Определение Верховного Суда РФ от 31 мая 2021 г. N 305-ЭС21-7120 по делу N А40-237225/2019
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив кассационную жалобу акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" (далее - АО "Центральная ППК", заказчик) на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.02.2021 по делу N А40-237225/2019 по заявлению АО "Центральная ППК" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее - Московское УФАС России, антимонопольный орган) об оспаривании решения и предписания, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Линкком-Сервис" (далее - ООО "Линкком-Сервис"),
установил:
АО "Центральная ППК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому УФАС России об оспаривании решения и предписания от 11.06.2019 по делу N 077/07/00-5501/2019 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Центральная ППК", ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов, решением Московского УФАС России от 11.06.2019 по делу N 077/07/00-5501/2019 признана обоснованной жалоба ООО "Линкком-Сервис" на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту информационных терминалов, контроллеров зоны прохода, автоматизированных рабочих мест контролеров автоматических пропускных пунктов и серверов управления вестибюлем на полигоне Малого кольца Московской железной дороги в части довода о ненадлежащем формировании заказчиком порядка оценки заявок участников закупки по критерию "Специальный опыт", а также довода о неправомерности неуказания в документации срока действия банковской гарантии. На основании указанного решения заявителю выдано обязательное к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупочной процедуры, внесения изменения в закупочную документацию и т.д.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, АО "Центральная ППК" обратилось в суд.
Исследовав и оценив представленные доказательства и обстоятельства дела, суды, пришли к выводу о правомерности оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа в связи с наличием в действиях заказчика нарушений пункта 2 части 1 статьи 3 и пункта 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также отсутствии нарушения прав и законных интересов заказчика.
При этом суды исходили из того, что порядок оценки по критерию "Специальный опыт", установленный заказчиком, которым обладает только один субъект, носит дискриминационный характер и приводит к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки, создавая преимущественные условия для одного из участников конкурентной процедуры; каких-либо доказательств наличия у заказчика объективной необходимости в установлении такого требования, не представлено; действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе любыми лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке; оспариваемые решение и предписание вынесены в рамках предоставленной антимонопольному органу компетенции.
Подтверждая законность оспариваемых актов антимонопольного органа о признании обоснованной жалобы ООО "Линкком-Сервис" в части довода о неправомерности неуказания в документации срока действия банковской гарантии, суды указали на то, что отсутствие в положениях документации надлежащего срока действия обеспечительного документа способно привести к ограничению количества участников торгов, поскольку последние не обладают всей полнотой сведений для подготовки банковской гарантии в обеспечение исполнения контракта, что препятствует им участвовать в конкурентной процедуре и, как следствие, влияет на результат определения поставщика.
В обжалуемых судебных актах суды отразили, что формирование закупочной документации таким образом, что она создает условия для множественного толкования участниками ее положений и предпосылки для отклонения заявок, является самостоятельным основанием для квалификации действий заказчика нарушающими пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Приведенные в жалобе доводы о наличии ранее вынесенного решения антимонопольного органа в отношении тех же действий заказчика, отсутствии оснований для рассмотрения антимонопольным органом жалобы ООО "Линкком-Сервис" по существу, специфике предмета закупки, а также о предположительном характере последствий отсутствия в документации требований к сроку действия банковской гарантии сводятся к иной оценке представленных доказательств и несогласию с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям относительно установленных обстоятельств дела, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке в силу статей 291 6, 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать акционерному обществу "Центральная пригородная пассажирская компания" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 31 мая 2021 г. N 305-ЭС21-7120 по делу N А40-237225/2019
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23552/20
30.09.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26230/20
10.03.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-237225/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-237225/19