Определение Верховного Суда РФ от 27 мая 2021 г. N 303-ЭС21-6729 по делу N А73-8569/2020
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г. Хабаровска (далее - управление ЖКХ) на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.02.2021 по делу Арбитражного суда Хабаровского края N А73-8569/2020 по заявлению Краевого государственного казенного учреждения "Государственный жилищный фонд Хабаровского края" (далее - КГКУ "Государственный жилищный фонд края", учреждение) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган), управлению ЖКХ о признании незаконным решения антимонопольного органа; об обязании управления ЖКХ провести конкурс, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Сириус" (далее - ООО "Сириус"), общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Градъ Сервис" (далее - ООО "Градъ Сервис"),
установил:
КГКУ "Государственный жилищный фонд края" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровскому УФАС России с требованием о признании недействительным решения от 13.03.2020 по делу N 8-01/73 (027/01/18.1-320/2020), а также к управлению ЖКХ - об обязании провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул. Аэродромная д. 21 в г. Хабаровске (с учетом изменений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.08.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.02.2021, решение суда первой инстанции отменено, заявление удовлетворено, признано недействительным решение от 13.03.2020 по делу N 8-01/73 (027/01/18.1-320/2020), на управление ЖКХ возложена обязанность провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по ул. Аэродромная д. 21 в г. Хабаровске.
В кассационной жалобе управление ЖКХ, ссылаясь на несоответствие выводов судов нормам права, просит обжалуемые судебные акты отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, в удовлетворении требований КГКУ "Государственный жилищный фонд края" отказать в полном объеме.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов, распоряжением Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 26.12.2019 N 2391 жилые помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Аэродромная, д. 21, возведенном в соответствии с государственными контрактами на участие в долевом строительстве, заключенными между КГКУ "Государственный жилищный фонд края" (заказчик) и ООО "Градъ Сервис" (застройщик), внесены в реестр краевого государственного имущества и закреплены на праве оперативного управления за учреждением.
На основании статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации между ООО "Градъ Сервис" и ООО "Сириус" 29.11.2019 заключен договор N 1 управления данным многоквартирным домом до момента проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации.
В дальнейшем объявленный управлением ЖКХ конкурс был отменен/аннулирован по причине предоставления документов по выбору и реализации способа управления в соответствии с протоколом от 21.12.2019 N 1 общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, согласно которому в качестве управляющей организации было выбрано ООО "Сириус", с указанной организацией заключен договор от 20.12.2019.
При этом при оформлении протокола от 21.12.2019 N 1 застройщик принимал участие в качестве собственника, договор управления многоквартирным домом от 20.12.2019 также заключен между ООО "Градъ Сервис" и ООО "Сириус".
Решением антимонопольного органа от 13.03.2020 по делу N 8-01/73 (027/01/18.1-320/2020) жалоба учреждения на действия управления ЖКХ по снятию многоквартирного дома с конкурса признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением Хабаровского УФАС России, а также действиями управления ЖКХ, КГКУ "Государственный жилищный фонд края" обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, отклонив ссылку на не вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции о признании недействительным приведенных решения общего собрания собственников, а также признании ничтожным договора управления многоквартирным домом, указал на то, что решение управления ЖКХ при наличии соответствующих документов отвечало требованиям пункта 39 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", при этом вопросы, связанные с проведением общего собрания собственников, а также с установлением правомерности принятых общими собраниями собственников решений и протоколов таких собраний, не относятся к компетенции антимонопольного органа, на момент рассмотрения
Хабаровским УФАС России жалобы учреждения решение общего собрания собственников в суде не оспорено, решение суда не вынесено.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, руководствуясь положениями статей 4, 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статей 131, 219, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установив, что в роли собственника помещений в многоквартирном доме в вышеуказанных документах (протоколе, договоре) выступило ООО "Градъ Сервис" (застройщик), не являвшееся и не являющееся собственником помещений, пришел к выводу о незаконности действий (бездействия) управления ЖКХ и оспариваемого решения антимонопольного органа.
Суд апелляционной инстанции указал на то, что еще на стадии поступления документов от ООО "Сириус" управление ЖКХ должно было установить, что протокол от 21.12.2019 N 1 не является по смыслу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 181 1, 181 2 Гражданского кодекса Российской Федерации протоколом общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, а сам протокол и договор от 20.12.2019 N АЭ/1 имеют признаки ничтожности в силу статей 168, 169, 181 3, 181 5 Гражданского кодекса Российской Федерации. В свою очередь, на стадии обжалования действия управления ЖКХ по отмене/аннулированию проведения открытого конкурса Хабаровское УФАС России должно было рассмотреть доводы учреждения в соответствии со статьей 18 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", признать незаконными действия (бездействие) управления ЖКХ.
Выраженное в жалобе несогласие с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций о необходимости проверки управлением ЖКХ представленных в его адрес документов на предмет их ничтожности, основано на неверном толковании норм материального права.
Ссылки управления ЖКХ на судебную практику несостоятельны, поскольку указанные в кассационной жалобе судебные акты приняты с учетом иных фактических обстоятельств.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке в силу статей 291 6, 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291 6, 291 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г. Хабаровска в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 27 мая 2021 г. N 303-ЭС21-6729 по делу N А73-8569/2020
Текст определения опубликован не был