Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 августа 2004 г. N КА-А40/7037-04
(извлечение)
Ярославское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ярэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным с даты принятия постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (далее - ФЭК России) от 10.09.03 N 73-э/1 в части, касающейся утверждения баланса производства и поставок электроэнергии и мощности ОАО "Нижноватомэнергосбыт" на 4-й квартал 2003 года по Ярославской области.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОАО "Нижноватомэнергосбыт"; Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов по Ярославской области (далее - Департамент).
Решением от 27.04.04 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Требования о проверке законности решения от 27.04.04 в кассационной жалобе общества основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта арбитражным судом первой инстанции не применено Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.96 N 798 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)". Неправильно применено Временное положение об основах формирования плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка, утвержденное постановлением ФЭК России от 03.04.98 N 15/2, согласно которому проекты балансов электрической (тепловой) энергии и мощности без наличия согласования с региональными энергетическими комиссиями не принимаются. Арбитражным судом не учтено, что общество - коммерческая организация, не входит в состав ЕЭС России, не является субъектом ФОРЭМ.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральная служба по тарифам (правопреемник ФЭК России) возражала против содержащихся в кассационной жалобе доводов, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу поддержал содержащиеся в кассационной жалобе доводы и просил рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя. Это ходатайство удовлетворено.
Явившиеся в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции, которое состоялось 16.08.04, представители других лиц, участвующих в деле, относительно кассационной жалобы дали следующие объяснения:
- представитель общества объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- представитель заинтересованного лица и представитель ОАО "Нижно-ватомэнергосбыт", каждый в отдельности объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поскольку эти доводы неосновательны.
Законность решения от 27.04.04 проверка арбитражным судом кассационной инстанции в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражным судом первой инстанции в судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства.
Постановление от 10.09.03 N 73-э/1 об утверждении Плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка на 4 квартал 2003 года принято ФЭК России.
ФЭК России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.11.95 N 1194 "О Федеральной энергетической комиссии России", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 960 "Об утверждении положения о Федеральной энергетической комиссии России" является федеральным исполнительным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции государственного регулирования на электрическую и тепловую энергию.
Следовательно, названное постановление принято ФЭК России в пределах предоставленных этому органу исполнительной власти полномочий.
Упомянутое постановление касается в том числе и утверждения баланса производства поставок электроэнергии и мощности на 4-й квартал 2003 года ОАО "Нижноватомэнергосбыт".
ОАО "Нижноватомэнергосбыт" постановлением ФЭК России от 19.04.02 N 22/1 включен в перечень организаций - субъектов ФОРЭМ, которым тарифы на электрическую энергию устанавливаются ФЭК России.
Принятие этого решения в отсутствие региональной энергетической комиссии не противоречит законодательству Российской Федерации, поскольку право на принятие окончательного решения по вопросам формирования балансов производства и поставки электрической (тепловой) энергии (мощности) по субъектам оптового рынка согласно абзацу 10 статьи 5 Закона "О тарифах", пункту 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 228 принадлежит ФЭК России.
С учетом изложенного правовые основания для применения статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации при таких обстоятельствах отсутствуют.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что ОАО "Нижноватомэнергосбыт" является субъектом ФОРЭМ.
При этом арбитражный суд сослался на постановление ФЭК России от 19.04.02 N 22/1.
Однако арбитражным судом не учтено, что на момент принятия названного постановления действовал Федеральный закон от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 15 названного закона порядок государственного регулирования и применения тарифов устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению ФЭК России. Перечень коммерческих организаций, для которых тарифы на поставленную электрическую энергию устанавливаются этой комиссией, утверждается Правительством Российской Федерации.
Между тем, вопрос о том, утверждено ли Правительством Российской Федерации включение ОАО "Нижноватомэнергосбыт" в Перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливаются ФЭК России, арбитражным судом не выяснялся, в то время как выяснение этого вопроса имеет существенное значение для дела.
руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 27 апреля 2004 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-3603/04-122-46 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2004 г. N КА-А40/7037-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании