Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела обращение Федеральной налоговой службы от 22.11.2017 N СА-4-7/23667@ по вопросу бездоговорного потребления электрической энергии и сообщает следующее.
1. В соответствии с положениями пункта 84 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), расчет стоимости объема бездоговорного потребления электроэнергии сетевой организацией производится:
- в отношении потребления населением и приравненными к нему категориями потребителей исходя из регулируемых цен (тарифов), установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей и применяемых для расчетного периода, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии;
- в отношении потребления иными потребителями исходя из цены, по которой указанная сетевая организация приобретает электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объеме, не превышающем объема потерь, учтенного в сводном прогнозном балансе, в тот же расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения.
2-3. В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Расходы на налоги на добавленную стоимость не являются ни расходами, уменьшающими налоговую базу налога на прибыль организаций, ни расходами, не учитываемыми при определении налоговой базы налога на прибыль.
В этой связи расчет тарифов в сфере электроэнергетики осуществляется без учета налога на добавленную стоимость.
Цены (тарифы) в сфере электроэнергетики устанавливаются органами исполнительной власти без учета налога на добавленную стоимость, за исключением цен (тарифов) в сфере электроэнергетики для населения и приравненным к нему категориям потребителей, которые в соответствии с приказом ФСТ России от 28.03.2013 N 313-э должны быть отражены в тарифном решении с учетом налога на добавленную стоимость.
При этом согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В этой связи сетевая организация, являющаяся плательщиком НДС, обязана увеличить цену товара (тариф) на соответствующую сумму НДС и предъявить ее для оплаты покупателю.
Тот факт, что стоимость потребленной электроэнергии в отсутствие заключенного договора энергоснабжения взыскивается в порядке неосновательного обогащения, не освобождает сетевую организацию от обязанности дополнительно к стоимости бездоговорного потребления предъявить к оплате соответствующую сумму НДС.
Данная позиция подтверждается имеющейся судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2016 по делу N 307-КГ16-1324, апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 07.04.2015).
4. В соответствии с пунктом 26 Основных положений N 442 принятие мер по сокращению уровня или прекращению потребления электрической энергии в отсутствие договора и по обеспечению оплаты объемов электрической энергии, потребляемой без заключенного договора лицом, потребляющим электрическую энергию, путем введения ограничения режима потребления электрической энергии является прямой обязанностью сетевой организации.
Кроме того, положения законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере электроэнергетики направлены на стимулирование сокращения потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации, возникающих в том числе в связи с фактами бездоговорного потребления.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования дополнительные доходы, возникшие у территориальной сетевой организации вследствие взыскания стоимости выявленного в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии, подлежат исключению из необходимой валовой выручки, рассчитываемой на следующий расчетный период регулирования.
5. В соответствии с абзацем 9 пункта 2 Основных положений N 442 бездоговорное потребление электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, а также потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
При этом правовая оценка наличия хищения или других правонарушений при бездоговорном потреблении электрической энергии производится в целях установления возможности применения мер административной или уголовной ответственности и может быть установлена исключительно решением суда.
Более подробную информацию о деятельности ФАС России Вы можете получить на официальном сайте ФАС России в сети "Интернет": http://fas.gov.ru/.
|
В.Г. Королев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 18 января 2018 г. N ВК/2393/18 "О разъяснении законодательства"
Текст письма опубликован не был