Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 августа 2004 г. N КА-А41/7450-04-П
(извлечение)
Решением от 12.08.2003 Арбитражного суда Московской области отказано в удовлетворении иска Межрайонной ИМНС РФ N 9 по Брянской области о взыскании с ООО "Пересвет" 60 тыс. руб. штрафа на основании п. 2 ст. 116 НК РФ в соответствии с решением б/н от 14.03.2003 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
При этом суд исходил из того, что на общество не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет.
Постановлением ФАС МО от 23.12.2003 N КА-А41/10292-03 решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При этом суд кассационной инстанции признал не основанным на нормах материального права вывод суда о том, что общество привлечено к ответственности за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет, поскольку нахождение на налоговом учете в ИМНС РФ по г. Юбилейный Московской области - по месту нахождения общества не является основанием для освобождения общества от ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в ином налоговом органе - МРИ МНС РФ N 9 по Брянской области - по месту нахождения принадлежащего обществу недвижимого имущества.
Суду дано указание разрешить спор с учетом вменяемого обществу правонарушения и установленной Налоговым кодексом ответственности за его совершение.
Решением от 16.04.2004 заявление инспекции удовлетворено, с общества взыскан штраф в размере 60000 руб.
При этом суд исходил из того, что обществом совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 116 НК РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2004 решение от 16.04.2004 отменено, в удовлетворении заявления МРИ МНС РФ N 9 по Брянской области отказано.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что деяние, совершенное обществом, на момент рассмотрения апелляционной жалобы правонарушением не считается.
Законность принятого постановления проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой МРИ МНС РФ N 9 по Брянской области, в которой ставится вопрос о его отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представитель общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебном акте.
Дело рассмотрено в порядке п. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителя инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав представителя общества, считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - изменению в связи с неправильным применением норм материального права.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, ООО "Пересвет" состоит на налоговом учете в ИМНС РФ по г. Юбилейный Московской области.
10.10.2002 Брянским областным комитетом по государственной регистрации прав на недвижимость за ООО "Пересвет" зарегистрировано право собственности на шесть объектов недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
25.02.2003 в МРИ МНС РФ N 9 по Брянской области обществом поданы заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества.
Решением от 14.03.2003 общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 116 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 60000 руб.
Поскольку в добровольном порядке штраф не уплачен, МРИ МНС РФ N 9 по Брянской области обратилась в суд для взыскания суммы штрафа в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ) заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.
Согласно п. 2 ст. 116 НК РФ, нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Поскольку свидетельства о государственной регистрации права собственности на шесть объектов недвижимости обществом получены 10.10.2002, а заявления о постановке на учет в налоговом органе поданы в инспекцию лишь 25.02.2003, судебными инстанциями сделан правильный вывод о том, что обществом совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 116 НК РФ.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что штраф не подлежит взысканию, поскольку деяние, совершенное ООО "Пересвет", правонарушением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не считается, является неправильным.
С 01.01.2004 вступил в силу Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно этому федеральному закону, абзац 1 части 5 статьи 83 НК РФ признан утратившим силу.
В новой редакции названная норма не устанавливает обязанности налогоплательщика - организации подавать заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества.
То есть с 01.01.2004 устранена данная обязанность налогоплательщика.
Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ вступил в силу, в соответствии со ст. 2, с 01.01.2004 и в нем не предусмотрено, что он имеет обратную силу.
Учитывая, что налоговое правонарушение совершено и общество привлечено к налоговой ответственности за его совершение в 2003 г. - в период существования обязанности организации по подаче заявления о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества, штраф за нарушение срока подачи такого заявления подлежит взысканию.
Вместе с тем, штраф подлежит взысканию в размере 10000 руб., поскольку именно такой размер ответственности установлен п. 2 ст. 116 НК РФ.
Решение суда первой инстанции о взыскании штрафа в размере 60000 руб. противоречит п. 2 ст. 116 НК РФ, а также ст. 83 НК РФ (в т.ч. абз. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ), которая регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 288, ч. 2 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление апелляционной инстанции от 08.06.2004 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-7331/03 отменить.
Решение от 16.04.2004 изменить.
Решение суда в части взыскания с ООО "Пересвет" в соответствующий бюджет 50000 руб. штрафа отменить. В удовлетворении заявления МРИ МНС РФ N 9 по Брянской области в данной части отказать.
В остальной части решение от 16.04.2004 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно пункту 1 ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.
В соответствии с п.5 ст.83 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спора) заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.
Ответственность за нарушение указанной обязанности предусмотрена ст.116 НК РФ.
В данном случае общество подало заявление о постановке на учет по месту нахождения недвижимости с нарушением установленного п.5 ст.83 НК РФ срока.
Однако к моменту рассмотрения дела в суде вышеприведенная норма п.5 ст.83 НК РФ с 1 января 2004 г. утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 г. N 185-ФЗ.
Учитывая данное обстоятельство, апелляционная инстанция посчитала, что деяние, совершенное обществом, на момент рассмотрения дела перестало являться налоговым правонарушением, поэтому налоговая санкция за его совершение не может быть взыскана.
Признавая данный вывод неправомерным, федеральный арбитражный суд указал, что хотя Федеральный закон от 23.12.2003 г. N 185-ФЗ и устранил указанную выше обязанность по подаче заявления о постановке на учет, но в нем не предусмотрено, что его положения имеют обратную силу и могут действовать ретроспективно.
В то же время в соответствии с п.4 ст.5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, несмотря на то, что в последующем деяние общество перестало быть наказуемым, на момент его совершения оно являлось налоговым правонарушением, в связи с чем подлежит взысканию штраф.
Ввиду неправильного применения норм материального права суд отменил постановление апелляционной инстанции и удовлетворил кассационную жалобы налоговой инспекции.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2004 г. N КА-А41/7450-04-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании