноября 2019 года к Бачурину обратился И. действующий в качестве покупателя при проведении проверочной закупки в отношении Бачурина, которому осужденный за 5000 рублей продал 5,72 г. марихуаны, после этого Бачурин был задержан, а наркотическое средство, которое осужденный намеревался в последующем сбыть, было изъято. Указанные действия осужденного квалифицированы судом первой инстанции по ч. 1 ст. 228 1 и ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228 1 УК РФ.
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, рассматривая уголовное дело в отношении Бачурина, не согласился с квалификацией действий осужденного, как отдельных самостоятельных преступлений и посчитал, что действия Бачурина, связанные со сбытом и с хранением с целью сбыта наркотических средств, следует квалифицировать как одно продолжаемое преступление.
При этом в обоснование своих выводов суд кассационной инстанции указал, что согласно приговору Бачурин культивировал растения, содержащие наркотические средства в целях сбыта, с этой целью хранил дома и на даче изготовленное им наркотическое средство и, действуя с единым умыслом, предпринял меры по его сбыту И. При этом, как указал суд кассационной инстанции, согласно приведенному в приговоре описанию преступных действий, умысел осужденного на сбыт изъятого наркотического средства был сформирован изначально.
Между тем, по смыслу закона, продолжаемыми являются преступления, складывающиеся из ряда тождественных преступных деяний, совершаемых, как правило, через незначительный промежуток времени, в одной и той же обстановке, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление. В продолжаемом посягательстве акты преступного деяния связаны между собой объективными обстоятельствами, местом, временем, способом совершения преступления, а также предметом посягательства.
Однако, исходя из установленных обстоятельств, которые подтверждаются совокупностью собранных по делу и исследованных в судебном заседании доказательств, следует, что Бачурин культивировал растения, содержащие наркотические средства, изготовил из них наркотическое средство марихуану и хранил ее с целью последующего сбыта наркотиков потенциальным покупателям, обратившимся к нему с соответствующей просьбой. При этом умысел на сбыт части имевшегося у него наркотического средства конкретному лицу, И., у Бачурина возник именно в момент обращения к нему свидетеля.
Таким образом, действия Бачурина предполагали в каждом конкретном случае самостоятельное разрешение вопросов, связанных со сбытом хранившегося у него с этой целью наркотического средства конкретным покупателям после очередной договоренности с ними.
Следовательно, при указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции дал ошибочную правовую оценку действиям Бачурина, направленным на сбыт наркотического средства, как единому продолжаемому преступлению, и указанная ошибка в квалификации повлекла назначение наказания, которое не отвечает требованиям справедливости вследствие чрезмерной мягкости, искажает саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
В связи с изложенным доводы кассационного представления Судебная коллегия находит обоснованными, а кассационное определение суда кассационной инстанции общей юрисдикции подлежащим отмене на основании ст. 401 15, 401 6 УПК РФ с направлением дела на новое кассационное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401 14, 401 15 УПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 октября 2020 года в отношении Бачурина Константина Анатольевича отменить, уголовное дело передать на новое кассационное рассмотрение в тот же суд иным составом.
Председательствующий |
Колышницын А.С. |
Судьи |
Земсков Е.Ю. |
|
Шмотикова С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27 мая 2021 г. N 44-УДП21-14-К7
Текст определения опубликован не был