Письмо Федеральной службы пo надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25 мая 2021 г. N 09-11124-2021-40
"О рассмотрении обращения"
Вопрос: В соответствии с п. 5 "б" Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, установленных Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. N 222, Правила), в границах санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) не допускается использования земельных участков в целях:
"....размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями."
На основании вышеизложенного, ООО "ЭКО центр" просит дать разъяснения относительно обоснования возможности использования земельных участков в границах СЗЗ в целях, указанных в пунктах 5 "б" Правил, на примере земельных участков для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, и ответить на следующие вопросы.
1. В соответствии с какими критериями в рамках разработки проекта СЗЗ выполняется оценка нарушения качества и безопасности средств, сырья, воды и продукции и делается вывод относительно возможности использования земельных участков в обозначенных целях, (с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека) в случае отсутствия информации о требованиях к качеству и безопасности со стороны собственников данных земельных участков?
2. Каким нормативным актом следует руководствоваться при определении указанных критериев и выполнении данного обоснования?
Ответ: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела Ваше обращение по вопросу разъяснения санитарного законодательства в части установления санитарно-защитных зон и сообщает.
В связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222, Правила) определён порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.
С момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) действуют в части, не противоречащей Правилам.
По вопросу оценки проектов СЗЗ на предмет соответствия ограничений, предусмотренных подпунктом "б)" пункта 5 Правил в части использования земельных участков в границах СЗЗ в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности такой продукции в соответствии с установленными к ним требованиями, обращаем внимание на то, что требования к упомянутой продукции предусмотрены в рамках технических регламентов. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 ГОСТ 17.4.1.02-83 "Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения" влияние на пищевую ценность сельскохозяйственной продукции могут оказать:
- вещества 1-го класса опасности - сильное;
- вещества 2-го класса опасности - умеренное;
- вещества 3-го класса опасности - не оказывают.
Согласно Приложению 3 к ГОСТ 17.4.1.02-83 предусмотрен перечень химических веществ, попадающих в почву из выбросов предприятий:
1 класс опасности: мышьяк, кадмий, ртуть, селен, свинец, цинк, фтор, бенз(а)пирен;
2 класс опасности: бор, кобальт, никель, молибден, медь, сурьма, хром.
Таким образом, оценка проектов СЗЗ на предмет соответствия ограничений, предусмотренных подпунктом "б)" пункта 5 Правил в части использования земельных участков в границах СЗЗ в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, необходимо осуществлять с учетом сведений об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, сведений о земельных участках в границах СЗЗ, используемых в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также действующих технических регламентах, устанавливающих требования к качеству пищевой продукции.
Начальник Управления |
И.Г. Шевкун |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С момента вступления в силу правительственных Правил установления санитарно-защитных зон (СЗЗ) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" действуют в части, не противоречащей Правилам.
В границах СЗЗ не допускается использовать участки в целях производства, хранения и переработки пищевой с/х продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена СЗЗ, приведет к нарушению качества и безопасности продукции.
Проекты СЗЗ необходимо оценивать на предмет соответствия указанным ограничениям с учетом сведений:
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ;
- об участках в границах СЗЗ, используемых в целях производства, хранения и переработки с/х продукции;
- о действующих техрегламентах, устанавливающих требования к качеству пищевой продукции.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25 мая 2021 г. N 09-11124-2021-40 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был