Постановление Правительства Чеченской Республики от 31 мая 2021 г. N 99
"Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Чеченской Республики"
В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство Чеченской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Чеченской Республики (далее - Порядок).
2. Органам исполнительной власти Чеченской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора), в срок не позднее 1 июля 2021 года актуализировать действующие и при необходимости принять новые нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и Порядком, утвержденным настоящим постановлением.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики принять муниципальные нормативные правовые акты, определяющие порядок установления и оценки применения содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Магомадова А.А.
5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя |
И.А. Тумхаджиев |
Утвержден
постановлением Правительства
Чеченской Республики
от 31.05.2021 N 99
Порядок
установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Чеченской Республики
I. Общие положения
1.1. Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Чеченской Республики (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) в целях обеспечения единого подхода к установлению и оценке применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Чеченской Республики (далее - обязательные требования).
1.2. При установлении и оценке обязательных требований в соответствии с разделами II и III настоящего Порядка такие требования подлежат оценке на соответствие принципам, установленным статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ, а также на предмет достижения целей установления обязательных требований.
1.3. Настоящий Порядок применяется органами исполнительной власти Чеченской Республики, осуществляющими нормативное правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений, на которые в соответствии с действующим законодательством возложены полномочия по установлению обязательных требований (далее - уполномоченные органы), и включает в себя:
порядок установления обязательных требований;
порядок оценки применения обязательных требований.
II. Порядок установления обязательных требований
2.1. Обязательные требования устанавливаются нормативными правовыми актами Чеченской Республики.
2.2. Уполномоченные органы устанавливают обязательные требования с соблюдением принципов, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ.
2.3. При установлении обязательных требований нормативными правовыми актами Чеченской Республики должны быть определены:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования (далее - контролируемые лица);
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
4) формы оценки соблюдения обязательных требований (региональный государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);
5) органы исполнительной власти Чеченской Республики, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.
2.4. Положения нормативных правовых актов Чеченской Республики, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней со дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта Чеченской Республики.
2.5. Положения пункта 2.4 настоящего Порядка не применяются в отношении нормативных правовых актов Чеченской Республики, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Чеченской Республики, а также нормативных правовых актов Чеченской Республики, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
2.6. Нормативным правовым актом Чеченской Республики, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу.
По результатам оценки применения обязательных требований может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет.
2.7. Положения пункта 2.6 настоящего Порядка не применяются в отношении нормативных правовых актов Чеченской Республики, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в том числе достижение целей и задач таких проектов, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", публичным партнером по которым выступает Чеченская Республика.
2.8. Уполномоченные органы при разработке проекта нормативного правового акта Чеченской Республики, устанавливающего обязательные требования, проводят оценку регулирующего воздействия в соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 1 июля 2015 года N 145 "Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чеченской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов Чеченской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности".
2.9. В целях оценки обязательных требований на соответствие законодательству Российской Федерации проводятся правовая экспертиза проекта нормативного правового акта Чеченской Республики, устанавливающего обязательные требования, и государственная регистрация нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.
2.10. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами Чеченской Республики разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом Чеченской Республики большей юридической силы.
В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами Чеченской Республики равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
2.11. При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта Чеченской Республики, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта Чеченской Республики, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты Чеченской Республики, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта Чеченской Республики, не подлежат применению на территории Чеченской Республики со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта Чеченской Республики, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта Чеченской Республики не было установлено иным нормативным правовым актом Чеченской Республики.
2.12. Уполномоченные органы в отношении принятых ими нормативных правовых актов дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
2.13. Уполномоченные органы обеспечивают информирование контролируемых лиц о процедуре соблюдения обязательных требований, правах и обязанностях контролируемых лиц, полномочиях органов исполнительной власти Чеченской Республики, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), и их должностных лиц, иных вопросах соблюдения обязательных требований.
2.14. Информирование контролируемых лиц осуществляется в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований. В руководство по соблюдению обязательных требований включаются пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований. Указанное руководство не может содержать новые обязательные требования.
2.15. Руководства по соблюдению обязательных требований утверждаются руководителем уполномоченного органа и применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.
2.16. Руководства по соблюдению обязательных требований, которые влияют на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также руководства по соблюдению обязательных требований, нарушение которых является типовым или массовым, подлежат обязательным разработке и размещению на официальном сайте уполномоченного органа.
2.17. Деятельность контролируемых лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с руководствами по соблюдению обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
III. Порядок оценки применения обязательных требований
3.1. Целью оценки применения обязательных требований является оценка достижения цели введения обязательных требований, эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
3.2. Оценка применения обязательных требований проводится уполномоченным органом в соответствии с ежегодно утверждаемым им планом проведения оценки применения обязательных требований (далее - План). Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых составляет от 4 до 6 лет, включаются в проекты Планов для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год за 3 года до окончания срока действия.
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых составляет от 3 до 4 лет, включаются в проекты Планов для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год за 2 года до окончания срока действия.
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых менее 3 лет, включаются в проекты Планов для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год за 1 год до окончания срока действия.
В целях публичного обсуждения проекта Плана уполномоченный орган не позднее 1 сентября размещает на официальном сайте проект Плана с использованием программных средств официального сайта, с одновременным извещением контролируемых лиц. Срок публичного обсуждения проекта Плана не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
Уполномоченным органом в целях публичного обсуждения проекта Плана при необходимости проводятся совещания, мероприятия с участием заинтересованных лиц.
Уполномоченный орган рассматривает все предложения, поступившие через официальный сайт в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта Плана с использованием программных средств официального сайта, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения, дорабатывает (при необходимости) проект Плана с учетом поступивших предложений и в срок не более 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает сводку предложений.
Доработанный проект Плана, утвержденный руководителем уполномоченного органа, подлежит опубликованию на официальном сайте не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения оценки применения обязательных требований в соответствии с указанным Планом.
3.3. Уполномоченный орган проводит оценку применения обязательных требований в соответствии с целями, указанными в пункте 3.1 настоящего Порядка, и готовит проект доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - доклад).
3.4. Источниками информации для подготовки доклада являются:
а) результаты мониторинга применения обязательных требований;
б) результаты анализа осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
в) результаты анализа судебной практики;
г) обращения, предложения и замечания контролируемых лиц;
д) позиции органов исполнительной власти, в том числе полученные при разработке проекта нормативного правового акта на этапе правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия;
е) иные сведения, которые, по мнению уполномоченного органа, позволяют объективно оценить применение обязательных требований.
3.5. В доклад включается следующая информация:
а) общая характеристика оцениваемых обязательных требований;
б) результаты оценки применения обязательных требований;
в) выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований.
3.6. Общая характеристика обязательных требований должна включать следующие сведения:
а) цели введения обязательных требований;
б) перечень нормативных правовых актов и содержащихся в них обязательных требований, в том числе реквизиты и источники официального опубликования нормативных правовых актов;
в) сведения о внесенных в нормативные правовые акты изменениях (при наличии);
г) сведения о полномочиях уполномоченного органа на установление соответствующих требований;
д) период действия нормативных правовых актов и их отдельных положений (при наличии);
е) сфера осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группа общественных отношений), на регулирование которых направлены соответствующие обязательные требования;
ж) основные группы контролируемых лиц, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, интересы которых затрагиваются оцениваемыми обязательными требованиями, количество таких субъектов.
3.7. Оценка применения обязательных требований проводится на основании анализа ведения предпринимательской и иной экономической деятельности и должна содержать следующую информацию:
а) соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ;
б) достижение целей введения обязательных требований (снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление соответствующих обязательных требований);
в) оценка фактических расходов и доходов контролируемых лиц, связанных с необходимостью соблюдения установленных нормативными правовыми актами обязанностей или ограничений;
г) информация о динамике ведения предпринимательской деятельности в соответствующей сфере;
д) сведения о реализации методов контроля эффективности достижения цели регулирования, установленных нормативными правовыми актами, а также организационно-технических, методологических, информационных и иных мероприятий;
е) изменение бюджетных расходов и доходов от реализации предусмотренных нормативными правовыми актами функций, полномочий, обязанностей и прав федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
ж) сведения о привлечении к ответственности за нарушение установленных нормативными правовыми актами обязательных требований, в случае если нормативными правовыми актами установлена такая ответственность, в том числе количество зафиксированных правонарушений;
з) количество и содержание обращений контролируемых лиц в уполномоченный орган, связанных с применением обязательных требований;
и) количество и содержание вступивших в законную силу судебных актов, связанных с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов;
к) анализ влияния социально-экономических последствий реализации установленных обязательных требований на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;
л) иные сведения, которые позволяют оценить применение обязательных требований и достижение целей их установления.
3.8. Выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований должны содержать один из следующих выводов:
а) о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований без внесения изменений в нормативный правовой акт;
б) о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований с внесением изменений в нормативный правовой акт;
в) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, их положений.
3.9. Вывод о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований при условии внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты или о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмены нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, их положений формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
а) невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении отрицательной динамики ведения предпринимательской деятельности, избыточности требований, несоразмерности расходов на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (положительным влиянием на снижение рисков, в целях превенции которых установлены соответствующие обязательные требования) от их исполнения и соблюдения;
б) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований в нескольких нормативных правовых актах;
в) наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) противоречащих друг другу обязательных требований;
г) отсутствие однозначных критериев оценки соблюдения обязательных требований;
д) наличие в нормативных правовых актах неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
е) наличие неактуальных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
ж) наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований правоприменительными органами;
з) противоречие обязательных требований принципам Федерального закона N 247-ФЗ, вышестоящим нормативным правовым актам и (или) целям и положениям государственных программ и национальных проектов Российской Федерации;
и) отсутствие у уполномоченного органа предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по установлению соответствующих обязательных требований.
3.10. В целях публичного обсуждения проекта доклада уполномоченный орган размещает проект доклада на официальном сайте, одновременно с извещением контролируемых лиц и заинтересованных органов исполнительной власти не позднее 1 марта.
3.11. Срок публичного обсуждения проекта доклада не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
3.12. Уполномоченный орган рассматривает все предложения, поступившие через официальный сайт в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта доклада, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения и в течение 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает сводку предложений на официальном сайте. Сводка предложений подписывается заместителем руководителя уполномоченного органа.
3.13. В срок до 1 июня уполномоченный орган дорабатывает (при необходимости) проект доклада по замечаниям и предложениям, поступившим в ходе публичного обсуждения проекта доклада. Доработанный доклад, подписанный руководителем уполномоченного органа, рассматривается на очередном заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства на территории Чеченской Республики (далее - Правительственная комиссия), образованной постановлением Правительства Чеченской Республики от 6 августа 2008 года N 136, с одновременным размещением доклада на официальном сайте.
3.14. Правительственная комиссия рассматривает доклад на своём заседании и относительно каждого рассмотренного в докладе нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, принимает решение о необходимости продления срока его действия, либо о проведении в отношении указанного нормативного правового акта оценки фактического воздействия.
3.15. Оценка фактического воздействия проводится в отношении нормативных правовых актов Чеченской Республики, устанавливающих обязательные требования, в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей в соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 7 ноября 2017 года N 259 "Об утверждении Порядка проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Чеченской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности".
3.16. По результатам оценки применения обязательных требований в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом Чеченской Республики, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Чеченской Республики от 31 мая 2021 г. N 99 "Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Чеченской Республики"
Вступает в силу с 11 июня 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Главы Чеченской Республики (http://www.chechnya.gov.ru) 31 мая 2021 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 7 июня 2021 г. N 2000202106070018, в газете "Вести Республики" от 5 июня 2021 г. N 42
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Чеченской Республики от 18 марта 2025 г. N 42
Изменения вступают в силу с 18 марта 2025 г.